СПб.: Питер, 2008.
М.: ВЛАДОС, 2010.
СПб.: Питер, 2008
Дополнительная литература:
№
Наименование
Автор(ы)
Год, место издания
Количество экземпляров
в библиотеке
на кафедре
Какую психологию и как преподавать будущим педагогам / Е.А. Климов //– С.57-60.
Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – 384 с.
Структура и содержание лекции по психологии / В.М. Минаева. - 219 с.
Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – 3-е. изд. – Кн. 1-3. – 632 с.
Психология в вопросах, задачах и упражнениях: Учебное пособие: В 3 т. / О.В. Турусова. – 345 с.
Приложение А. Методические указания для обучающихся по освоению
Дисциплины
Методический пакет (в помощь студенту)
Схема лекции
Дата проведения
Ф. И. О. лектора
Тема занятия
Место занятия в программе курса
Цель лекции
Задачи лекции
Тип лекции
Ключевые слова
План лекции
Список литературы и источников
Дидактическое и материально-техническое обеспечение
Конспект разработки
Критерии качества лекции
· высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение;
· большой объём плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;
· доказательность и аргументированность высказываемых суждений;
· достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;
· ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;
· анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
· выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;
· разъяснение вводимых терминов и названий, предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;
· умение установить педагогический контакт с аудиторией, использование дидактических материалов и технических средств;
· применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, таблиц, графиков.
Узловые критерии оценки качества лекции
1) содержание материала
2) методы проведения
3) руководство работой студентов
4) лекторские данные
5) результативность лекции.
1. Содержание лекции.
Научность и информативность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, продумывание концептуальной и перцептивной организации материала, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Наличие достаточного количества ярких убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств. Четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов.
Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные и межпредметные связи.
II. Методика чтения лекции
Четкая структура лекции и логика изложения. Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (время издания, градация литературы и краткое ее аннотирование). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Повторение их в различных формулировках. Выбор уровня трудности содержания. Постановка вопросов для размышления. Приведение примеров. Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции.
Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов, чтение по конспекту без отрыва, чтение по учебнику.
Эмоциональность. Стиль изложения.
III. Руководство работой студентов
Мобилизация аудитории на восприятие материала. Мотивация (способы). Требование конспектировать и контроль за выполнением. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: интонирование, быстрый или медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков, составление схем, таблиц.
Актуализация опорных знаний и чувственного опыта.
Просмотр конспектов по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.
Использование приемов поддержания внимания - риторические вопросы, диалог, шутки, ораторские приемы.
Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).
Использование различных дидактических приемов передачи информации. Получение обратной связи (способы, формы, приемы).
IY. Лекторские данные
Знание предмета. Интеллект. Эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура и богатство речи, деловой внешний вид, умение установить контакт, длительное время удерживать активное внимание всей аудитории, позитивные педагогические установки, демократический стиль общения, доброта и уважение.
V. Результативность лекции
Информационная, систематизирующая, разъясняющая, развивающая ценности, воспитательная ценность (нравственный аспект лекции), достижение дидактических целей. Активность аудитории (все ли студенты слушали лекцию и конспектировали, задавали ли вопросы, проявляли интерес к содержанию лекции и др.).
Семинарское занятие
Схема семинарского занятия
Дата
Ф. И. О. преподавателя
Тема занятия
Тип занятия (семинар, просеминар или спецсеминар)
Цель занятия
Вопросы
Литература
Формы проверки подготовленности студентов к занятию
Формы организации работы студентов при обсуждении вопросов
Результаты, которые будут достигнуты в итоге занятия
Качество проведения организационного момента (четкость постановки цели занятия: закрепление знаний, расширение знаний, развитие умений самостоятельной работы, стимулирование интеллектуальной деятельности; активизация аудитории; постановка требований; ознакомление с планом работы).
Уровень руководства ходом семинарского занятия (умение регламентировать выступления, умение побуждать студентов к активному обсуждению докладов, размышлениям; умение создавать проблемные ситуации, организовывать дискуссии; резюмирование выступлений, подведение итогов и т.д.).
Использование активных методов и форм проведения занятий (дискуссий, диалогов, конференций, деловых игр, мозговых атак и др.).
Критерии качества семинарского занятия
1. Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, использование материала в будущей профессиональной деятельности.
2. Планирование: выделение главных вопросов, связанных профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.
3. Организация семинара: умение вызывать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, развитие умений самостоятельной работы, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.
4. Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.
5. Стимулирование интеллектуальной деятельности: репродуктивный или продуктивный тип организации занятия.
6. Отношения «преподаватель – студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.
7. Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышает тон, опирается в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.
7. Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.
8. Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.
Для проведения самоанализа лекции или семинара студент использует вышеприведенные схемы анализа занятий.