Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура художественного текста



Композиция - построение художественного произведения, расположение его составных частей.
Сюжет - последовательность событий в художественном произведении.
Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Этапы сюжета:

Этапы развития сюжета
Название этапа сюжета Краткая характеристика Пример
Экспозиция(пролог) Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении) - прямая; - задержанная; - обратная. В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви
Завязка Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения. Типы завязок: - мотивированная; - немотивированная (неожиданная, придающая остроту). Место завязки в литературном произведении: - в начале; - в конце. Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце худ. произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Развитие действия События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта. Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим
Кульминация Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций. Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала"
Развязка Положение действующих лиц, которое сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц. Виды развязки: - естественная (логичное выражение завязки); - ложная. Виды развязки (в зависимости от развития сюжета): - внезапная; - логически вытекающая из развития действия. Естественная развязка - "Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П. Чехова.
Послесловие(эпилог) Заключительная часть произведения. Типы эпилогов: - непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности); - развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событий). Развернутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года.


Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.

Характерконфликта Краткая характеристика Пример
Любовный Взаимоотношения между людьми, построенные на любовных коллизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа. У. Шекспир "Ромео и Джульетта" А.С. Пушкин "Дубровский"
Социально-бытовой(общественный) Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений. А. С. Пушкин "Евгений Онегин"
Философский Постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека. Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Идиот"
Идейный Столкновение различных идей, имеющих право на существование. И. С. Тургенев "Отцы и дети"
Психологический Внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений. Д. Г. Байрон "Дон Жуан"
Символический Противоборство, столкновение реальности с ее символическим перевоплощением; характерен для произведений символизма. М. Метерлинк "Синяя птица"

Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.

Название литературного образа Краткая характеристика
Художественный образ (общее понятие) Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни.
Литературный персонаж Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения
Образ автора Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла
Образ рассказчика, образ повествователя Персонифицированный герой, повествующий о событиях
Образ лирического героя Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту.
Эпический герой Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения
Драматический герой Действующее лицо драматического произведения
Главный герой Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения
Второстепенный персонаж Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения
   

Образ рассказчика в литературном произведении

Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь.

 

 

Тип рассказчика Краткая характеристика данного типа Пример
"Обрамляющий" условный рассказчик Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна И. С. Тургенев "Записки охотника"
Бесстрастный повествователь Изображает события как сторонний наблюдатель А. С. Пушкин "Повести Белкина"
Главный герой произведения Повествование в произведении ведется от лица главного героя Ф. М. Достоевский "Подросток"
Рассказчик - словесная маска Писатель выбирает роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя
Рассказчик - участник событий Рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собственную интерпретацию увиденного Глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Система рассказчиков Художественное произведение имеет форму: - "рассказа в рассказе", когда от лица одного из собеседников описывается событие; - связанных между собой повествований нескольких рассказчиков Л. Н. Толстой "После бала"     М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.