Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общественная безопасность



Как сказано выше, общественная безопасность напрямую зави­сит от состояния гражданского общества. Нормальное общество может обеспечить безопасность, деформированное - нет.

Общество в целом и конкретные общности в частности не мо­гут нормально функционировать без обеспечения их безопасности. Общественная стабильность, национальное согласие, соци­альное сотрудничество и партнерство, межгрупповое взаимодей­ствие, межэтническое общение невозможны без существования такого социального института, как безопасность.

При этом ее прежде всего следует рассматривать как социаль­ную ценность, а не как некий орган.

Безопасность является условием личностного роста, самоак­туализации «Я». Ее отсутствие приводит к деформации человека: травмированию «Я», искажению самооценки, сужению круга об­щения, духовному и культурному обнищанию. Безопасность каж­дой личности должна обеспечиваться в первую очередь. При этом государство обязано в лице соответствующего органа выступать защитником интересов нации и человека. Право же должно слу­жить гарантом этого обстоятельства, т.е. должно обеспечивать соблюдение прав человека.

Опыт убедительно свидетельствует о неспособности прежней системы безопасности реализовывать и защищать основные права и свободы, а также жизненно важные потребности и интересы гражданского общества и отдельной личности. Отсутствие научно обоснованной концепции, примат сугубо государственных приори­тетов обусловили создание такой системы безопасности, которая изначально была огосударствлена, а ее ядро составляли исклю­чительно государственные исполнительно-распорядительные орга­ны. Не случайно содержательную часть политико-правовой базы в области безопасности составляют в основном императивные формы законодательного и государственного принуждения.

Чрезвычайная уязвимость современной системы безопасности заключена прежде всего в том, что в ней нет общегражданских начал и широкой демократической базы. Эта система не включает в себя исходную посылку, а именно - социально-экономический фактор, являющийся фундаментом всех преобразований, самой системы и ее жизнеспособности. Игнорирование этого фактора и общегражданских интересов приводит к значительным перекосам в области безопасности, что порождает серьезные и даже антаго­нистические противоречия между гражданским обществом и го­сударством. На наш взгляд, ни новообразования государственных органов, никакое новое законодательство не способны преодо­леть разрушительные центробежные тенденции, нейтрализовать дестабилизирующие факторы, деструктивные силы и элементы. Новая государственная власть, возникшая именно через разруше­ние, а не реформирование прошлого режима, даже при самых благих пожеланиях не в состоянии приостановить вал опасностей для жизни, здоровья и достоинства граждан страны.

Исторический, в том числе и зарубежный, опыт показывает: только консолидация интеллектуальных усилий и практических действий общества и государства по нормализации обстановки, а также интеграция в созидательный миротворческий процесс ши­роких слоев народа помогут избежать и стабилизировать положе­ние в обществе.

Создание инновационной системы национальной безопасности (СНБ) базируется на следующих принципах:

1. СНБ есть единство общегражданской, государственной и меж­дународной безопасности. Следовательно, системообразующими элементами СНБ являются этнос, общество, государство, мировое сообщество.

2. Взаимозависимость и взаимообусловленность СНБ и соци­ально-экономических, военно-политических, экологических, тех­нологических, информационных, культурных, нравственных, бы­товых и других факторов, соответствующих видов безопасности. Создание СНБ предполагает прежде всего решение социально-экономических, общественно-политических, культурных и нравст­венных проблем путем их кардинального реформирования и пре­образования.

3. СНБ базируется на естественной интеграции усилий граж­данского общества и государства и состоит из общественной и государственной систем безопасности, связанных целевой ориен­тацией, общностью взаимоинтересов и решаемых задач присущи­ми им методами, силами и средствами. При этом сохраняется их полная самостоятельность и независимость друг от друга. Их дея­тельность и возникающие противоречия регулируются единым за­конодательством.

4. Цель построения СНБ - защита и реализация основных прав и свобод, жизненно важных потребностей и интересов граждан, этноса, общества и государства, обеспечение стабильно устойчи­вого функционирования и развития социально-экономических и общественно-политических структур, государственного устройст­ва и институтов власти.

