Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ. 1. Классификация наук О.Конта и место социологии в ней.



1. Классификация наук О.Конта и место социологии в ней.

2. Социологическое наследие Г.Спенсера.

3. Макс Вебер как социолог: общая характеристика.

4. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма.

5. Питирим Сорокин и его место в развитии мировой социологической мысли.

6. Социология марксизма.

7. Современная западная социология.

8. Особенности формирования и развития социологии в России.

9. Социологические методы изучения общества.

10. Социальные потребности и интересы личности.

11. Современные модели достижения личностью успеха.

12. Ролевые конфликты в профессиональной сфере.

13.Трансформация гендерных ролей в современном обществе.

14. Проблемы формирования среднего класса в России.

15. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры.

16. Теория стратификации в западной социологии.

17. Основные проблемы межэтнических отношений в постсоветской России.

18. Глобализация и проекты будущего мирового порядка.

19. Эволюция социальных институтов в современном обществе.

20. Социальные проблемы студенческой семьи.

21. Образование как социальный институт.

22. Социология общественного мнения.

23. Религия как объект социологического анализа.

24. Современные модели достижения личностью успеха.

25.Молодежь на рынке труда: проблемы безработицы и профессиональной самореализации.

26.Участие Интернета в современных формах труда.

27. Проблемы роста преступности и криминализации в России.

28. Алкоголизм и молодежь.

29. Наркомания и наркоманы.

30. Социальные конфликты в современной России.

31. Административная реформа в России: цели, задачи и критерии эффективности.

32.Трансформация российского общества: основные проблемы и перспективы развития.

ГЛОССАРИЙ

Агрегация социальная – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Амальгамизация– биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом

Анкета– объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондентов о социальных фактах, явлениях и процессах.

Андеркласс – слой общества, образуемый деклассированными элементами (пьяницы, наркоманы и др.), потерявшими человеческий облик; «социальное дно» общества; слой общества, находящий ниже всех классов в социальной иерархии.

Аномия– ситуация, когда одна или более личностей не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, что приводит к отрицанию наиболее значимых норм доминирующей культуры и социальным отклонениям.

Артефакт (от лат. artefaktum – искусственно сделанное) – изготовленный, сделанный человеком.

Ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.

Аудитория – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности).

Аутгруппа – группа людей, по отношению к которой индивид не ощу­щает чувства идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как «не мы», или «чужие».

Брак – санкционированная обществом совокупность норм и предписаний, регулирующих взаимные права и обязанности супру­гов, их отношения друг к другу, детям, совместному имуществу и др.

Бедность – экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.

«Белые воротнички» – работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – одно из направлений в психологии и социологии, имеющее своим предметом поведение людей, понимаемое как воздействие внешней среды.

Бюджетники – лица, находящиеся в трудовых отношениях с государством или принадлежащими ему предприятиями.

Бюрократия – организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

Валидность – основной показатель в социологическом исследовании, отражающий степень надежности полученных результатов.

Взаимодействие социальное – система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного социального субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий.

Включенное наблюдение – метод сбора первичной информации, предполагающий включение исследователя в изучаемый социальный объект.

Власть – любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления независимо от того, в чем эта возможность выражается.

Выборочная совокупность (выборка) – часть совокупности элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению.

Гендер – совокупность социальных характеристик пола.

Генеральная совокупность – все население или та его часть, которую социолог намерен изучить, опираясь на выборочную совокупность.

Геноцид – политика и практика массового уничтожения представителей определенной расы или национальности.

Гипотеза – предположение о взаимосвязи явлений, требующее подтверждения эмпирическим или логическим путем.

Глобализм – понимание мира как целостной экономической, политической и социокультурной системы.

Глобальные проблемы современности – совокупность наиболее острых, жизненно важных общечеловеческих проблем, решение которых требует объединения усилий всех стран мирового сообщества.

Государство – важнейший социально-политический институт, осуществляющий политическую власть и управление обществом.

Группа вторичная – группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением определенной цели носит формально-деловой характер.

Группа малая – небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность.

Группа первичная – группа, взаимодействие в которой носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку.

Группа референтная – реальная или условная группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности которой ориентируется в своем поведении.

Группа социальная – совокупность взаимодействующих людей, объединившихся ради реализации общих интересов и целей.

Девиантное поведение (девиация)(от позднелат. deviatio – отклонение) – отклонение поведения человека от общепринятых норм.

Делинквентность (от лат. delinquens – совершающий проступок) в социологии и юриспруденции обозначение противоправных действий трудновоспитуемых подростков, стоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН) или замеченных в склонности к противоправным действиям, способным повлечь за собой уголовное наказание.

Деперсонализация – разрушение личности человека.

