Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Жесткость валов и осей.



Выясним, какая из двух основных деформаций вала - изгиб или кручение, оказывает наибольшее влияние на общую жесткость системы. С этой целью рассмотрим вал 1длиной l с насаженным на него зубчатым колесом 2

(рис. 22.14). Вал скручивается моментом T=F·rw и изгибается силой F. Считая, что момент Т передается валом от левого торца к зубчатому колесу, найдем угол поворота сечения по формуле (9.8):



 


где G - модуль упругости второго рода; Jp = nd4/32 — полярный момент инерции сечения; d-диаметр вала.

Прогиб вала под колесом, рав­ный перемещению точки А при изгибе, определяется зависимостью (см. § 8.7)


где параметр к зависит от рас­положения колеса 2 относительно опор 3; Е-модуль упругости первого рода; J=nd2/64-осевой момент инерции сечения вала.

Из формул. (22.15) и (22.16) следует, что от­ношение перемещений точки А, которые выз­ваны деформациями кру­чения и изгиба,

 

 


Для стального вала от­ношение E/G 2,5; если колесо посажено посреди­не, то k = 48 и = 3...3O, так как r2l1/(2l3)~0,l - l. В других случаях пара­метр также существен­но превышает единицу; поэтому при проектирова­нии точных механизмов главная задача - обеспе­чение крутильной жест­кости.

При проверочном рас­чете крутильной жестко­сти ступенчатого вала деформации отдельных ступеней складываются. Общий угол (22.17)

 

(22.17)

где lj—длина участка вала диаметром dj передающего крутящий момент Тj:

m - число таких участков.

Полученный угол сравнивают с допускаемым значением. Угол cps, например, определяет размер упругого мертвого хода м и ограничивается его допускаемым значением [ м].

В местах резкого изменения диаметра вала часть его материала на большем диаметре не участвует в передаче крутящего момента. Поэтому ступенчатый вал имеет меньшую жесткость, чем это следует из формулы (22.17). Чтобы рассчитать реальный угол s, в формулу (22.17) вместо /j нужно подставить эффективную длину (рис. 22.15):

где lj—длина участка вала диаметром dj передающего крутящий момент Тj:

m - число таких участков. Здесь знак плюс относится к меньшему диаметру, а знак минус - к большему; для стальных валов параметр А/ определяют по кривым рис. 22.15

Полученный угол £ сравнивают с допускаемым значением. Угол cps, например, определяет размер упругого мертвого хода м и ограничивается его допускаемым значением [ м].

В местах резкого изменения диаметра вала часть его материала на большем диаметре не участвует в передаче крутящего момента. Поэтому ступенчатый вал имеет меньшую жесткость, чем это следует из формулы (22.17). Чтобы рассчитать реальный угол s, в формулу (22.17) вместо /j нужно подставить эффективную длину (рис. 22.15):

здесь знак плюс относится к меньшему диаметру, а знак минус - к большему; для стальных валов параметр А/ определяют по кривым рис. 22.15.

Прогибы валиков и осей от действующих сил вычисля­ют по методике, изложенной в § 8.7. Например, для вала, изображенного на рис. 22.16, прогиб в середине пролета

 

 

 

Предельно допустимая де­формация зависит от условий работы насаженных на вал или ось деталей (зубчатых колес, подшипников и т. д.). Хотя общеустановленных или расчетных норм допустимых деформаций нет, в машино- и приборостроении наибольшее значение прогиба часто принимают [ ] = 0,003

(l - расстояние между опорами).

Прогиб вала или оси приводит к увеличению межосевого расстояния зубчатых передач, что вызывает нарушение их нор­мального действия. Например, для цилиндрической зубчатой передачи прогиб вала снижает коэффициент перекрытия



 


где 15 2 - прогибы под шестерней и колесом; т — модуль передачи;

w - угол зацепления.

Рассчитав действительный прогиб одного вала по формуле (22.19а), можно из равенства (22.20) определить допускаемый прогиб для другого вала из условия ограничения параметра :




Допускаемое изменение коэффициента перекрытия ориентировочно принимается [ ] = - (1,05... 1,15), ( - расчетный коэффициент перекрытия).

Пример 22.5.Рассчитать упругий (свободный) мертвый ход зубчатой передачи 1-2 (рис. 22.17) привода указателя 3 шкалы 4, обусловленный деформацией гладкого валика 11 диаметром d. Известны следующие параметры передаточного механизма: rw2, /, /к, угол w (см. рис. 22.17); к ведомому валику 11 приложен момент сил сопротивления Тс; колесо 2 расположено посредине между опорами.

Решение. Общий упругий мертвый ход является следствием закручивания валика моментом Тс и изгиба валика - балки на двух шарнирных опорах—сила­ми, действующими в зацеплении колес.

Упругий мертвый ход мк от закручивания валика 11 равен удвоенному углу поворота сечения под действием момента Tс, так как угол поворота валика при реверсе (изменении направления вращения) в 2 раза больше , рад [см. формулу (9.8)]:

 


где Ft=Tc/rw2-—окружная сила в зацеплении; G—модуль упругости при сдвиге.

Изгиб валика 11—плоский поперечный, его вызывает нормальная сила Fn; плоскость изгиба параллельна плоскости зацепления. Подставив в формулу (22.19а) ^=0,5/, F=Fn = FJcosaw,, J=nd4 /64, получим прогиб под колесом:

где Е— модуль упругости при растяжении-сжатии.

Для восстановления контакта зубьев не­обходимо смещение зуба вдоль линии зацеп­ления на величину 5, т. е. поворот на угол

и (рад):

С учетом реверса мертвый ход, вызыва­емый изгибом валика 11, =2 и. Общий упругий мертвый ход (рад) из-за дефор­маций валика //:


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.