Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социологический практикум. (логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты)



(логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты)

1 Задание Выучите основные понятия темы: «социальная статика», «социальная динамика», «позитивизм», «неопозитивизм», «органицизм», «социальный дарвинизм», «социологизм», «марксизм», «структурный функционализм», «конфликтология», «символический интеракционизм», «теория обмена», «теория рационального выбора», «феноменология», «этнометодология», «теория психоанализа», «теория подражания», «социальная солидарность», «эволюция», «прогресс», «интеграция», «дифференциация», «классовая борьба», «экономический детерминизм», «географический детерминизм», «конвергенция», «социальное действие», «идеальный тип», «легитимность».

2ЗаданиеПодумайте и ответьте о ком или о чем идет речь в следующих высказываниях:

· О. Конт полагал, что этот подход, называемый позитивизмом, выведет социологию на уровень точной науки об обществе_________

· Вначале эту науку называли «социальной физикой» __________

· Этот человек прославился как основатель социологии__________________________________________________

· Этот американский социологии считается автором теории обмена______________________________________________________

· Этот американский социолог разработал теорию этнометодологии_____________________________________________

· Этот американский социолог использовал театр как метафору для описания интеракции при помощи понятия «управления своими впечатлениями»______________________________________________

· Представители этого направления утверждают, что человек реагирует не столько на стимулы, сколько на значения и символы____________________________________________________ 3Задание Во все времена исторического развития концепции разных мыслителей по одной и той же социальной проблеме были диаметрально противоположными. Перед Вами два таких высказывания:

По Гоббсу, естественное состояние – это антиобщественная «война всех против всех», поскольку каждому имманентно присуща «абсолютная свобода». Отсюда – организация общества – вынужденная необходимость; общественный договор – спасение от взаимоуничтожения.

Гоббсово «естественное состояние» Шефтсбери называет «противоестественным состоянием», утверждая, что «человек по природе существо общественное», а общество – «неизбежно и естественно для него». Чем Вы объясните разницу во взглядах ученых? С кем Вы больше согласны и почему? Аргументируйте свой ответ.

4 Задание Вслед за О.Контом Э.Дюркгейм рассматривал общество как сферу согласия и солидарности, выделяя механическую и органическую солидарность. Выделите из нижеперечисленных верные суждения:

1) солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые присущи членам одной группы или общества;

2) примитивные общества основаны на органической солидарности;

3) механическая солидарность присуща неразвитым иерархическим обществам;

4) чем выше уровень солидарности в обществе, тем ниже уровень самоубийств.

5Задание Сравните два подхода, применяемых при изучении общества: структурного функционализма и теории социального обмена. Сделайте вывод о целесообразности каждого из них.

6ЗаданиеВо всех социологических размышлениях Г.Спенсера превалируют биологические аналогии. Например: «Общества, как и живые тела, начинаются как зародыши – возникают из масс, крайне малых по сравнению с массами, которых они в конечном итоге достигают». М. Вебер резко критикует «органическую социологию», рассматривающую отдельного индивида как часть, «клеточку» социального организма. Понятие организма в применении к обществу может быть лишь метафорой – не больше, ибо «для социологии … объектом познания является именно смысловая связь поведения».

Как Вы думаете, является ли точка зрения М.Вебера прогрессом по сравнению с точкой зрения Спенсера, и если да, то почему?

7 Выполните тесты:

1 По мнению Т. Гоббса, единство общества обеспечивает _______:

а) государство;

б) добровольное согласие людей;

в) мораль;

г) религия.

2Ж.-Ж. Руссо принадлежит концепция:

а) общественного договора;

б) общественного насилия;

в) общественного призрения;

г) общественного согласия.

3Ш. Монтескье и современные ему французские философы считали главными факторами в развитии общества:

а) моральные;

б) научные;

в) природные;

г) стихийные.

4 Суть позитивизма как социологического метода заключается в:

а) отрицании основных принципов негативизма;

б) признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества;

в) утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды;

г) признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла.

5Огюст Конт утверждал, что элементарной структурной единицей общества является:

а) малая группа;

б) семья;

в) род;

г) личность.

6Общественный процесс, по О. Конту, является предметом изучения:

а) социальной статики;

б) социальной динамики;

в) социальной физики;

г) социометрии.

7 О. Конт не выделял_______ стадию развития человеческого духа:

а) естественную;

б) метафизическую;

в) научную;

г) теологическую.

8 О.Конт считал определяющим для социологии ________метод:

а) исторический;

б) логический;

в) психологический;

г) статистический.

9 Основателем формальной социологии считается:

а) М.Вебер;

б) Э.Дюркгейм;

в) Г.Зиммель;

г) Г.Спенсер.

10Центральным понятием «понимающей социологии» М. Вебера являются:

а) социальный факт;

б) закон интеллектуальной эволюции;

в) социальное действие;

г) способ производства.

11 М. Вебер не рассматривал________ социальное действия:

а) аффективное;

б) эффективное;

в) целерациональное;

г) ценностно-рациональное.

12 Автором классической социологической работы «Самоубийство» является:

а) К. Маркс;

б) М. Вебер;

в) Э. Дюркгейм;

г) Г. Спенсер.

13Э.Дюркгейм был приверженцем методологического направления:

а) агностицизм;

б) социальный номинализм;

в) социальный реализм;

г) социалистический реализм.

14Важнейшая характеристика социального действия, по М. Веберу,

– это:

а) забота о собственной выгоде;

б) ориентация на действия других людей;

в) ориентация на последствия;

д) спонтанное поведение.

15Э. Дюркгейм предлагал рассматривать социальные факты как:

а) вещи;

б) процессы;

в) структуры;

г) явления.

16 Кто из социологов считал, что главное в общественном развитии

– это не стабилизация общества, а его разрушение и замена другим, более справедливым:

а) Э. Дюркгейм;

б) К. Маркс;

в) М. Вебер;

г) Г. Спенсер.

17 В основе теории Т. Парсонса лежит важнейшее понятие_______:

а) социальное действие;

б) социальный институт;

в) социальная структура;

г) социальная стратификация.

18 К направлению символического интеракционизма не относится:

а) Г. Блумер;

б) П. Бурдье;

в) Ч. X. Кули;

г) Дж. Г. Мид.

19 Этнометодология изучает_______:

а) обычаи и нравы различных народов;

б) верования и религии;

в) методологию исследования этносов;

г) правила поведения людей в повседневной жизни.

20 И. Гофман в своих исследованиях использует __________подход:

а) драматургический;

в) формально-логический;

б) исторический;

г) этнометодологический.

 

Библиография

1. Волков Ю. Г. Социология. – М., 2010.– С. 34 – 85; 361 – 375.

2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 2007. –

С. 9 – 209.

3. Зборовский Г.Е. История социологии. – М., 2007. – С. 15 – 486.

4. Игебаева Ф.А. Социология. – Уфа, Изд-во БашГАУ, 2011.– С.32 – 68.

5. Кравченко А.И. История социологии. – М., 2007. – С. 11 – 390.

6. Кукушкина Е.И. История социологии. – М., 2009. – С. 9 – 400.

7. Социология. /Авторский коллектив, В.И. Кондауров и др. – М., 2010. – С. 22 – 76.

 

2.5 СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.