Депривация – лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни.

Десоциализация – процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

Диада – состоящая из двух человек малая группа.

Диспозиция – предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации, условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.

Дистанция социальная – величина, характеризующая степень близости или отчуждения между социальными группами.

Дифференциация социальная – процесс подразделения общества, специализация его составных частей, появления в них новых структур, их статусов и функций.

Документальный метод – метод сбора социологической информации, при котором главным его источником являются документы (статистические данные, архивные материалы, публикации, протоколы собраний и т.д.).

Единица выборки – единица отбора и анализа данных при выборочном социологическом исследовании.

Закон социальный – относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между социальными объектами.

Зеркальное Я – человеческое Я, открывающееся через реакцию других людей.

Идентификация – в социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образом.

Измерение социальное – процесс получения и изучения социологической информации о социальных явлениях и процессах на основе количественных данных и оценок.

Ингруппа – группа или социальная категория, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы как «мы».

Индивид– единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов.

Индивидуальность– сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других лю­дей.

Институт социальный – устойчивый комплекс норм, правил, принципов, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему статусов и ролей.

Институционализация – процесс определения и закрепления со­циальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Интеграция социальная – совокупность процессов, благодаря которым происходит соединение взаимодействующих элементов целостную социальную систему.

Интенсивность мобильности – одна из характеристик социальной мобильности, обозначающая число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

Интеракционизм – одно из главных направлений в зарубежной социологии, сводящее сущность общества к межличностному взаимодействию.

Интеракция (англ. interaction) – взаимодействие людей в груп­пе, обществе.

Интервью социологическое –целенаправленная беседа с целью получения ответов на вопросы, предусмотренные программой социологического исследования.

Категория социальная – социальная общность, объединяющая индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками.

Квазигруппа – появляющаяся непреднамеренно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, односторонние. Отличается спонтанностью возникновения и неустойчивостью.

Конкуренция – попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Контент-анализ (от лат. content – содержание) – в социологии количественный анализ текстов газет или книг.

Конформизм – поведение, контролируемое посредством группового давления. Группа с помощью вводимых ею норм поведения заставляет индивида следовать им для поддержания интеграции членов группы.

Конформность (от позднелат. conformis – подобный, сообразный) – приспособленность, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующего мнения.

Кооперация – процесс, в ходе которого представители одной или нескольких социальных групп действуют совместно и скоординировано ради достижения единой цели. Основой кооперации является взаимная выгода.

Корреляция – функциональная зависимость между двумя переменными величинами, при которой каждому значению одной из них соответствует вполне определенное значение другой.

Круг социальныйсоциальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами.

Культурасоциальная – система социально значимых знаний, ценностей, норм, традиций, организующих жизнедеятельность людей в обществе.

Лидерство– проявление индивидом его способности, качеств в по­ведении, соответствующем роли группового лидера.

Личность – устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих индивиду как члену общества.

Личность модальная – человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов общества.

Люмпены – деклассированные элементы, находящиеся «на дне» общества и утратившие общепринятые ценности, нормы, правила поведения (нищие, бродяги, уголовники т.п.).

Макросоциология – социологическое исследование на уровне всего общества, его крупных структурных элементов.

Маргинальность (от лат. merginelis – находящийся на краю, на границе) – феномен нахождения индивида или социальной группы на грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связанной с социальными перемещениями.

Миграция – территориальное перемещение каких-либо групп.

Микросоциология– социологическое исследование на уровне малых групп, межличностных взаимодействий людей.

Мобильность вертикальная – совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой.

Мобильность горизонтальная – переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне.

Мобильность социальная – любой переход индивида или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной социальной позиции к другой.

Модернизация – совокупность технологических, экономических, социальных, политических, культурных перемен, направленных на совершенствование общества, его адаптации к требованиям современности.

Моногамия(от греч. monos – один и games – брак) – единобрачие, историческая форма брака и семьи, возникшая из парного брака в эпоху распада первобытнообщинного строя.

Неравенство социальное – социальное положение, при котором люди не имеют равного доступа к общественным благам.

Нуклеарная семья (от лат. nucleus – ядро) – семья, состоящая из родителей и детей, т.е. социального и биологического ядра, достаточного для воспроизводства потомства и общественных связей.

«Обобщенный другой» – всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ.

Образование – социальный институт, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного поколения к другому, осуществляется социализация индивида и подготовка его к овладению различными социальными ролями.

Общественное мнение – совокупность суждений, представлений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни.

Общество – социокультурная система, представляющая собой результат взаимодействия двух подсистем – культуры и социаль­ной системы. От других социальных образований – групп, общностей, организаций – общество отличается длительностью существования и самодостаточностью.

