Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации по проведению практического занятия



Тема: «Разработка учебного курса по психологии».

Вид практического занятия:дидактический практикум.

Время: 1-2 пара

Формат работы:работа в малой группе (4чел.).

Цель:обучить методике разработки учебного курса по психологии в высшей школе, сформировать умения выбора наиболее рационального содержания, структуры и методов обучения, внести элементы инновационного обучения, обеспечивающие познавательную активность и успешность учения студентов, воспитать чувство ответственности за построение учебного процесса и реализацию всемирных ценностей обучения.

Компетенции участников практикума:

Функциональные: Умение работать с информацией. Адаптация к новым ситуациям. Разработка программы курса. Взаимомотивация. Использование эффективных профессиональных коммуникаций. Релевантное (в данном случае социальная адекватность) управление информацией с целью эффективной работы команды. Научно-педагогические: Аналитическое мышление. Ясное и логичное изложение материала. Объективная оценка. Инновационное видение научной перспективы и ее экстраполяция на формирование у обучающего личности новатора. Личностные: Постоянное стремление к самообразованию. Умение работать в команде. Умение рационально распределять время. Этические. Умение соблюдать стандарты этики профессиональной командной деятельности. Умение принять на себя ответственность за результаты деятельности.

Дидактическое материально-техническое обеспечение: учебные пособия и методические рекомендации (по выбору студентов), конспект лекций, план подготовки к занятию.

Форма отчётности:письменный отчётгруппы согласно плану дидактического навигатора. Работа оценивается в 10 баллов.

Порядок выполнения работы (дидактический навигатор**):(в правом верхнем углу указать Ф.И. разработчиков курса, письменный отчёт по позициям 1-8)

 

  1. Укажите направление подготовки психологов согласно требованию РФ

** Психология

**(37.05.02) Психология служебной деятельности

  1. Укажите год подготовки **(группа 1-5 курса) и форму обучения **(дневная, очно-заочная, заочная)
  2. Выберите самостоятельно тему курса.
  3. Укажите главное учебное пособие курса (библиографическое описание печатного издания по всем правилам)
  4. Сформулируйте учебные цели курса **(образовательную, развивающую, воспитательную)
  5. Укажите «Студент должен (по каждой позиции минимум 5):

знать

уметь

сформировать следующие общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК)

** Компетентностный подход лежит в основе модернизации отечественной системы образования. Компетенции можно определить, как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в области психологии. В 2013 году разработаны федеральные образовательные стандарты (ФГОСы) третьего поколения, ставящие перед разработчиками задачи большей самостоятельности и инновационности для расширения поля ОК и ПК. Образец:

ü способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК);

ü способность к самоорганизации и самообразованию (ОК);

ü способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК);

ü способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений
и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК)…

7. Отбор содержания курса в объёме 90 часов, количество зачётных единиц (кредитов) - ___ (укажите):

7.1. Структура дисциплины и количество часов в различных формах организации учебного процесса

Наименование темы содержательного модуля (СМ) дисциплины Семестр Формы учебной работы (в академических часах)
Л СЗ ПЗ ЛЗ ИЗ СРС
СМ1. Тема              
Итоговый контрольный модуль Зачёт – 2 часа или Экзамен -7 часов
ИТОГО 90 часов

** Курс дисциплины разбивается на содержательные модули «Модуль, содержательный модуль (единицы) – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по тематике и по времени по отношению к установленным целям и результатам обучения, развития и воспитания».

** Л – лекции; СЗ – семинарские занятия; ПЗ – практические занятия; ЛЗ – лабораторные занятия; ИЗ – индивидуальные занятия; СРС – самостоятельная работа студентов.

** Согласно требованиям кредитно-модульной системы трудоёмкость самостоятельной работы должна составлять у очного отделения 50% от общего количества часов нагрузки, у заочного 50%-70%.

7.2. Лекции

Раздел (модуль) дисциплины Тематика лекций Формы текущего контроля Трудоемкость (час.)
       
       
Итого:

7.2. Практические занятия (семинары, лабораторные). По данному образцу.

7.3. Опишите образец 2 заданий для поисковой самостоятельной работы студентов.

7.4. Укажите форму и тематику индивидуальных работ студентов (2 видов).

7.5. Напишите образец 1 экзаменационного билета или 5 вопросов к зачёту по курсу.

