Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Некоторые наблюдения компаративного характера, или Испытание описанной модели



Итак, Тартаковский предложил «объемную», т.е. развернутую как в коэкзистенциальном, так и в эволюционном пространстве, модель мемуаристики как вида исторических источников.

Коэкзистенциаяьное пространство

В коэкзистенциальном плане эта модель характеризуется следую­щим образом: Во-первых,

«Сравнительно с другими источниками личного происхождения именно в мемуарах с наибольшей последовательностью и полнотой реали­зуется историческое самосознание личности — в этом и состоит спе­цифическая социальная функция мемуаров как вида источников».

Во-вторых, мемуары обладают тремя признаками:

«повествования о прошлом, основанные на личном опыте и собствен­ной памяти мемуариста».

В целом соглашаясь с Тартаковским и признавая его неоценимый вклад в развитие источниковедения российской истории, а также в изучение сравнительно новой для российской историографии послед­него времени проблемы российской ментальности, мы не можем не отметить некоторые сложности в практическом применении предло­женного им определения. На мой взгляд, функция определения не только в том, чтобы раскрывать содержание понятия, но и в том, чтобы позволять отграничивать определяемую совокупность объектов от всех прочих. Но понятие «реализация исторического самосознания», хотя и чрезвычайно важное для понимания мемуаристики, трудно применимо в качестве критерия определения вида. В конце концов, сложно показать, что изменение исторического самосознания приве­ло и к изменению характера законодательства, а это в свою очередь вызвало к жизни такой далекий от мемуаристики вид исторических источников, как статистика. Отчасти это и было показано в первой

16-

главе данного раздела исследования при характеристике корпуса ис­торических источников нового времени. Правда, Тартаковский под­черкивает, что в мемуарах «историческое самосознание» реализуется с «наибольшей последовательностью и полнотой», но, на мой взгляд, это уточнение все же не снимает проблему.

Кроме того, если мы в полном соответствии с теорией источни­коведения попытаемся определить вид источника по первичной со­циальной функции — «реализация исторического самосознания лич­ности», то столкнемся со значительной проблемой, поскольку явно, что историческое сознание в русском обществе формируется с 60-х годов XVIII в. по 60-е годы XIX в., а мемуары появляются веком рань­ше—с конца XVII в.

Можно, конечно, считать возникновение мемуаристики устойчи­вым признаком существования «исторического самосознания» и на этом основании утверждать, что оно сложилось одновременно с воз­никновением мемуаристики — при этом не суть важно, относить ли возникновение мемуаристики к 60-м годам XVIII в. или относить фор­мирование исторического самосознания к концу XVII в. И в том, и в другом случае мы столкнемся с существенными проблемами.

Рассмотрим подробнее оба варианта.

Вариант первый: отнести возникновение российской мемуаристи­ки к 60-м годам XVIII в.

Во-первых, оставаясь в границах данного вида исторических ис­точников, мы не сможем определить видовую принадлежность целого ряда весьма известных источников российской истории, таких как, например, «Записки» Натальи Борисовны Долгорукой.

Во-вторых, при сопоставлении с западноевропейским материа­лом мы будем вынуждены признать, что в России мемуары возникли спустя два с половиной века после их появления в Европе, что, ко­нечно, теоретически возможно, но сразу же вызывает желание по­точнее проверить этот вывод.

В-третьих, при рассмотрении мемуаристики в соотнесении с кор­пусом исторических источников нового времени окажется, что мему­ары возникают позже, чем другие виды исторических источников нового времени или чем происходят существенные изменения суще­ствовавших и в предшествующий период видов, таких как законода­тельство, что совершенно не согласуется с теми критериями (эманси­пация индивидуальности и создание вторичных социальных связей) выделения корпуса исторических источников нового времени, кото­рые были нами обоснованы выше.

Вариант второй', отнести формирование исторического самосоз­нания к концу XVII в.