Общество современное (индустриальное) – тип социокультурной системы, которая характеризуется дифференциацией и специализацией социальных институтов, высоким уровнем развития про­мышленности, науки и техники, открытой системой социальной мобильности, демократической политической системой, высоким уровнем урбанизации, рыночной экономикой и т.п.

Общество традиционное (доиндустриальное) – тип социокуль­турной системы, которая характеризуется слабой дифференциаци­ей социальных институтов. Системы социальной стратификации и социальной мобильности либо вовсе отсутствуют (первобытное об­щество), либо носят сословно-кастовый характер. Господство рели­гиозных ценностей обеспечивает высокую социальную сплоченность.

Общность социальная – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального развития.

Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции поведения людей, которая постоянно воспроизводится в обществе или социальной группе.

Организация социальная – объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур.

Парадигма в социологии – система наиболее важных принципов и основ теории, определяющая ее концептуально-методологический подход к постановке и решению социальных проблем.

Пилотажные исследования – предварительные, пробные исследования, преимущественно методической направленности, имеющие целью проверку качества социологического инструментария.

Поведение ролевое – фактическое поведение индивида, играюще­го определенную социальную роль, в отличие от простого исполне­ния роли, являющегося ожидаемым поведением.

Полиандрия (от греч. poli – много и andros – муж) – многомужество, редкая пережиточная форма группового брака, при кото­рой женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев мужа.

Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения.

Разделение труда – дифференциация видов трудовой деятельности, складывающаяся в обществе и служащая одним из источников общественного развития.

Религия – социокультурный институт, представляющий совокупность верований, символов, образцов действий, посредством ко­торых регулируется отношение людей к экзистенциальным проблемам человеческого существования – жизни, смерти, страданиям, добру, злу и т.п.

Релятивизм культурный – подход к другим культурам, соглас­но которому члены одной социальной группы не могут понять мо­тивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете собственной культуры.

Репрезентативность – способность выборочного исследования (выборки) отражать, представлять основные параметры и характеристики генеральной совокупности, т.е. совокупности всех изучаемых социальных объектов.

Ресоциализация – повторная социализация взрослых с целью овладения новыми социальными ролями – профессиональными зна­ниями и умениями.

Респондент – тот, кого опрашивает социолог.

Рефлексивное управление – способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним субъектом другому.

Реформа социальная – проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни; изменение отдельных частей и структурных элементов социальной системы общества.

Ролевой конфликт – переживаемые индивидом противоречивые требования, связанные с одновременным выполнением несколь­ких ролей, что приводит к стрессам и социальной напряженности.

Ролевые требования – совокупность предписаний и требований, необходимых для выполнения социальной роли. В случае не­выполнения индивидом ролевых требований начинает действовать механизм социального контроля.

Санкция (от лат. sanctio – строжайшее постановление) – мера положительного или отрицательного воздействия.

Секуляризация – процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рациональной. Секуляризация означает ослабление роли религии в общественной жизни, уменьшение влияния ее на другие социальные институты – экономику, политику, образова­ние и др.

Семья – группа связанных отношениями брака или родства людей, ко­торая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие обще­ственно значимые потребности.

Система кастовая – одна из форм социальной стратификации, ко­торая представляет собой некоторое число иерархически ранжированных, закрытых эндогамных страт с системой предписанных ро­лей, где запрещены браки и резко ограничены контакты между представителями различных каст.

Скорость мобильности – одна из характеристик социальной мобильности, представляющая собой вертикальную социальную дистан­цию или число страт – экономических, профессиональных или по­литических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности.

Социальная норма – средство социальной регуляции поведения индивидов и групп.

Социальная роль – совокупность действий, которые выполня­ет человек, занимающий определенную социальную позицию в обществе. Выполнение роли должно соответствовать определенным социальным нормам и ожиданиям окружающих людей.

Социальная структура – определенный способ связи и взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные соци­альные функции (роль) в соответствии с принятой в данной соци­альной системе совокупностью норм и ценностей.

Социальное– совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества, интегрированная в совместной деятельности (взаимодействии) индивидами или груп­пами индивидов в конкретных условиях места и времени и прояв­ляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам в обществе.

Социальное движение– совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе.

Социальное действие – элементарный акт поведения индиви­да, обладающий определенным смыслом и значением, ориентиро­ванный на поведение других людей.

Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

Социальное прогнозирование – изучение конкретных перспектив развития социальных явлений и процессов в целях оптимизации управления в этой области.

Социальное развитие – необратимое, направленное изменение социальных систем, общностей, институтов и организаций.

Социальное управление –в широком смысле слова – управление всеми и любыми общественными процессами; в узком смысле управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики.

