Характеристика уровня сформированности «общего показателя развития»
Уровень «школьной зрелости»,
ю терминологии А.Керн — И.Йирасек, оценивался по специально выделяемым параметрам: сформированность графомоторных навыков (выполнение субтестов «Срисовывание группы точек» и «Срисовывание букв») и сформированность общего уровня развития («Рисунок человека»).
Рисунки большинства воспитанников детского дома характеризовались схематичностью, отсутствием деталей, а зачастую представляют собой так называемого «головонога», что типично для детей 3-3,5 лет. 59% детей-сирот испытывали затруднения при воспроизведении фигуры человека, что можно обьяснить недоразвитием отдельных свойств восприятия, а также, недостаточной сформированностью образов-представлений.
Характеристика уровня сформированности интеллектуального компонента.
Изучение особенностей мыслительной деятельности детей-сирот с ЗПР («Обучающий эксперимент» А.Я.Ивановой) позволило определить сформированность следующих параметров: уровень развития ориентировочной деятельности; восприимчивость к помощи взрослого; осуществление логического переноса.
Уровень развития ориентировочной основы деятельности
На данном этапе дети-сироты с ЗПР показали неспособность ориентироваться в условиях задачи и планировать свою деятельность. Трудности ориентировки усугублялись двигательной расторможенностью и постоянным отвлечением детей на внешние раздражители. Они не испытывали или испытывали кратковременный интерес к заданию, что объясняется нами низким уровнем развития познавательной деятельности, в том числе, отсутствием умения планомерно обследовать предметы.
Уровень восприимчивости к помощи взрослого
Восприимчивость к помощи взрослого оценивалась количеством «обучающих уроков». Чем больше уроков требовалось испытуемому для выполнения задания на классификацию, тем хуже, в конечном счете, оказывалась его обучаемость.
В среднем для овладения каждым из видов классификации (цвет, форма, величина) нормально развивающимся детям потребовалось 0,3;0,2;0,3 «обучающих уроков», детям-сиротам с ЗПР — 0,8;0,9;0,9уроков соответственно. Детям с ЗПР, воспитывающимся в семье 0,6;0,6;0,7«обучающих уроков».
Мы считаем, что полученные данные можно объяснить, прежде всего, недостаточным опытом общения со взрослыми, несистематическим обучением и особенностями мыслительной деятельности.
Осуществление логического переноса
При осуществлении логического переноса воспитанники детского дома испытывали затруднения при установлении сходных и отличительных признаков сравниваемых геометрических форм. Они практически не использовали слова-обобщения, а при выполнении последующих задач использовали тот признак группировки, который уже применялся при решении предыдущих, что свидетельствовало об инертности процессов мышления.
Характеристика уровня сформированности эмоционального компонента Эмоциональное отношение к учению выявлялось при помощи оценки уровня школьной тревожности (модифицированная методика Е.Я.Агпеп).
Высокую тревожность у 50% детей-сирот с ЗПР вызывали ситуации учебного характера, в которых ребенок находился в процессе общения со взрослым во время занятий, в то время как среди детей с ЗПР, воспитывающихся в семье, их всего 29%.
Полученные данные объясняются сложившейся закрытой системой взаимоотношений, ограниченностью контактов, длительным нахождением детей в ситуации эмоциональной депривации вследствие чего, любые, даже самые незначительные изменения в сфере воспитания, обучения, общения между сверстниками и взрослыми вызывают тревожность.
Характеристика уровня сформированности произвольного компонента.
Оценка степени сформированности произвольного компонента («Графический диктант» Д.Б.Эльконина) проводилась на основании следующих критериев: уровень самостоятельной регуляции деятельности и уровень регуляции деятельности посредством словесной инструкции.
Дети-сироты с ЗПР выполнили первую часть задания (под руководством психолога) достаточно легко, однако при выполнении второй части задания отмечались значительные сложности.
Полученные результаты объясняются нами ярко выраженной потребностью в общении со взрослыми, которая базируется на дефиците, и как следствии сверхценности этого общения. Возможность выполнять задания только в условиях пошагового контроля и трудности самостоятельно планировать и осуществлять даже простые действия — характерная черта детей-сирот, неготовых к обучению в условиях общего образования.