В этом случае оказывается, что историческое самосознание возни­кает в России веком раньше, чем в Европе. Конечно, для такого ут­верждения необходимо было бы вначале прояснить смысл понятия

«возникновение исторического самосознания». Но чтобы не втягиваться в дискуссии, поясним лишь, что определение этого понятия для нас неразрывно связано с восприятием истории как процесса, что было изложено в первой главе первого раздела учебного пособия.

Ну а если попытаться — в порядке эксперимента — совместить оба варианта, то мы получим чрезвычайно удивительный вывод: ис­торическое самосознание в России возникает веком раньше, чем в Европе, а мемуары — двумя с половиной веками позже.

Если же при определении мемуаристики руководствоваться толь­ко тремя предложенными признаками: «повествования о прошлом, ос­нованные на личном опыте и собственной памяти мемуариста», то мы столкнемся с той же самой проблемой — трудностью идентификации произведения как мемуаров, но в ее «зеркальном отражении»: если, руководствуясь критерием «реализация исторического самосознания», мы рисковали не заметить первые опыты российской мемуаристики, то, используя предложенные признаки, мы будем вынуждены весьма расширить круг мемуаров.

Приведем несколько примеров. И сразу же отметим, что здесь и далее мы выбирали из рассматриваемых в качестве примеров произве­дений главным образом те места, в которых характеризуется цель авто­ра—в полном соответствии с принятым в источниковедении опреде­лением видовой природы исторического источника по его первичной социальной функции, которая идентифицируется через цель создания.

Августин Аврелий". IV-V века

Книга первая. I.

1. Я буду искать Тебя, Господи, взывая к Тебе, и воззову к Тебе, веруя в Тебя, ибо о Тебе проповедано нам. Взывает к Тебе, Господи, вера моя, кото­рую дал Ты мне, которую вдохнуп в меня через вочеловечившегося Сына Твоего, через служение Исповедника Твоего. [С. 8]

Книга первая. II.

2. Но как воззову я к Богу моему, к Богу и Господу моему? Когда я воззову к Нему, я призову Его в самого себя. Где же есть во мне место, куда пришел бы Господь мой? [С. 8]

Книга пятая. I.

1. Прими исповедь мою, приносимую в жертву Тебе языком моим, ко­торый Ты создал и побудил исповедовать имя Твое... [С. 54]

17 Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Иплонского// Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992. С. 8— 222. Здесь и далее в квадратных скобках приводятся номера страниц по указанным изданиям.

Книга пятая. III.

3. Я расскажу пред очами Господа моего о том годе, когда мне исполнилось двадцать девять лет... [С. 55] [выделено мной. — М. Р.]

Книга десятая. III.

3. Что же мне до людей и зачем слышать им исповедь мою, будто они сами излечат недуги мои? [Выделено мной. — М. Р.] Эта порода ретива разузнавать про чужую жизнь и «ленива исправлять свою. Зачем ищут услышать от меня, каков я, те, кто не желает услышать от Тебя, каковы они? И откуда те, кто слышит от меня самого обо мне самом, узнают, правду ли я говорю, когда ни один человек не знает, что «делается в чело­веке, кроме духа человеческого, живущего в нем»? Если же они услышат о самих себе от Тебя, они не смогут сказать: «Господь лжет». А услышать от Тебя о себе — не значит ли узнать себя? А разве не солжет тот, кто, узнав себя, скажет: «это неправда»? Но так как «любовь всему верит», по крайней мере, среди тех, кого она связала воедино, то я, Господи, исповедуюсь Тебе так, чтобы слышали люди, которым я не могу доказать, правдива ли исповедь моя; мне, однако, верят те, чьи уши открыла для меня любовь. [С. 129]

Петр Абеляр". XII век

Человеческие чувства часто сильнее возбуждаются или смяг­чаются примерами, чем словами. [Выделено мной. — М. Р.] Поэтому после утешения в личной беседе, я решил написать тебе, отсутствующему, утешительное послание с изложением пережитых мною бедствий, чтобы, сравнивая с моими, ты признал свои собственные невзгоды или ничтожны­ми, или незначительными и легче переносил их... [С. 260]