Социальные отношения – отношения между людьми или группами, осуществляемые в соответствии с законами социаль­ной организации общества.

Социальные слои – социальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакам дифференциации общества – доходам, престижу, уровню образования, культуры и т.п. Слои могут рассматриваться как составные части классов и больших социальных групп.

Социальный институт – совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потреб­ности.

Социальный класс – большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу.

Социальный контроль – механизм регуляции повеления индивидов и групп, включающий нормы и санкции.

Социальный конфликт (от лат. conflictos – столкновение) – столкновение интересов различных социальных общностей, част­ный случай проявления социального противоречия.

Социальный прогресс – особый тип развития общества, при котором общество в целом или отдельные его элементы переходят на более высокую ступень, стадию зрелости.

Социальный процесс– совокупность однонаправленных и повто­ряющихся действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальный статус – позиция человека в обществе, связанная с определенными правами и обязанностями. Социальные статусы могут быть профессиональные, семейно-брачно-родственные, политические, религиозные, экономические и т.д.

Социальный факт – единичное общественно значимое собы­тие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общества.

Социология – наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, проте­кающие в этих структурах.

Социум– социальное окружение человека, общество.

Статус достигаемый – социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собст­венные усилия и конкуренцию с другими индивидами.

Статус предписанный – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий.

Стереотип социальный – упрощенный, схематизированный, привычный образ восприятия и поведения.

Страта социальная– социальный слой, группа людей, выделяемых на основе какого-то одного признака, например, уровня до­ходов, уровня образования.

Стратификация(от лат. stratus – слой) – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в дохо­дах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

Субкультура – особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры.

Теории среднего уровня – социологические теории, находящиеся по уровню общности между теоретическими эмпирическими исследованиями и обеспечивающие взаимосвязь между ними в рамках отдельных областей социологии.

Терроризм (от лат. terror – страх, ужас) – метод борьбы, который состоит в систематическом применении ничем не ограниченного, не связанного с военными действиями насилия, преследующего цель устрашения, подавления и уничтожения политических и других противников.

Тестирование – метод измерения свойств и качеств личности, неподдающихся прямому, непосредственному наблюдению.

Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, другим взглядам, идеям, верованиям, действиям и т.д. Толерантность – важный признак общей и политической культуры, необходимый элемент гражданского общества и правового государства.

Толпа– временное собрание людей, объединенных в замкнутом фи­зическом пространстве общностью интересов.

Урбанизация – социальный процесс роста городов, городского населения; распространение образа жизни, характерного для крупных городов, на остальное население.

Формальная социальная группа– объединение людей, кото­рое строится на основе официальных документов: юридических норм, уставов, правил, служебных инструкций и т.д.

Функции латентные– часть функций социального института, ко­торые трудно распознаются, осуществляются непреднамеренно имогут быть непризнанными, а если признаны, то считаются побочными.

Харизма (от греч. carisma – милость, благодать, божий дар) – свойство некоторых лидеров внушать своим последователям веру в их особые, сверхчеловеческие способности.

Ценности социальные – разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым надо стремиться, и основных средств их достижения.

Цивилизация – 1) ступень общественного развития, следующая за варварством и связанная с появлением, прежде всего, письменности; 2) уровень развития общества, его материальной и духовной культуры.

Шкала социологическая – измерительная система возможных оценок исследуемого социального явления, которая позволяет получить соответствующую его характеристику.

Эгалитаризм – идейно-политическое течение, выступающее за всеобщее равенство как основу организации общественной жизни.

Экзогамия– ограничение в выборе партнера в браке, когда член груп­пы должен выбирать партнера вне этой группы.

Экспекции (ролевые ожидания) – совокупность неформальных требований к выполнению соответствующих социальных ролей.

Эксперимент в социологии – способ получения социологических данных, при котором изучаемый социальный объект ставится в специально созданные контролируемые условия.

Эндогамия– ограничение в выборе партнера в браке, когда член груп­пы обязан выбирать партнера только внутри своей группы.

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.

Этноцентризм– взгляд на общество, при котором определенная груп­па считается центральной, а все другие группы соизмеряются исо­относятся с ней.

Язык – средство человеческого общения; коммуникация на основе звуков и символов, имеющих условные, но структурно-обоснованные значения.

ПЕРСОНАЛИИ

Августин Блаженный Аврелий(354 – 430) – церковный деятель и крупный христианский богослов-неоплатоник, основоположник христианской философии истории. Основные сочинения: «Исповедь», «О Граде Божьем».

Арон Раймон (1905 – 1983) – французский социолог, политолог и публицист; один из авторов широко известных концепций индустриального общества, технологического детерминизма и деидеологизации. Основные работы: «Опиум для интеллигенции», «Восемнадцать лекций об индустриальном обществе», «Демократия и тоталитаризм» и др.

