Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИДЕЙНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ, ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ



“Поучение”, написанное выдающимся государственным и политическим деятелем Киевской Руси, энергичным, предприимчивым, гуманным, широко образованным и начитанным человеком, известным своими воинскими доблестями, походами и победами князем, дошедшее до нас в составе “Повести временных лет” по Лаврентьевскому списку под 1096 годом, не случайно было названо Д.С. Лихачевым “маленьким чудом” древнерусской литературы. Сохранившееся в единственном списке, оно представляет собой по сути своеобразное собрание сочинений, включающее собственно Поучение, автобиографию и письмо к князю Олегу Святославичу по поводу убийства в междоусобной борьбе сына Мономаха Изяслава Владимировича. Произведения русского князя отличаются поразительной цельностью его этической позиции, которую он распространяет и на политику, сдержанностью и одновременно откровенностью, “совестливостью” и исповедальностью тона, искренностью и бескомпромиссностью. Являясь одним из немногих сохранившихся “авторских” произведений древнерусской литературы, “Поучение” донесло до нас отражение духовного мира человека далекой эпохи, позволившего себе осознать ценность собственного жизненного опыта для детей, последователей и потомков. Интересен памятник и в жанровом отношении: относясь по идейной направленности и пафосу к произведениям политического красноречия, он был написан с явной ориентацией на традиции церковного поучения морально-нравственного характера.

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

“СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА

ПАМЯТНИКА

 

Ни один памятник древнерусской литературы не вызвал столь интенсивной научной полемики, как “Слово о полку Игореве”. Полемика, касающаяся проблем подлинности “Слова”, времени его создания, авторства, жанра, прочтения “темных мест”, а также споры по большому числу конкретных вопросов, возникшие сразу после открытия произведения в начале XIX века, не прекращаются по сей день. Об этом свидетельствуют многочисленные статьи и монографии, посвященные памятнику, выходящие у нас в стране и за рубежом, новые переводы и толкования “Слова” [cм.: “Слово о полку Игореве”: Библиография изданий, переводов и исследований /Сост. В.П. Адрианова-Перетц. - М.; Л., 1940; “Слово о полку Игореве”: Библиография изданий переводов и исследований 1938-1954 г.г /Cост. Л.А. Дмитриев. - М.; Л., 1955; Энциклопедия “Слова о полку Игореве”. Т.I-V. - СПб.: Издательство Дмитрий Буланин, 1995]. Разбираться во всех этих проблемах, уметь ориентироваться в обширной научной литературе по “Слову” - дело чести любого филолога-русиста. Это важно также и потому, что “Слово о полку Игореве” подробно изучается в школе.

“Слово о полку Игореве” - одно из немногих произведений древнерусской литературы, которое может представлять художественный, в полном смысле этого слова, интерес для самого широкого круга современных читателей; его роль в русской культуре далеко не ограничивается значением историко-литературного памятника, привлекательного лишь для небольшого круга имеющих специальную подготовку филологов-древников. Парадоксально, но “Слово” не было оценено его современниками: в начале XIX века оно было известно лишь по единственному позднему списку XVI века. В то же время, если учитывать специфические черты древнерусской литературы, то факт “недооцененности” памятника его современниками становится понятным. Автор “Слова” вышел за строгие рамки церковных и литературных канонов, в этом он далеко опередил свое время. Осознав собственную индивидуальность, нашедшую яркое выражение в созданном им тексте, автор “Слова” приблизился в этом отношении к нам, своим далеким потомкам, которым его художественные устремления вполне понятны. Современники же “Слова”, привыкшие к строгому соблюдению литературных канонов и правил, очевидно, воспринимали это произведение как отклонение от общепринятых образцов, потому вряд ли могли ставить его на высокую ступень ценностной иерархии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.