...Такова, о возлюбленный во Христе брат и ближайший спутник в жиз­ни, история моих бедствий, которым я подвергаюсь беспрестанно, чуть ли не с колыбели. [Выделено мной. — М. Р.] Ты теперь впал в отчаяние и мучаешься от сознания причиненной тебе обиды. Поэтому я желаю, как я и сказал в начале этого послания, чтобы рассказанная мною история послужила тебе утешением и чтобы по сравнению с моими ты признал бы свои невзгоды или ничтожными, или легкими и терпеливее бы переносил их... [С. 293]

Владимир Мономах". Около 1117 года

...Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту

18 Абеляр Петр. История моих бедствий//Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992. С. 259-294.

19 Владимир Мономах. Поучение//Памятники литературы Древней Руси: Нача­ло русской литературы XI — начало XII века. М., 1978. С. 393—413.

грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться... [С. 393]

...А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как тру­дился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет... [С. 403] [Выделе­но мной. — М. Р.]

...Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасно­стей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие год­ным. Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя бога со святыми его... [С. 409] [Выделено мной. — М. Р.]

Протопоп Аввакум". 1672—1675 годы

Аввакум протопоп понужен бысть житие свое написати иноком Епифа-нием, — понеж отец ему духовной инок, — да не забвению предано будет дело божие;и сего ради понужен бысть отцем духовным на славу Христу Богу нашему... [С. 217]

...По сем у всякаго правовернаго прощения прошу; иное было, кажется, про житие-то мне и не надобно говорить, да прочтох Деяния апостольская и Послания Павлова, — апостоли о себе возвещали же, егда что бог содепает в них: не нам, Богу нашему слава. А я ничто ж есм... [С. 239]

Жан-Жак Руссо".1765—1770 годы

Я предпринимаю дело беспримерное, которое не найдет подражателя. Я жочу показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы, и этим человеком буду я. [Выделено мной. — М. Р.]

Я один. Я знаю свое сердце и знаю людей. Я создан иначе, чем кто-либо из виденных мною; осмеливаюсь думать, что я не похож ни на кого на свете. Если я не лучше других, то, по крайней мере, не такой, как они. Хорошо или дурно сделала природа, разбив форму, в которую она меня отпила, об этом можно судить, только прочтя мою игповедь.

Пусть трубный глас Страшного суда раздастся когда угодно, — я пред­стану пред Верховным судией с этой книгой в руках. Я гро.'лко скажу: «Вот что я делал, что думал, чем был. С одинаковой откровенностью рассказал я о хорошем и о дурном. Дурного ничего не утаил, хорошего ничего не при­бавил; и если что-либо слегка приукрасил, то лишь для того, чтобы заполнить пробелы моей памяти. Может быть, мне случилось выдавать за правду то, что мне казалось правдой, но никогда не выдавал я за правду заведомую ложь. Я показал себя таким, каким был в действительности: презренным и низким, когда им был, добрым, благородным, возвышенным, когда был им.

20 Аввакум. Житие протопопа Аввакума//Русская литература XI-XVIII вв. М., 1988. С. 217-239.

11 Руссо Ж.-Ж. Исповедь//Руссо Ж.-Ж. Избранное. М., 1996.

Я обнажил всю свою душу и показал ее такою, какою Ты видел ее Сам, Всемогущий. Собери вокруг меня неисчислимую толпу подобных мне: пусть они слушают мою исповедь, пусть краснеют за мою низость, пусть сокрушаются о моих злополучиях. Пусть каждый из них у подножия Твоего престола в свою очередь с такой же искренностью раскроет сердце свое, и пусть потом хоть один из них, если осмелится, скажет Тебе: «Я был лучше этого человека»».