Аристотель (384 – 322 до н.э.)– древнегреческий философ и основатель школы перипатетиков, создатель логистики, занимался естественными и точными науками, логикой, политологией и пр. Основные труды: «Политика», «Афинская полития», «Этика» и др.

Белл Даниел (р.1919) – американский социолог, один из ведущих авторов концепций постиндустриального общества и деидеологизации. В развитии общества Д.Белл выделил три стадии– доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Возникновение последней стадии он связывает с возрастанием роли научных знаний и бурным развитием информационных технологий. Основные работы: «Конец идеологий», «Грядущее постиндустриальное общество» и др.

Бентам Иеремия (1748– 1832) – английский философ, по роду занятий юрист, заложил основы нового направления в философии – утилитаризма. Основное сочинение: «Деонтология, или Наука о морали».

Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948) – крупный религиозный философ-экзестенциалист, занимался вопросами истории, социологии, философии личности и свободы. Основные труды: «Духовный кризис интеллигенции», «Русская идея», «Самосознание».

Бодрийар Жан (р.1929) – французский социолог, философ, культуролог, создатель оригинального дискурса в социально-философском пространстве, получившем обозначение гиперкритицизма как «тотальной сверхкритической критики». Основные труды: «Симулякры и симуляции», «Прозрачность зла» и др.

Бокль Генри (1821 – 1862) – видный английский историк и социолог-позитивист, представитель географического направления с социологии. Решающее значение в общественном развитии Г.Бокль придавал таким географическим и природным факторам, как климат, почва, ландшафт, пища и т.д. Его главный труд – «История цивилизации в Англии».

Бурдье Пьер (1930 –2002) – известный французский социолог, руководитель Центра Европейской социологии, занимался вопросами социальной политики. Основные труды: «Практический смысл», «Социология политики» и др.

Вебер Макс (1864 – 1920)– известный немецкий социолог, историк и философ; создатель теории социального действия и «понимающей» социологии, один из основателей современной социологии. Предметом социологии М Вебер считал социальное действие, через которое он объяснял такие понятия, как «капитализм», «государство», «общество». Большой вклад он внес также разработку проблем социологии власти, религии, организации и др. Основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии» и др.

Веблен Торстейн (1857– 1929) – американский социологи и экономист, представитель институциональной школы. Он – один из создателей социологической концепции «показного потребления», согласно которой люди, покупающие дорогую вещь, стремятся подчеркнуть свое особое социальное положение. На русский язык переведена работа Т.Веблена «Теория праздного класса».

Гидденс Энтони (р.1938) – английский социолог-теоретик, ввел

в науку понятие «непрозрачности» современной социальной жизни. Основное работа – «Современность и самопонимание».

Гоффман Ирвин (1922 – 1982) – американский социолог и психолог, создатель нового направления в символическом интеракционизме – драматургической социологии. В основе его социодраматургической теории лежит сравнение повседневного мира с театральным действием.

Гумелев Лев Николаевич (1912– 1992) – российский историк-этнограф, автор оригинальной концепции исторического процесса, рассматривал социосферу как этносферу. Основной работа – «Этногенез и биосфера Земли».

Гуссерль Эдмунд (1859 – 1938) – немецкий философ-феноменолог, занимался логикой, изучал проблему «жизненного мира» как первичного социально-культурного опыта. Основная работа – «Логические исследования».

Данилевский Николай Яковлевич (1822 – 1885) – известный социолог, этнограф и публицист, создатель теории о культурно-исторических типах – цивилизациях, придерживался панславизма. Это концепция многолинейного и параллельного обособленного развития «естественных» социальных систем как своеобразных социокультурных типов общества, особых цивилизаций. Основной труд – «Россия и Европа».

Дарендорф Ральф (1929 – 2009) – немецкий социолог и политолог, представитель конфликтологического направления в этих науках. Согласно его концепции, социальный конфликт присущ любому обществу, где есть отношения господства и подчинения. Основные труды: «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», «Общество и свобода» и др.

Дюркгейм Эмиль (1858 – 1917) – один из основателей современной социологии, создатель французской школы, крупный представитель функционального направления в социологии. Предметом социологии он считал «социальные факты» и через них предлагал изучать общество как особую социальную реальность. Его научные взгляды нередко определяют одним словом – «социологизм». Основные сочинения: «О разделении общественного труда», «Элементарные формы религиозной жизни».

Зиммель Георг (1858 – 1918) – немецкий социолог и философ, основоположник формальной социологии. Для него предметом социологического анализа выступают формы социального взаимодействия, cохраняющиеся при всех изменениях конкретного исторического содержания. Основные работы: «Социология», «Философия денег», «Социальная дифференциация» и др.

