Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внутренний настрой делает музыку



 

Мы встретимся с естественным чудом узнавания, когда мы научимся видеть других людей так, как если бы какая-то часть нас обретала при этом родной кров.

Штефан Людвиг

 

 

 

Итак, я могу либо:

✓ реагировать не чутко, то есть слушать своими волчьими ушами, либо

✓ реагировать чутко, то есть слушать своими жирафьими ушами, при этом уши я могу обратить в двух направлениях:

✓ вовнутрь, к самому себе, или

✓ вовне, к другому человеку.

Таким образом, у меня есть выбор между четырьмя внутренними позициями:

1. Волчьи уши, развернутые вовне, – соответствует позиции: «С тобой что-то не так!»

2. Волчьи уши, развернутые вовнутрь, – соответствует позиции: «Со мной что-то не так!»

3. Жирафьи уши, развернутые вовнутрь, – соответствует позиции: «Что я чувствую? В чем я нуждаюсь?»

4. Жирафьи уши, развернутые вовне, – соответствует позиции: «Что ты чувствуешь? В чем ты нуждаешься?»

Первый шаг на моем пути – впрочем, точно так же как и в случае говорения – состоит в том, чтобы вообще осознать эти четыре возможности.

При этом мне, возможно, предстоит обнаружить и то, что в определенных ситуациях или с определенными людьми ко мне как будто прирастают волчьи уши, а в других ситуациях мои жирафьи ушки тут же на макушке. Точно так же, как в разговоре, надо немного поупражняться, чтобы этот выбор был осознанным.

1-й вариант восприятия . Волчьи уши, развернутые вовне, – внутренняя позиция «С тобой что-то не так!»

Здесь я концентрирую все свое внимание на другом человеке и сообщаю ему во всевозможных вариациях, что с ним не так, что он неправильно делает, кто при этом прав (конечно, я!) и кто – неправ (конечно, он!). Я вершу суд, обвиняю, выношу приговор и т. п.

При этом я думаю следующее: «Я должен себя защитить! Все это он должен записать на свой счет! На меня нападают, должен же я за себя постоять. Я не должен допускать, чтобы со мной так обходились!»

Мои волчьи уши слышат: «Нападение!» – и мои волчьи мысли тут же отзываются рычанием: «Ты не в порядке!» Я отвечаю на это нападение, как правило, мгновенно и в обход какого бы то ни было сознательного решения, то есть – опять же – по-волчьи. А именно контрударом. Тем самым я еще сильнее раскручиваю «карусель конфликта».

2-й вариант восприятия . Волчьи уши, развернутые вовнутрь, – соответствует позиции: «Со мной что-то не так!»

В этом случае я соглашаюсь с замечанием своего собеседника. Я развернула свои волчьи уши к самой себе, и мой внутренний Волк рычит на собственную хозяйку: «Вот именно! Бесспорно, он прав! А вот со мной что-то не так. Я и сама себе уже не раз об этом говорила!» Я обвиняю саму себя или оправдываюсь.

Волк, который в первом случае из позиции «С тобой что-то не так!» укусил внешний объект, теперь станет внутренним агрессором. С таким строем мыслей я являюсь и волком, и овечкой и чувствую себя маленькой, беззащитной и жалкой. В главе, посвященной понятию вины, я вернусь к этой теме.

Если внутренняя позиция «Со мной что-то не так» ярко выражена, кто-то может сказать мне: «Ты великолепно выглядишь в новом платье!» И внутри себя я могу отреагировать, например, такими высказываниями: «Ой, он, кажется, имеет в виду, что я обычно совершенно за собой не слежу! Надо бы мне обращать больше внимания на свой гардероб!» Тебе уже приходилось замечать за собой подобные внутренние монологи?

3-й вариант восприятия . Жирафьи уши, развернутые вовнутрь, – соответствует позиции: «Что я чувствую? В чем я нуждаюсь?»

В этом случае я тоже чувствую себя лично эмоционально задетой. Но здесь я справляюсь со своим внутренним смятением с помощью Парашюта для Жирафа – и замедляю развитие событий. Я расслабляюсь, выдерживаю паузу и «пережидаю» опасность автоматически оказаться на «волчьей карусели». Я вспоминаю о том, что у меня есть выбор, и еще о том, что этот другой человек всего лишь пытается как-то сообщить о собственных потребностях, даже если то, как он это делает, совершенно не позволяет догадаться о его истинном намерении. Побуждаемая импульсом собственных чувств и доброжелательно настроенная, я обращаюсь внутрь себя, чтобы отыскать собственные нереализованные насущные потребности.

4-й вариант восприятия . Жирафьи уши, развернутые наружу, – соответствует позиции: «Что ты чувствуешь? В чем ты нуждаешься?»

Все сказанное я могу воспринять и совершенно спокойно, если, конечно, внутренне я твердо убеждена в следующей позиции: все, что бы ни говорил или делал человек, состоит на службе у его потребностей. Мой визави не унижает меня намеренно, а пытается что-то о себе сообщить и позаботиться о собственных потребностях. Исходя из такой позиции, мне не следует принимать его замечания на свой счет, а надо сосредоточить свое внимание на том, в чем состоят его чувства и потребности на данный момент.

Это как в айкидо: благодаря моей сосредоточенной внутренней позиции его «атака» скользит мимо меня. Я остаюсь лицом к лицу с ним, не пошатнувшись от его «удара». Я могу подарить ему свое непредвзятое внимание и помочь ему тоже «прийти в себя» и осознать собственные чувства и потребности.

В пространных разговорах мы вполне можем попеременно задействовать те или иные уши, развернутые в разных направлениях. В неком идеальном мире, в воплощенной утопии Жирафов, у нас отпала бы нужда в переводе. Мы бы вовсе не воспринимали слова окружающих как «упрек» или «предвзятость». Если я стабильно, энергично и независимо ощущаю себя в сфере искреннего контакта с собой и соответствующим образом преобразовала свои модели интерпретации, то во всем, что говорят мне другие люди, я слышу сообщение об их чувствах и потребностях.

 

 

Но пока уж мы остаемся такими, какие есть, и живем в том мире, в котором живем, эта переводческая функция метода Ненасильственного Общения – гениальный инструмент! Она помогает нам оставаться независимыми при столкновении с произвольными интерпретациями и подтасовкой фактов, принятыми в мире Волков, потому что мы переводим их на язык чувств, потребностей и просьб.

 

 

Четыре Шага

 

«Путь в четыре шага»

 

Мир означает не просто отсутствие войны; он – не есть некая данность. Мы должны вести мир, и притом так же бдительно, как мы ведем войну.

Далай-лама XIV

 

Четыре Шага – это форма, в которой может выразиться наша чуткость. Предлагаемая здесь схема позволит нам овладеть новыми и более живыми формами самовыражения и попрактиковаться в доброжелательной внутренней позиции, в которой и берет свое начало язык жирафов. Ведь наши слова имеют силу воздействия не благодаря их грамотному применению, а лишь тогда, когда говорятся нами от чистого сердца и несут в себе наше личное участие в том, о чем мы говорим!

До тех пор пока не сбылась мечта о торжестве чуткого взаимодействия людей, мы, конечно, в обоих мирах чувствуем себя как дома. Мы можем блуждать по запутанным тропам волчьего лабиринта, а можем и вполне уверенно шагать под знаком Жирафа. Но с этого момента мы пользуемся свободой выбора – и набираем все больше сноровки, исполняя наш собственный танец Волка с Жирафом в стиле «фристайл».

Дальше на примере конфликта с моим сыном Леандром я пройду весь путь в четыре шага и объясню, в чем именно они заключаются.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.