Я родился в Женеве в 1712 году, от гражданина Исаака Руссо и гражданки Сюзанны Бернар... [С. 7] [Выделено мной. — М. Р.]

Если руководствоваться предложенными признаками, то все вы­шеназванные произведения придется отнести к мемуарам, поскольку их авторы пишут о прошлом, основываясь при этом на своем личном опыте и памяти.

Но обратим внимание, что произведения Августина Аврелия, Пет­ра Абеляра и Владимира Мономаха относятся к одной эпохе (конечно, можно спорить здесь об отнесении к одной эпохе Августина и Абеляра, но проблема эта отодвигается на второй или даже более далекий план, если мы вспомним, что предметом нашего исследования является кор­пус исторических источников нового времени). Объединяет их нраво­учительная функция, столь характерная для произведений средневеко­вья. И весьма существенно отличается по своей нацеленности от них «Житие протопопа Аввакума» — «да не забвению предано будет дело божие», хотя и сохраняет традиционную форму жития22.

Все признаки мемуаров имеет и относящаяся к иной эпохе «Ис­поведь» Ж.-Ж. Руссо, хотя ее традиционно и справедливо рассматри­вают как философское произведение.

Эволюционное пространство

Если рассматривать эволюцию мемуаристики с точки зрения ви­довой модели, выработанной на российском материале, то при обра­щении к западноевропейской мемуаристике мы также заметим суще­ственные противоречия.

Выше мы уже показали, что при последовательном выстраивании модели мемуаристики на основе предложенных критериев мы прихо­дим к тому, что российская мемуаристика возникла на два с полови­ной века позже европейской, поскольку первыми европейскими ме­муарами традиционно считаются «Мемуары» Филиппа де Коммина. При всех исторических модификациях значения этого слова в назва­нии вида источников личного происхождения оно впервые появилось при публикации этого исторического повествования в 1524 г.

Обратимся к тексту этого исторического источника.

Филипп де Коммин".Конец XV века

Монсеньор архиепископ Вьеннский, удовлетворяя Вашу просьбу, с коей Вы соблаговолили ко мне обратиться, — вспомнить и описать то, чго я знал и ведал о деяниях короля Людовика XI, [выделено мной. — М. Р.], нашего господина и благодетеля, государя, достойного самой доброй па­мяти (да помилует его Господь!), я изложил как можно ближе к истине все, что смог и сумел вспомнить... [С. 5]

А теперь вспомним общую схему эволюции российской мемуари­стики: мемуаристика с «внутреннефамильными» целями — мемуари­стика как «фактор идейно-политической борьбы и литературно-обще­ственного движения» «осознание значимости мемуаров для истори­ческого познания и включение в их целевую установку расчета на будущего

историка».

И обратившись к тексту Филиппа де Коммина, мы можем убе­диться, что в Западной Европе мемуаристика возникает не только на два с половиной (или на полтора — в зависимости от точки отсчета) века раньше, чем в России, но и первый ее опыт соответствуют сразу же последнему из выделенных Тартаковским этапу развития российс­кой мемуаристики, поскольку абсолютно очевидно, что произведе­ние Филиппа де Коммина преследует отнюдь не «внутреннефамилъ-ные цели», а скорее предназначено для истории.

Конечно, можно возразить, что отдельные примеры ничего не доказывают. Но мы берем не просто примеры, а примеры хрестома­тийные, общепризнанную классику мемуаристики как вида истори­ческих источников.

Но все же продолжим сравнение. Приведем еще два хрестоматий­ных примера, но более близкие друг к другу по времени создания.

Сен-СиАюн".Июль 1743 года

Предисловие. О дозволительное™ писания и чтения исторических книг, особенно тех, что посвящены своему времени.

Во все века изучение истории считалось столь достойным занятием, что, думается, было бы пустой тратой времени приводить в защиту этой истины несчетные высказывания самых уважаемых и ценимых авторов... [С. 42]

...уж если, учась ручному труду, нельзя обойтись без наставника, по крайности без наглядного примера, то тем более нужны они в различных умственных и научных занятиях, где невозможно руководствоваться только зрением и прочими чувствами.