Ковалевский Максим Максимович (1851 – 1916) – социолог, историк и правовед, основатель «генетической социологии». Основу его социологии составили сравнительно-исторический метод, предполагающий выделение у разных народов общих политических, юридических и других характеристик. Содержание социального прогресса он видел в «росте человеческой солидарности». Основные труды: «Социология», «Очерк истории развития социологии в конце XIX в.» и др.

Конт Огюст(1798 – 1857) – французский философ и социолог, создатель социологии как самостоятельной науки, основоположник позитивистского направления в изучении общества. Он первым ввел в научный оборот понятие «социология», показал важность социологической науки для решения социальных проблем. Основные труды: шеститомный «Курс позитивной философии», четырехтомная «Система позитивной политики».

Конфуций (Кун-цзы) (551 – 479 до н. э.) – знаменитый китайский философ, основатель конфуцианства, занимался вопросами наилучшего государственного устройства. Основное сочинение: «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Кули Чарльз Хортон (1864 – 1929) – американский социолог и социальный психолог, один из основоположников теории малых групп. Существенным моментом его концепции является разграничение первичных групп (семья, группы друзей и т.д.) и вторичных общественных институтов. Основные труды: «Первичные группы», «Человеческая природа и социальный порядок», «Социальная организация» и др.

Лавров Петр Лаврович (1823 – 1900) – российский социолог и философ, видный идеолог народничества. Разрабатывал этико- субъективный метод в социологии, считая, что объективное изучение социальных явлений должно сочетаться с их нравственной оценкой. Главную роль в общественном прогрессе он отводил «критически мыслящим» личностям, т.е. интеллигенции. Основные труды: «Исторические письма», «Важные моменты в истории мысли» и др.

Лебон Гюстав (1841 – 1931) – французский социолог и психолог, определил современную ему эпоху как эру «толпы». Он первым обратил внимание на феномен толпы, когда разумное, критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Он ввел в научный оборот понятия «заражение», «внушение» и «подражание» как механизмы влияния толпы и на толпу. Основной труд – «Психология толп».

Луман Никлас (1927 – 1998) – видный немецкий социолог, один из ведущих представителей неофункционального направления, внесший значительный вклад в разработку теории систем. Основные работы: трехтомник «Социологические разъяснения», «Социальная система» и др.

Маркс Карл (1818 – 1883) – немецкий социальный философ, экономист и социолог, основоположник материалистического понимания истории. Основной его вклад в социологическую мысль – разработка конфликтологической проблематики, анализ классовой борьбы как источника социальных изменений. Его идеи оказали значительное влияние на развитие мировой социально-политической мысли. Основные сочинения: «Капитал», «Немецкая идеология» (совместно с Ф. Энгельсом).

Маркузе Герберт (1898 – 1979) – немецкий социолог, разработавший понятие контркультуры, на основе леворадикальной позиции создал концепцию «одномерного человека». Основная работа – «Одномерный человек».

Маслоу Абрахам (1908 – 1970) – американский психолог и социолог, автор концепции самоактуализации личности, один из основателей гуманистической психологии в рамках социальной психологии. Основное сочинение – «Психология бытия».

Мертон Роберт Кинг (1910 – 2003) – американский социолог, внесший значительный вклад в разработку структурного функционализма и ряда специальных областей социологии. Ему принадлежит приоритет в создании теорий среднего уровня, которые призваны связать макро и микроуровни социологии. Основные труды: «Социальная теория и социальная структура», «Явные и латентные функции», «Социальные исследования и практические профессии» и др.

Мид Джордж Герберт (1863 – 1931) – американский социолог, психолог и философ, один из основоположников символического интеракционизма. Центральное понятие его социологической теории – межличностное взаимодействие, в котором начальной фазой выступает жест и слово (язык). Если же взаимодействующие индивиды имеют опыт общения, то жест (слово) становится символом. Основные труды: «Сознание, Я, Общество», «От жеста к символу» и др.

Михайловский Николай Константинович (1842 – 1904) – российский социолог и публицист, видный идеолог народничества. На основе этико-субъективного подхода пытался соединить «правду-истину», добытую путем объективного наблюдения, с «правдой-справедливостью», соответствующую его нравственным представлениям. Одним из первых стал рассматривать личность на трех уровнях – биогенном, психогенном и социогенном. Основные труды: «Что такое прогресс?», «Герои и толпа» и др.

Мэйо Элтон (1880 – 1949) – американский социолог и психолог, один из основоположников индустриальной социологии и теории человеческих отношений. В своих знаменитых Хоторнских экспериментах на предприятиях «Вестерн электрик компании» близ Чикаго, изучая влияние различных факторов на повышение производительности труда, он пришел к открытию роли человеческого и группового фактора. Основной труд: «Социальные проблемы индустриальной цивилизации».

