“Житие преп. Феодосия Печерского” было написано монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, составителем “Повести временных лет” и автором “Чтения о Житии и погублении Бориса и Глеба”. Это произведение является первым оригинальным древнерусским агиографическим текстом, созданным в соответствии с каноном византийского “жития-биос”. В нем строго соблюдаются традиционные требования канонической житийной схемы, разработанной в византийской литературе для преподобнического жития, отражены основные предписания житийной композиции. В отличие от мартирия, основное внимание в котором уделено конфликту между героем-христианином и императором-язычником, заканчивающемуся трагической гибелью главного героя, в основе композиции преподобнического жития лежит последовательный рассказ о жизни, христианских подвигах и добродетелях святого подвижника. Не случайно, “преподобный” - это человек, “уподобивший себя” Христу, подражавший Ему примером всей собственной жизни и потому сам ставший образцом для своих учеников и последователей. По сравнению с византийскими текстами, на которые Нестор, безусловно, опирался как на образцы, он смело ввел в свое произведение конкретику русской жизни, отразив в нем местные общественно-политические и бытовые реалии. Основному характеру изменений, внесенных Нестором в трактовку византийского агиографического канона (усиление роли исторического и конкретного элементов в житийной композиции), суждено было стать определяющим в направлении эволюции древнерусского агиографического жанра в целом. Произведение Нестора являлось непревзойденным образцом для всех последующих русских агиографов.
“СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ” МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА: ИДЕЙНО-CОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
“Слово о Законе и Благодати”, написанное первым русским митрополитом Иларионом, поставленным в 1051 году в Киеве “собором русских епископов”, по инициативе князя Ярослава Мудрого, без согласия Константинопольского патриарха, во времена, когда глава русской церкви, в соответствии с принятыми церковными законами, избирался из греков и назначался в Византии, представляет собой произведение, весьма интересное как с точки зрения его религиозно-догматического, так и с точки зрения его историко-политического содержания. Оригинально оно и по своим жанровым характеристикам. Безусловно относясь к церковному красноречию по содержанию и основным формальным чертам, “Слово” вобрало в себя элементы его разных жанровых разновидностей, а также фрагменты, написанные в традициях политического красноречия. Политическое красноречие, наряду с церковными торжественными словами и проповедями, получило широкое развитие в домонгольской Руси и нашло отражение в таких памятниках, как “Слово о полку Игореве”, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила Заточника, а затем “Слово о погибели Русской земли” и “Задонщина”. В “Слове о Законе и Благодати” Иларион проявил себя не только как оригинальный и высоко одаренный писатель, выдающийся религиозный мыслитель, оратор и политический публицист, но и как патриот, защитник самостоятельности русской церкви и русской государственности. В произведении в тесной взаимосвязи рассматриваются важнейшие религиозно-догматические идеи Средневековья (концепция богоизбранного народа, вселенской империи, проблема соотношения мировых религий, Ветхого и Нового Завета в христианстве) и актуальные вопросы политической жизни Русского государства того времени (проблема взаимоотношений с Византийской империей, роль факта крещения Руси для ее последующей истории). Наряду с “Повестью временных лет”, “Слово о Законе и Благодати” можно считать произведением, наиболее ярко отразившим политические воззрения, религиозно-догматические идеи и моральные идеалы, по которым жила Киевская Русь в эпоху ее расцвета.