22 Замечу, что я абсолютно не согласна с высказанной в литературе точкой зрения, что «Житие протопопа Аввакума» демонстрирует новое содержание жи­тийной литературы. Даже будучи человеком абсолютно нерелигиозным, не могу себе представить «автоканонизацию».

21 Коммин Филипп де. Мемуары. М., 1987. 496 с.

24 Сен-Симон. Мемуары: Избранные главы: В 2 кн. К.н. 1. М., 1991.

А коль скоро лишь уроки, полученные от других, делают разум способ­ным усвоить то, что он должен усвоить, нет науки, без коей было бы трудней обойтись, нежели история... [С. 44]

...Для достойного выполнения своей задачи автор всеобщей или част­ной истории обязан досконально изучить предмет посредством углубленно­го чтения, точного сопоставления и верного сравнения других тщательнейше отобранных авторов, разумной ученой критики, и все это должно подкреп­ляться большой образованностью и остротой суждения. Я именую всеоб­щей историей ту, что является таковой, ибо обнимает много стран, много веков жизни церкви или одного народа, несколько царствований либо одно очень давнее или важное религиозное событие. Частной я именую исто­рию, если она относится к временам автора и его стране, повествуя о том, что происходит у всех на глазах; и, будучи более узким по охвату, подобный исторический труд должен содержать гораздо больше мелких подробнос­тей и вводить читателя в гущу действующих лиц, чтобы ему казалось, будто он не читает историю или мемуары, а сам посвящен в тайны того, что перед ним изображают, и воочию видит то, о чем ему рассказывают. Такой жанр требует щепетильной точности и достоверности каждого сюжета и каждой черты... особенно же важно, чтобы, описывая события, сочинитель опирался на источники, личные впечатления или рассказы своих близких друзей; в последнем случае самолюбие, дружба, неприязнь и собственная выгода должны приноситься в жертву истинности даже наимельчайших и наиме­нее важных подробностей... [С. 46—48]

...Писать историю своей страны и своего времени — значит тщательно и обдуманно воскрешать в уме виденные, пережитые, узнанные из безупречного источника события на театре жизни [выделено мной. — М. Р.], различные их механизмы и подчас ничтожные на первый взгляд пустяки, которые привели в движение пружины этих ме­ханизмов... [С. 59-60]

...Поучительность ее воспитывает для жизни в свете, общения с людьми и в особенности для занятий делами. Примеры, которые исчерпывают в ней читатели, направляют и остерегают их тем легче, что живут последние в тех же местах, где произошли события, и во времена, еще недостаточно отда­ленные, чтобы нравы и образ жизни, правила обхождения и поступки суще­ственно изменились. Каждый мазок авторской кисти вооружает рекомен­дациями и советами в отношении изображаемых лиц, поступков, стечений обстоятельств и следствий, ими вызванных, но эти рекомендации и советы насчет предметов и людей извлекаются самими читателями и воспринима­ются ими тем легче, что они свободны от многословия, сухости, навязчивости, докучности, кои делают неприятными и бесплодными рекомендации и со­веты тех, кто навязывает их нам. Итак, я не вижу ничего, что было бы полез­нее этой двойной отрадной возможности просвещаться, читая историю своей страны и своего времени, и, следственно, ничего более дозволительного, чем писать последнюю... [С. 61]

...тот, кто пишет историю своего времени, стремясь только к правде и никого не щадя, всячески старается скрыть, чем занимается... Следственно, автор, ежели только он не решился ума, ни за что не позволит, чтобы его заподозрили в написании истории. Он даст книге созреть, упрятав ее под ключ и надежные замки, также тайно передаст своим наследникам, а те благоразумно выждут одно-два поколения и выпустят ее в свет не раньше, чем время станет ей защитой от преследований... [С. 62]

А. Т. Болотов. Конец XVIII века

Не тщеславие и не иныя какия намерения побудили меня написать сию историю моей жизни, в ней нет никаких чрезвычайных и таких достопа­мятных и важных происшествий, которыя бы достойны были пере­даны быть свету [выделено мной. — М. Р.], а следующее обстоятельство

было тому причиною.