Парето Вильфредо (1848 – 1923) – итальянский социолог и экономист, один из авторов теории элит. Он считал, что общественные процессы протекают на основе борьбы элит, и «круговорот» элит является движущей силой общественного развития и первооснова всех исторических событий. Основные труды: «Трактат по общей социологии», «События и теории» и др.

Парк Роберт (1864 – 1944) – американский социолог, основатель чикагской школы социологии. Главное внимание в своих исследованиях он уделял двум темам: расовые отношения и городская среда. Теоретическим обобщением исследований, посвященных процессам адаптации людей в урбанизированной среде, стала его основная работа «Город».

Парсонс Толкотт (1902 – 1979) – американский социолог, один из основоположников структурного функционализма. Одной из главных составляющих его концепции является инвариантный набор функциональных проблем (адаптация, целедостижение, интеграция, воспроизводство структуры), которые решаются специализированными подсистемами. Много внимания он уделял проблеме стабильности общества как социальной системы. Основные труды: «Социальная система», «Социальная система и эволюция теории действия» и др.

Платон (Аристокл) (428/427 – 348/347 до н. э.) – древнегреческий философ, один из наиболее последовательных сторонников сократовского метода познания, занимался вопросами государственного устройства и наилучшей организации общественной жизни. Основные сочинения: «Государство», «Политика», «Апология Сократа» и др.

Смелзер Нейл (р.1930) – американский социолог, представитель эволюционного функционализма, ученик и последователь Т. Парсонса. Основные труды: «Социология экономической жизни», «Теория коллективного поведения», «Социология» и др.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – крупный религиозный философ и публицист, сторонник христианского гуманизма, развивал идеи всемирной теократии. Основные сочинения: «Чтение о Богослове», «Россия и вселенская церковь» др.

Сорокин Питирим Александрович(1889 – 1968) – известный российско-американский социолог, представитель интегрального направления современной социологии. Научное творчество П.Сорокина до сентября 1922 г. связано с Россией, с 1923г. – с США (после вынужденной эмиграции из Советской России). Одно из научных достижений – разработка учения об интегральной социологии, на основе широко понятой культуры. Также он является одним из авторов таких известных социологических теорий, как социальная стратификация и социальная мобильность. Основные сочинения: двухтомная «Система социологии», «Социальная мобильность», четырехтомная «Социальная и культурная динамика», «Общество, культура, личность» и др.

Спенсер Герберт(1820 – 1903) – английский социолог и философ, один из основоположников социологической науки, создатель органического направления в социологии. По его мнению, общество, как и любой биологический организм, развивается от простейших форм к более сложным. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций его элементов, Спенсер тем самым заложил основы структурно-функционального направления в социологии. Основной труд: «Основания социологии».

Тард Габриель(1843 – 1904) – французский социолог, один из основателей психологического направления в социологии. Он разработал теорию подражания, согласно которой элементарным социальным отношением является передача или попытка передачи верований и желаний. По его мнению, социальное – это просто коллективное психическое. Ему принадлежат первые исследования общественного мнения, средств массовой коммуникации и межличностного общения. Основные труды: «Законы подражания», «Общественное мнение и толпа», «Личность и толпа» и др.

Тённис Фердинанд(1855 – 1936) – немецкий социолог, считал общественные отношения волевыми и противопоставлял общность с ее инстинктами обществу, в котором господствует разум. Он придавал первостепенное значение понятию «воля», которое определяет сущность и направление человеческого поведения. Основное сочинение – «Общность и общество».

Тойнби Арнольд Джозеф(1889 – 1975) – английский социолог и историк, создатель теории развития общества по спирали с циклической сменой цивилизаций. Основное работа: «Постижение истории».

Фома Аквинский (1225/1226 – 1274) – богослов и философ-схоласт, основатель томизма, развивал христианский аристотелизм. Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Фрейд Зигмунд (1856 – 1939) – австрийский психолог и основатель психоанализа, автор теории психосексуального развития личности, изучал с позиций психоанализа мифологию, религию и фольклор. Основные труды: «Толкование сновидений», «Лекции по введению в психоанализ», «Я и Оно» и др.

Фромм Энрих(1900 – 1980) – немецко-американский социолог, психолог и социальный философ, создавший концепцию социального характера. Согласно данной теории он выделяет четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Основные труды: «Иметь или быть?», «Душа человека», «Анатомия человеческой деструктивности» и др.

Фукуяма Фрэнсис (р.1952) – американский социолог и политолог японского происхождения, специалист в области общественной политики и международных отношений. Автор концепции «конца истории». Основные труды: «Конец истории и последний человек», «Великое крушение» и др.

