(ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР СЛОВА, ЛЕКСИЧЕСКАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ, ЛЕКСИЧЕСКАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ, ОМОНИМЫ, ПАРОНИМЫ,
УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ)
Задание 1. Объясните и исправьте ошибки, связанные с неудачным выбором слова.
1. Редкие, тяжёлые капли дождя били больно, как пчёлы.
2. Учёный с ещё большим увлечением продолжит деятельность над общими филологическими проблемами.
3. В нижней части трассы резвятся дети: кто на лыжах, кто на санках. Среди них немало мальчиков и девочек.
4.Интересно, что, несмотря на свои большие размеры, высокую степень токсичности яда, местное население мало боится змей.
5. Тётя кивает морщинистым лицом.
6. Худым идут юбки с густыми складками, защипами, пышными рукавами.
7. Ну а пока молодые влюблены, наотмашь отданы друг другу.
8. Лицо господина принимает сонное состояние.
9. Я расскажу об одном моменте, который произошёл во время войны.
Задание 2. Найдите случаи лексической недостаточности, восполните недостающий элемент словосочетания.
1. Я ничего не буду объяснять — смотрите фильм. Само название уже говорит.
2. Еще десять лет назад никто представить не мог таких перемен в России.
3. Ваша жизнь схожа с мужем нашей героини.
4. Сюда были вложены деньги, заработанные за карьеру этим теннисистом.
5.Когда горло не чувствует как горло (Из рекламы).
6.Меня до глубины волнует этот вопрос.
7. Проблемы, по которым переговоры, сразу не решатся.
8. И здесь появляется дама с высшим, а то и со степенью.
9. Для начала разберемся, кто и для чего хочет отобрать у лесопарковой зоны прямые московские номера.
10. Продавать акции мы намерены не только столичным жителям, но и других городов.
Задание 3. Определите, какие из приведенных плеонастических или тавтологических словосочетаний закрепились в языке.
Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант оптовых цен, суета сует, мал мала меньше, всякая всячина, травматическое повреждение, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, мемориальный памятник, информационное сообщение, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность, коррективы и поправки, антагонизм противоречий, преобладающее большинство, смелый риск, передовой форпост, другая альтернатива, рыбная уха, белое белье, большая масса, пять рублей денег, ночная серенада, составной компонент, хронометраж времени, будущая перспектива, ходить ходуном, в апреле месяце.
Задание 4.
Объясните различия между видами омонимов и определите их значение.
А. глава– глава
дисциплина – дисциплина
гриф– гриф
нота– нота
союз– союз