Мне во всю жизнь мою досадно было, что предки мои были так неради­вы, что не оставили после себя ни малейших письменных о себе известий, и чрез то лишили нас, потомков своих, того приятного удовольствия, чтоб иметь о них, и о том, как они жили, и что с ними в жизни их случалось и происходило, хотя некоторое небольшое сведение и понятие. Я тысячу раз сожалел о том и дорого бы заплатил за каждый лоскуток бумажки с тако­выми известиями, если б только мог отыскать что-нибудь тому подобное... Я винил предков моих за таковое небрежение и, не хотя сам сделать подоб­ную их и непростительную погрешность и таковые же жалобы навлечь со временем и на себя от моих потомков, рассудил потребить некоторые праз­дные и от прочих дел остающиеся часы на описание всего того, что случи­лось со мною во все время продолжения моей жизни...

...При описании сем старался я не пропускать ни единого проис­шествия, до которого достигала только моя память, и не смотрел, хотя бы иныя из них и самыя маловажный [выделено мной. — М. Р.], случившиеся еще в нежнейшия лета моего младенчества...

...А как я писал сие не в том намерении, чтоб издать в свет посредством печати, а единственно для удоаольствования любо­пытства моих детей [выделено мной. — М. Р.] и тех у.з моих родствен­ников и будущих потомков, которые похотят обо мне иметь сведение: то и не заботился я о том, что сочинение сие будет несколько пространно и велико; а старался только, чтобы чего не было пропущено, почему в случае если кому из посторонних случится читать сие прямо набело писанное со­чинение, то и прошу меня в том и в ошибках благосклонно извинить...

Мемуары Болотова абсолютно явно написаны с «внутреннефа-мильныни целями» и тем самым вполне подтверждают приведенную схему эволюции мемуаристики, но при сопоставлении их с мемуара­ми Сен-Симона напрашивается странный вывод: при всеобщей убеж­денности в «общинной» ментальности русского человека наиболее

значительные русские мемуары периода расцвета мемуаристики крайне индивидуалистичны, их автор описывает мельчайшие факты своей жизни, совершенно не заботясь, интересно ли это читателю; мемуа­ры индивидуалистичного европейца, напротив, нацелены на читате­ля, описывают не столько жизнь автора, сколько значимые события истории, современником которых он был.

Зайдя окончательно в тупик противоречий, попытаемся из него выбраться, помня о том, что у тупиков выход находится там же, где вход. А «входом» для нас послужила видовая модель мемуаристики, которую я условно бы назвала «эволюционной», поскольку в ней раз­ные группы мемуаров (в частности, мемуары с «внутреннефамильны-ми целями» и мемуары, нацеленные на описание «современной исто­рии» для будущих поколений) рассматриваются не как изначально рядоположенные, а как последовательно возникающие.

Попытаемся скорректировать эту модель. И снова начнем с сопо­ставления.

Сен-Симон

Частной я именую историю, если она относится к временам автора и его стране, повествуя о том, что проис­ходит у всех на глазах. Писать историю своей страны и сво­его времени — значит тщательно и обдуманно воскрешать в уме виден­ные, пережитые, узнанные из безуп­речного источника события на теат­ре жизни.

...я не зижу ничего, что было бы полезнее этой двойной отрадной возможности просвещаться, читая историю своей страны и своего вре­мени, и, следственно, ничего более дозволительного, чем писать после­днюю...

Медведев Сильвестр25.

Конец XVII века

...Подобает нам содеявшия в наша времена какие-либо дела не прида­вать забвению...

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.