Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Источники личного происхождения: сравнительное исследование



Процесс эмансипации человеческой индивидуальности и во мно­гом обусловленный им процесс становления межличностных отноше­ний породили новую сферу возникновения исторических источников. В первой главе настоящего раздела подробно рассматривалась объекти­вация процессов индивидуализации и создания вторичных социальных связей в системе исторических источников нового времени. Именно источники личного происхождения наиболее последовательно вопло­щают эти тенденции.

Источники личного происхождения — группа видов исторических источников, функцией которых является установление межличност­ной коммуникации в эволюционном и коэкзистенциальном целом и авто коммуникации, в силу чего они наиболее последовательно воп­лощают процесс самоосознания личности и становления межличност­ных отношений. К источникам личного происхождения относятся дневники, частная переписка (эпистолярные источники), мемуары-автобиографии, мемуары — «современные истории», эссеистика, ис­поведи.

Приведенное определение источников личного происхождения указывает на существенные расхождения с моделью, сложившейся в

российской историографии. И сразу же со всей определенностью под­черкнем, что выработанное нами определение, отличное от имеюще­гося, — результат компаративного исследования.

Поскольку в качестве принципиальной позиции мы заявили срав­нение видов исторических источников с видовой моделью, вырабо­танной на российском материале, воспроизведем в общих чертах эту модель так, как она описана в отечественной историографии.

/. Историографическая модель

В отечественной историографии современная модель мемуаристи­ки создана в первую очередь усилиями А. Г. Тартаковского12. Обычно выделяют два или три вида источников личного происхождения: ме­муары (которые в свою очередь делятся на дневники и воспомина­ния) и частная переписка. Или же мемуары и дневники рассматрива­ются как отдельные виды исторических источников наряду с пере­пиской. С этим связан и спор о целесообразности использования двух терминов — «мемуары» и «воспоминания» или одного — «мемуары». В качестве исторического источника разрабатывается почти исключи­тельно мемуаристика.

Интерес к мемуаристике как к виду исторических источников воз­ник еще в середине прошлого века, но в рамках позитивистской ис­ториографии мемуаристика рассматривалась преимущественно как источник фактического материала. Такой подход оказался весьма ус­тойчивым. Еще в середине 1970-х годов П. А. Зайончковский в предис­ловии к указателю «История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях современников» уверенно утверждал:

«...ценность мемуаров заключается в изложении фактической сто­роны описываемых событий, а не в оценке их, которая, естественно, почти всегда субъективна»13.

И только в последние два десятилетия, когда вышли три фунда­ментальные и по сути новаторские монографии Тартаковского, взгляд на мемуаристику начал трансформироваться. В монографии «1812 год и русская мемуаристика»14 Тартаковский новаторски ставит пробле­му, подчеркивая, что не собирается рассматривать традиционно от­ражение событий 1812 г. в русской мемуаристике, а сосредоточит вни-

12 См.: Тартаковский А. Г. 1812 год и русская мемуаристика: Опыт источнико­ведческого изучения. М, 1980; Он же. Русская мемуаристика XVIII — первой половины XIX в.: От рукописи к книге. М., 1991; Он же. Русская мемуаристика и историческое сознание XIXвека. М., 1997.

13 История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях совре­менников: Аннот. указ. кн. и публ. вжурн./Науч. рук., ред. и введ. П. А. Зайончковско-го. М., 1976-1989. Т. 1-5.

14 Тартаковский А. Г, 1812 год и русская мемуаристика. М., 1980.

16 - 6867

мание на влиянии этого исторического события на мемуаротворче-ство как форму человеческой деятельности, на расширении социаль­ного состава мемуаристов. В этой работе автор определяет мемуары как

«повествования о прошлом, основанные на личном опыте и собствен­ной памяти мемуариста».

И утверждает:

«Сравнительно с другими источниками личного происхождения именно в мемуарах с наибольшей последовательностью и полнотой реали­зуется историческое самосознание личности — в этом и состоит спе­цифическая социальная функция мемуаров как вида источников».

Кроме Тартаковского существенный вклад в разработку данной проблематики внесли С. С. Минц15 и А. Е. Чекунова16.

Минц, разрабатывая проблему эволюции мемуаристики, предла­гает следующий критерий: «...отражение в мемуарах степени осозна­ния мемуаристами сущности явлений и процессов общественного раз­вития, связи индивидуального и социального в общественной жизни». И хотя Тартаковский спорит с Минц, отмечая, что предлагаемый в ее работе критерий

«...не учитывает реально-исторических, имманентно предопределен­ных возможностей мемуаристики как специфической отрасли ду­ховной культуры, ибо познание "сущности и механизма обществен­ных отношений" составляет задачу целой системы наук гуманитар­ного цикла»,

представляется, что их позиции не противоречат одна другой, а дополняют друг друга. В самом деле, Тартаковский выделяет в эволю­ции мемуаристики три крупные вехи:

1) «переход от внутреннефамильных по преимуществу целей мему-аротворчества к предназначению мемуаров для обнародования, для печати», 2) «превращение их в фактор идейно-политической борьбы и литературно-общественного движения», 3) «осознание значимос­ти мемуаров для исторического познания и включение в их целевую установку расчета на будущего историка».

li См.: Минц С. С. Об особенностях эволюции источников мемуарного характе­ра (К постановке проблемы)//История СССР. 1979- № 6. С. 55-70; Она же. Мемуа­ры и российское дворянство: Источниковедческий аспект историке-психологи­ческого исследования. СПб., 1998.

16 См.: Чекунова А. Е. Русское мемуарное наследие второй половины XVII— XVIII в.: Опыт источниковедческого анализа. М., 1995.

Тем самым он практически конкретизирует в границах мемуарис­тики общие тенденции эволюции личности в новое и новейшее время. При этом Тартаковский справедливо отмечает, что речь не идет о смене функций, а о наслоении их. Таким образом, получается, что мемуары, в которых повествуется об общественно значимых событи­ях, возникают веком позже после мемуаров преимущественно с внут-рифамильными целями.

Далее мы проверим, как работает эта модель на западноевропейс­ком материале.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.