**Формы текущего контроля (пример): тестирование (письменное или компьютерное), контрольная работа, доклад, реферат, собеседование, аннотация, письменный анализ, сравнительный анализ (разработка таблицы), решение ситуационной задачи, проблемной ситуации, учебно-исследовательские задачи, экспресс-контроль, эссе, письменный отчет по ПЗ или ЛЗ, психологический диктант, конспектирование, терминологический диктант, устный или письменный фронтальный или индивидуальный опрос, дискуссия, коллоквиум.

8. Разработка опросного листа для оценки курса студентами (5 оригинальных вопросов)

** Оценка должна быть анонимной. Главная задача таких опросов — получение обратной связи от студентов относительно того, насколько они удовлетворены содержанием и методикой проведения курса, какие замечания и пожелания у них есть. Регулярная практика оценивания курса студентами поможет преподавателю совершенствовать методические аспекты преподавания психологии. Вопросы (образец). Чтобы Вы рекомендовали преподавателю для создания позитивного эмоционального настроя в данной группе? Насколько практичным и полезным был данный курс? Ваш % интереса?

Конспект занятия (прилагается)

Практическое занятие

Тема „Методика подготовки и проведения лекции”

Цель: закрепить знания студентов по методике подготовки лекционных занятий в вузе.

Время: 2ч.

Вопросы для подготовки и обсуждения

  1. Типы лекционных занятий и их особенности.
  2. Содержательные методики разработки конспектов лекций по психологии.
  3. Вариант структуры конспекта лекции. Содержание подготовки к лекции.
  4. Методика чтения лекции.
  5. Методы активизации познавательной деятельности студентов на лекционном занятии.
  6. Оценка эффективности лекции.
  7. Учет дидактических и психолого-педагогических принципов эффективности составления содержания обучения психологии, знаний по психологическим дисциплинам.
  8. Раскрыть особенности психики как объекта психологии, ее состава, свойств и связей.
  9. Описать аспекты психики, изучаемые психологией, как ее предметов в отличии от других наук, изучающих психику.
  10. Раскрыть особенности методов изучения и практической работы в психологии.

Литература для подготовки

  1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2008. – С.111-116.
  2. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. / В.Я. Ляудис – СПб.: Питер, 2008. – С.110-149.
  3. Минаева В.М. Структура и содержание лекции по психологии./ В.М. Минаева - СПб.: Питер, 2008. – 219 с.
  4. 100 великих психологов / Под ред. В.М. Яровицкой. - СПб.: Питер, 2011. – 340 с.

Вопросы преподавателя для фронтального опроса и контрольной работы

(просмотр фрагмента фильма о лекции А.Г. Асмолова и обсуждение)

1.Какой тип лекционного занятия персонифицирует субъектов познавательной деятельности?

2.Что ещё может быть включено в современный методический каркас лекционного занятия?

3.Какое место данное занятие (лекция) занимает в теме, разделе, курсе? Как оно связано с предыдущими занятиями, на что опирается? Как данное занятие работает на последующие занятия, в чём его специфика?

4.Дать характеристику реальных учебных возможностей обучающихся студентов. Какие особенности были учтены при планировании занятия?

5.Какие задачи решались на занятии: учебные, воспитательные, развивающие? Учитывались ли особенности аудитории, отдельных групп в их решении?

6.Является ли структура данного занятия рациональной для выполнения пунктов плана, рационально ли распределено время? Были ли логические связи между этапами занятия?

7.На чем (на каких понятиях, положениях, фактах) акцентировалось внимание; выделено ли главное?

8.Какое сочетание форм обучения выбрано для раскрытия материала, почему? Необходим ли дифференцированный подход к студентам?

9.Какое сочетание методов обучения и дидактических приемов выбрано для раскрытия материала? Обосновать выбор методов обучения.

10. Как организован контроль за усвоением материала? Какие формы и методы этого контроля осуществлялись? Почему?

11. За счет чего обеспечивается высокая работоспособность студентов на протяжении всего лекционного занятия?

12. За счет чего на занятии поддерживалась добрая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное значение личности преподавателя?

13. Как и за счет чего обеспечивалось на занятии рациональное использование времени, предупреждение перегрузки студентов?

14. Какие были продуманы запасные методические «ходы» на случай непредусмотренной ситуации?

15. Удалось ли реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Как Вы думаете, когда педагог планирует выполнить нереализованные задачи?

Формы организации работы студентов при обсуждении вопросов: устный опрос и письменная контрольная работа (вариант 1 и 2).

Формы проверки подготовленности студентов к занятию: проверка конспектов, экспресс-опрос.

Результаты, которые будут достигнуты в итоге занятия: знания и умения проектировать структуру лекции в методической плоскости.

Конспект занятия (прилагается)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.