1 Расчетно-графическая работа Составить схему-классификатор на основании выписки по рубрикатору "Отрасли и направления современной психологии". – 1 балл.
2 Индивидуальное домашнее задание Составить таблицу с описаниями характеристиками основных методов в психологии. В графы таблицы внести: 1. Название метода, 2. Описание сущности метода 3. Где возможно его применять 4. Достоинства метода 5. Недостатки метода 6. Название имеющихся стандартизированных методик и авторов по данному методу.
- 2 балла
Практическое занятие 1 "Методы исследований"
Рассматриваемые вопросы:
1. Цели и задачи научных исследований, построение рабочей гипотезы.
2. Общие планы исследований.
3. Исследовательские стратегии лонгитюдов и поперечных срезов
4. Контрольный и формирующий эксперимент в исследовании.
5. Характеристика основных методов психологии.
Лекция 2 "Психика человека".
Понятие психики. Эволюция психики у живых организмов. Факторы развития психики. Функции психики человека, понятия филогенеза и онтогенеза. Структура психики. Различие подходов в объяснении психических явлений.
Задания 2
3 Самостоятельное изучение материала Написание конспекта по первоисточнику - Ч. Дарвин "Выражение эмоций у человека и животных"/ Психология. Хрестоматия в двух частях. Часть 1. - М.: Современная гуманитарная академия, 2004. - с. 135-149.
- 2 балла.
4 Индивидуальное домашнее задание Написания реферата на предложенную тему: 1. Языки животных. 2. Коммуникация в среде животных. 3. Общественное поведение животных и табели о рангах. 4. Инстинктивное и интеллектуальное в поведении животных. 5. Изучение психики животных: от Павлова до Лоренца. 6. Роль условных и безусловных рефлексов в биологическом выживании. 7. Особенности психики приматов. 8. Особенности психики китов и дельфинов. Обязательные требование к реферату: Наличие плана и выводов. Наличие списка литературы по теме. Наличие приложения с иллюстративным материалом.
- 3 балла.
Практическое занятие 2 "Сравнительный анализ психики животных и психики человека".
Основы психологической конституции человека. Сознательное и подсознательное, сознание и самосознание в психике. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Эмоции и чувства в структуре психики.
Задания 3
5 Самостоятельное изучение материала Сам Самостоятельное изучение главы 3 в учебнике - "От чувств к разуму"/ Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2008. с.106-146.
Отчет по работе: составление глоссария по основным понятиям, встречающимся в главе. Составление схематических моделей когнитивных процессов, на основании составленного глоссария.
2. Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов.
3. Особенности внимания человека и методы его изучения.
4. Особенности памяти человека и методы его изучения.
5. Особенности мышления человека и методы его изучения.
6. Особенности воображения человека и методы его изучения.
Лекция 4 "Деятельность и социальное действие".
Понятия деятельности и активности. Направленность как фактор развития, ценностная ориентация, интересы и иерархия потребностей. Коммуникативная деятельность и социальное взаимодействие. Психологические явления и процессы в больших и малых социальных группах.
Задания 4
6 Отчет по лабораторной работе Самостоятельное изучение когнитивных процессов (диагностика внимания, памяти, мышления, воображения) на двух испытуемых разного пола, одного возраста и написание заключения по данным диагностики.
- 5 баллов
7 Самостоятельное изучение материала Написание конспекта первоисточника "Развитие социального поведения в детском возрасте/ Н. Ньюкомб Развитие личности ребенка. - Спб.: Питер, 2009. - с. 356-392.
- 2 балла.
Практическое занятие 4 "Социализация личности".
Рассматриваемые вопросы:
1. Социальная среда как основной фактор развития целовека.
2. Коммуникация и социализация. Виды общения и их функции.
3. Социальные роли и социальные стереотипы.
4. Культура, субкультура, контркультура и зоны вариативного развития в социальной среде.
5. Адаптация и адаптивность как универсальное свойство личности.
Практическое занятие 4
Рубежный контроль: Письменная контрольная по разделу "Психология"
- 20 баллов.
Задания 5
8 Индивидуальное домашнее задание ИДЗ Пользуясь методом самоанализа, составить собственный портрет в системе социальных ролей и социальных отношений.
- 1 балл.
9 Самостоятельная практическая работа - Подбор "сырого" материала к методу изучения продуктов деятельности. В качестве материала могут быть представлены любые продукты творчества подростка: стихи, рисунки, дневниковые записи и т.п. Для отчета по заданию необходимо в форме свободного психологического портрета написать заключение об индивидуальности личности испытуемого, основываясь на продуктах деятельности.
- 5 баллов.
Лекция 5 "Личность и индивидуальность".
Понятие личности в психологии и структура личности. Психические свойства личности. Индивидуальность и способности человека. Проблема изучения человека в аспекте его индивидуальности. Творчество в жизни человека.
Задания 6
10 Индивидуальное домашнее задание Составление индивидуального проекта: "Активные методы обучения и воспитания". Является обязательным заданием. Зачет задания проводится по составленной электронной презентации проекта и написанному конспекту тематического занятия.
- 15 баллов.
11 Самостоятельная практическая работа - 2 СПр-2 Применение различных методов и форм работы в педагогической практике. Мини-практикум работы с детьми по образовательным и воспитательным задачам. Обязательное задание.
- 15 баллов.
Практическое занятие 5 "Основные категории педагогики".
Рассматриваемые вопросы:
1. Предмет и задачи педагогической науки.
2. Образование воспитание и обучение в педагогической деятельности.
3. Педагогика в системе других наук. +
Задания 7
12 Самостоятельное изучение материала Написание очерка "История развития психологической мысли". Объем не более 5 печатных листов. Требование - обязательное выделение этапов развития педагогики как науки.
- 3 балла.
Лекция 6 "Особенности педагогики как науки".
Отраслевая специфика педагогики. Обучение, воспитание и образование как общественные явления. Педагогические практики и педагогические технологии.
Практическое занятие 6 "Методы педагогики".
Рассматриваемые вопросы:
1.Специфика и содержание процесса обучения.
2. Функции обучения. 3. Изложение учебного материала.
4. Дискуссионные и проблемные методы обучения.
5. Наглядные методы обучения.
6. Место упражнений с процессе обучения.
7. Самостоятельная работа учащихся.
Задания 8
13 Самостоятельное изучение материала Самостоятельное изучение и написание конспекта статьи Р. Миллс "Интеллектуальное мастерство"/ Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2008. с. 343-357.
- 2 балла.
Лекция 7 "Образование в современном обществе".
Образование как социальный институт. Организация и управление системой образования. Общая характеристика форм обучения. Виды образования. Основные методы педагогики.
1. Основы организации и главные принципы построения педагогического процесса.
2. Задания - как инструмент активного обучения.
3. Учебная игра и ее место в педагогическом процессе.
4. Специфика учебных заданий.
Лекция 8 "Формы учебной деятельности".
Понятия педагогической деятельности, учебной деятельности, педагогического процесса. Основы учебной деятельности. Принципы планирования и организации учебных занятий. Язык обучения.
1. Познавательные потребности в учебной деятельности.
2. Развитие личности учащегося, формирование системы ценностных ориентаций.
3. Воспитание толерантности.
4. Воспитание патриотизма.
Практическое занятие 8
Рубежный контроль: Письменная контрольная по разделу "Педагогика"
- 20 баллов.
Лекция 9 «Воспитание как неотъемлемая часть педагогического процесса": Специфика, содержание и виды воспитания. Социальная среда и воспитание. Построение отношений в диаде "Учитель-Ученик". Общая характеристика методов обучения.