Хоманс Джордж Каспар(1910 – 1989) – американский социолог, создатель теории социального обмена, придерживался необихевиоризма в социальной психологии. Основной труд – «Возвращение к человеку».

Шпенглер Освальд(1880 – 1936) – крупный немецкий философ и историк, создатель учения о культуре как совокупности 8 разных социально-исторических типов – «организмов». Основная работа – «Закат Европы».

Штомпка Петр (р.1944) – польский социолог, автор «социологии социального становлении», представляющей собою теорию активного взаимодействия социальных структур и их создателей, деятельностных субъектов. Основные труды: «Социология социальных измерений», «Доверие – социологическая теория» и др.

Шюц Альфред (1899 – 1959) – австрийский философ и социолог, основатель социальной феноменологии, являлся последователем Э.Гуссерля. Основные труды: «Смысловое строение социального мира», «Формирование понятия и теории в общественных науках» и др.

БИБЛИОГРАФИЯ

А) основная

1.Волков Ю. Г. Социология: учебник /Ю.Г.Волков. – М.: Альфа М.: ИНФРА – М., 2010. – 448с.

2.Волков Ю.Г., Епифанов С.Н., Гулиев М.А.Социология: Учебное пособие. – М., ИКЦ «Март», Ростов н /Д: издат. дом «Март», 2007.–288с.

3.Волков Ю.Г., Мостовая И. В. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 374с.

4.Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов - н/Д: Феникс, 2010. – 512с.

5.Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Краткий курс. – М.: ИНФРА. – М., 2010. – 624с.

6.Гофман А.Б.Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 216с.

7.Забродин В.Ю. Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов. – Спб.: Питер, 2007. – 160с.

8.Зборовский Г. Е. История социологии: учебник для студентов, обучающихся по специальности 020300 «Социология». – М.: Гардарики, 2007. – 607с.

9.Зборовский Г. Е. Общая социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 592с.

10.Зборовский Г. Е. Социология образования: учебное пособие для студентов социологических и педагогических специальностей. – М.: Гардарики, 2005. – 383с.

11.Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3 т. – М.: Изд-во РГСУ., 2007. – 674с.

12.Игебаева Ф.А.Социология: учебное пособие – Уфа: башкирский ГАУ, 2011. – 256с.

13.Исаев Б.А.Социология. Краткий курс. – Спб.: Питер, 2007. – 224с.

14.Каменская Е.Н.Социология: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2008. – 288с.

15.Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты: Учебное пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2004. – 279с.

16.Козырев Г.И. Социология: учебное пособие. /Г.И.Козырев. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010. – 320с.

17.Кравченко А. И. История социологии: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 408с.

18. Кравченко А. И. Социология: учебник /А. И. Кравченко; МГУ им. М. В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2009. – 536с.

19. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 240с.

20.Кравченко А. И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для студ. вузов, обуч. по несоциологическим спец. и направ. подготовки. – СПб. М.; Нижний Новгород: Питер, 2008. – 432с.

21.Кукушкина Е.И. История социологии: Учебник. /Е.И.Кукушкина – М., Высш.шк.,2009. – 486с.

22.Кухарчук Д.В. Социология: конспект лекций /Д.В.Кухарчук. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 190с.

23.Мирошниченко В.И.Социология. Конспект лекций. – М.:А-Приор, 2007. – 128с.

24. Общая социология. / Под общей редакцией проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА. М., 2008. – 653с

25.Подгайская Л.И. Социология: учеб.- метод. комплекс /Л.И. Подгайская. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 112с.

26.Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. –

М.:1995. – 296с.

27.Силласте Г. Г. Экономическая социология: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 383с.

28. Социология: Учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Лавриненко – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. – 407с.

29.Социология: учебник для вузов. / Под ред. Н.Г. Скворцова – Москва: Проспект, 2010. – 352с.

30. Социология: Учебник для юридических вузов. – СПб.: Изд-во «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2009. – 416с.

31.Социология. Общий курс: Учебник. /Авторский коллектив. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 332с.

32.Фролов С.С. Общая социология: учеб. – М.: Проспект, 2010. – 384с.

33.Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 384с.

34.Черняк Е. М. Социология семьи: учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2007. – 246с.

Б) справочная

35. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. Пер. с англ. / Под ред. С. А. Ерофеева. – М.: Экономика, 2000. –418с.

36. Большой толковый социологический словарь. (Collins). Т. 1–2. Пер. с англ. – М.: Вече. АСТ, 1999 – Т. 1. – 544с. Т. 2. – 528с.

37. Социологический словарь. / Отв. ред.Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев и др. – М.: Норма-Инфра. – М., 2010. – 608с.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.