СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С ПЕРЕЧНЕМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
ТЕМА 1. Введение в учебный курс„История”
Компетенции, формируемые в результате изучения темы № 1: (ОК-3), (ОК-4), (ОК-8).
„История России” – важная составная часть гуманитарной подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Предмет „История России”. Функции исторического знания (познавательная и интеллектуально-развивающая, практически-политическая, мировоззренческая, воспитательная). Методы изучения истории: основные (хронологический, хронологически-проблемный, проблемно-хронологический, синхронистический); не основные (периодизация, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-статистический, социологический). Методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.
Источники изучения истории: архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, периодическая печать, кинофотофонодокументы.
Историография (отечественная и зарубежная) в прошлом и настоящем:
общее и особенное.
„История России” – неотъемлемая часть всемирной истории. Подходы к изучению истории: формационный подход и цивилизационный подход, обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории. Понятие о цивилизации. Н. Я. Данилевский, А. Д. Тойнби – авторы идей и теорий исторического круговорота обособленных и локальных „культурно-исторических типов” (цивилизаций).
Отечественные историки – ученые С. М. Соловьев, Н. М. Карамзин, В.
О. Ключевский, М. Н. Покровский, Б. А. Рыбаков, Б. Д. Греков, С. В. Бахрушин и др. и их вклад в развитие российской исторической науки.
ЛИТЕРАТУРА
а) основная:
1. Карамзин Н. М. Об истории государства Российского / Н. М. Карамзин. ‒ М.: Владос, 2000. ‒ 500 с.
2. Карамзин Н. М. Предания веков / Н. М. Карамзин. ‒ М.: Владос, 1989. ‒ 479 с.
3. Ключевский В. О. Курс русской истории. Т. 1 / В. О. Ключевский. ‒ М.: Наука, 1987. ‒ 550 с.
б) дополнительная:
1. Хрестоматия по истории России. В 4 т. / под. ред. Р. О. Романюка. ‒ М.: Наука, 1994. ‒ 899 с.
2. Юшко А. А. Московская земля IX‒XIV вв. / А. А. Юшко. ‒ М.: Наука, 1991. ‒ 479 с.
ТЕМА 2. Возникновение и развитие древнерусского раннефеодального государства. Русь в IX– XIII вв.
Компетенции, формируемые в результате изучения темы № 2: (ОК-3), (ОК-4), (ОК-8), (ПК-1).
Происхождение славян. Отделение славянской языковой группы, получившей название „праславян”, от общего индоевропейского массива.
Начало распада „праславянского” мира. Нашествие гуннов в Европу, в результате которого был нанесен серьезный урон развитию славянских племен.
Начало массового переселения ряда славянских племен на Балканский
полуостров. Активное и повсеместное распространение этнонима „славяне”.
Проблема этногенеза восточных славян (славяне, финно-угорские, балтийские племена, норманны). Политический смысл норманнской теории.
Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Начало русского государства. Призвание Рюрика. Правление Олега. Киевская Русь: тенденции становления политического и социального строя, формирование законодательства. „Русская правда”.
Принятие христианства, его значение. Развитие земледелия и рост городов Руси. Складывание феодального земледелия. Эволюция восточнославянской государственности в XI – XIII вв. Распространение ислама.
Внешнеполитическое положение Руси в IX – XIII вв. Взаимоотношения с Византией и Западной Европой. Русь и кочевые народы. Татаро-монгольское нашествие, его социально-экономические и политические последствия. Русь и Золотая Орда.
Наступление крестоносцев на северо-востоке Европы, участие русских земель в его отражении. Победа князя Александра Невского. Ледовое побоище, победа русских над немецкими рыцарями. Образование Литовского государства. Русь и Литва. Социально-политические изменения в русских землях в XIII – XIV вв.
ЛИТЕРАТУРА
а) основная:
1. Зуев М. Н. История России: Учебник для вузов / М. Н. Зуев. – 2-е изд. с измен. и доп. – М.: Приор-издат, 2005. – 688 с.
2. Зуев М. Н. История России: Учебник / М. Н. Зуев. – М.: Высшая школа, 2007. – 634 с.
3. История России: учеб. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.
б) дополнительная:
1. Головатенко А. История России: Спорные проблемы / А. Головатенко. ‒ М.: Владос, 1994. ‒ 458 с.
2. Хрестоматия по истории России. В 4 т. / под. ред. Р. О. Романюка. ‒ М.: Наука, 1994. ‒ 899 с.
ТЕМА 3. Образование Русского централизованного государства