Гражданское общество выше государства, которое призвано ему служить. Именно общество формирует и содержит государствен­ные силовые структуры. В связи с этим оно имеет все основания направлять, оценивать и контролировать их деятельность, исходя из сложившихся представлений и законоположений. В основе граж­данского общества лежат права человека, а не привилегии какой-либо нации, бюрократии.

Другим важным аргументом в пользу общественной системы безопасности является признание приоритета общечеловеческих ценностей перед всеми остальными (групповыми, сословными, классовыми, этническими и др.), а также примата безопасности гражданина, личности над безопасностью государственных инсти­тутов и общественных образований. Тем самым личность, ее инди­видуальность признаются в качестве базисной основы человече­ского бытия, безопасности.

Только безопасность каждого предопределяет безопасность всех, общества и государства. А это означает, что в обеспечении безопасности граждан, страны нельзя полагаться только на госу­дарственные структуры. Даже в самых благоприятных условиях функционирования режима они не способны позаботиться о каж­дом. Поэтому нужны собственные усилия граждан в деле обеспе­чения безопасности, социальный контроль над ней. Активная граж­данская позиция каждого в сфере безопасности - залог нормально­го существования, духовного и материального процветания обще­ства и государства. Зрелость общества, степень осознания им угроз, реальных источников опасности во многом определяют состояние

безопасности.

Наконец, история дает немало примеров вырождения государ­ства в свою противоположность, когда оно из средств безопасно­сти превращается в главный источник опасности для общества и его членов.

Общественная система безопасности образуется и осуществля­ется членами общества, их объединениями, партиями, движения­ми, фондами. В сущности, они представляют собой совокупность общественных, негосударственных структур, действующих в раз­личных сферах безопасности в самых различных масштабах - от страны до отдельной личности.

Возникновение многочисленных структур, ориентированных на безопасность, происходит, как правило, стихийно и спонтанно и нередко является реакцией людей на реальное или вероятное возникновение угрозы, опасности их укладу жизни, потребностям и интересам. Тем самым осознанно или подсознательно общество как бы включает дополнительные общественные механизмы своей защиты, пытается страховать себя от еще больших бед.

Особое, жизненно важное значение приобретает включение об­щественных механизмов защиты в условиях, когда властные струк­туры, призванные обеспечивать безопасность граждан, общества и государства, оказываются недееспособными или, более того, действуют вопреки их интересам. Если к власти приходят лица, отвечающие чаяниям народа, то они могут рассчитывать на под­держку общественных сил безопасности. В критических ситуациях такая поддержка может иметь даже большее значение, чем тра­диционная опора на государственные структуры безопасности (армию, правоохранительные органы и др.).

Главное, что объединяет участников общественной системы без­опасности, а также последнюю с государственной системой без­опасности, - это сущность конечных целей по социальному обслу­живанию общества, связанных с обеспечением условий для нор­мальной жизни людей, их потребностей в безопасности, т.е. в на­дежной защите от всего, что ставит под удар их жизнь и здоровье, материальную обеспеченность, духовные ценности, уверенность в

своем будущем. При этом речь идет об удовлетворении потребно­стей в безопасности с помощью социально-позитивных способов и средств, а не через принадлежность к общественно опасным фор­мам объединения людей: структурам организованной преступно­сти, партиям крайнего националистического толка и т. п.

Сегодня налицо потребность в безопасности среди широких слоев населения. Более того, она становится доминирующей в пе­риод кризисных социальных изменений и разрушения привычных стереотипов-идеалов, объединявших людей.

Процесс образования общественных, негосударственных струк­тур безопасности противоречив, имеет свою логику развития и специфику в зависимости от сфер жизнедеятельности, которые он затрагивает. Эти структуры имеют различные юридические и ор­ганизационные формы: ассоциации, фонды, научно-исследователь­ские и информационные центры, акционерные общества, консор­циумы, товарищества с ограниченной ответственностью, школы, клубы, службы, группы, отделы, добровольные общества, органы общественного самоуправления, военизированные формирования и т.д. При всей стихийности появления подобных многочислен­ных объединений граждан нельзя не видеть, что в своей совокуп­ности они начинают образовывать некую своеобразную, незави­симую по своей природе, статусу и источникам финансирования систему безопасности [3].

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.