По подготовке к семинарским, лабораторным занятиям
Для студентов ОДО
Нейрофизиология с основами высшей нервной деятельности
Курс Психолого-педагогическое образование, 2 семестр
Доцент Минина О.Г.
Семинар 1.
Тема. Общая морфология и физиология нервной системы
Вопросы для обсуждения:
1.Функциональная организация мозга. Блок приема и переработки информации (система анализа и синтеза информации - сенсорные системы).
2. Функциональная организация мозга. Блок выбора стратегии и тактики поведения (система потребностно-информационной организации поведения).
3. Функциональная организация мозга. Блок активации и модуляции нервной системы (модулирующие системы мозга).
Задания:
1. Выписать в тетрадь особенности организации блока приема и переработки информации.
2. Выписать в тетрадь особенности организации блока выбора стратегии и тактики поведения.
3. Выписать в тетрадь особенности организации блока активации и модуляции нервной системы
Литература:
Основная:
1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Учебная литература, 1997. – 429 с.
2. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 277 с.
Дополнительная:
1. Бадалян Л.О. Детская неврология: Учеб. Пособие. – М.: ООО «МЕДпресс», 1998. – 576 с.
2. Ноздрачев А.Д., Баженов Ю.И., Баранникова И.А., Батуев А.С. Начала физиологии. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 1088 с.
Семинар 2.
Тема. Структуры и функции отделов мозга
Вопросы для обсуждения:
1. Структура и функции спинного мозга.
2. Структура и функции головного мозга. (Двигательные системы ствола мозга. Функции ретикулярной формации. Мозжечок. Базальные ганглии)
Задания:
1. Составить схему-рисунок «Проводящие пути спинного мозга на поперечном разрезе», на котором указать расположение восходящих и нисходящих проводящих путей.
2. Изучить особенности рефлекторной деятельности ствола мозга. Оформить в виде таблицы расположение и функции рефлекторных центров ствола мозга. Изучить функции и свойства ретикулярной формации.
3. Выписать в тетрадь физиологические функции мозжечка, базальных ганглиев, морфологические и физиологические особенности белого вещества большого мозга.
Литература:
Основная:
1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Учебная литература, 1997. – 429 с.
2. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 277 с.
Дополнительная:
1. Бадалян Л.О. Детская неврология: Учеб. Пособие. – М.: ООО «МЕДпресс», 1998. – 576 с.
2. Ноздрачев А.Д., Баженов Ю.И., Баранникова И.А., Батуев А.С. Начала физиологии. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 1088 с.
Семинар 3
Тема. Созревание и развитие центральной нервной системы у детей и подростков
2. Возрастные особенности основных функциональных блоков головного мозга. Функции основных блоков, три оси созревания и основные принципы созревания мозга.
Задания:
Выписать в тетрадь возрастные особенности основных функциональных блоков головного мозга. По осям созревания:
· Латеральная ось созревания. Гетерохронность и половые особенности созревания правого и левого полушарий головного мозга.
Литература:
Основная:
1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Учебная литература, 1997. – 429 с.
2. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 277 с.
Дополнительная:
1. Бадалян Л.О. Детская неврология: Учеб. Пособие. – М.: ООО «МЕДпресс», 1998. – 576 с.
2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология». - М.: Моск. пс.-соц. инст., Флинта, 1997. - 240с.
3. Ноздрачев А.Д., Баженов Ю.И., Баранникова И.А., Батуев А.С. Начала физиологии. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 1088 с.
Семинар 4.
Тема. Рефлексология
Вопросы для обсуждения:
1. Основы рефлекторной теории нервной деятельности
2. Высшая нервная деятельность и рефлексы. Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов.
3. Механизмы образования условных рефлексов и замыкания временной связи.
Задания:
1. Выписать в тетрадь развитие представлений о рефлексе, принципы рефлекторной деятельности, структуру рефлекса, общую классификацию рефлексов.
2. Составить в тетради таблицу «Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов».
Литература:
Основная:
1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Учебная литература, 1997. – 429 с.
2. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
Дополнительная:
1. Бадалян Л.О. Детская неврология: Учеб. Пособие. – М.: ООО «МЕДпресс», 1998. – 576 с.
2. Ноздрачев А.Д., Баженов Ю.И., Баранникова И.А., Батуев А.С. Начала физиологии. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 1088 с.