После выбора подшипника для него подбирают соответствующий корпус и крышки. Корпуса подшипников приводного вала рекомендуется принимать типа УМ по ГОСТ 13218.3-80 (рис.8 таб.8). Размер корпуса принимается по размеру наружного диаметра подшипника D.
Для D = 110 - 150 мм Для D = 80 – 100 мм
А
2 отв. под
штифт
Б-Б
Рис. 8 Корпуса УМ подшипников качения (из ГОСТ 13218-80)
Таблица 8. Корпуса типа УМ подшипников качения по ГОСТ 13218.3-80, размеры, мм
Обозна-чение кор-
пуса
УМ 80
УМ 85
УМ 90
УМ 100
УМ 110
УМ 120
УМ 125
УМ 130
УМ 140
УМ 150
D
D1
d
d1
d2
d3
A
B
B1
L
L1=D2
l
H
120,5
130,5
139,5
157,5
179,5
190,5
199,5
H1
h
r
-
r1
12,5
-
Пример условного обозначения корпуса типа УМ, исполнения 1, D = 90 мм
Корпус УМ 90 ГОСТ 13218.3 – 80
Подшипниковые узлы обычно закрываются крышками, в которые встраиваются уплотнения. Для вышеприведенных корпусов, выбранных из ГОСТ 13218.3 – 80, рекомендуется выбирать стандартные крышки по ГОСТ 13219.1-81 - ГОСТ 13219.6–81. Кроме таких корпусов и крышек можно выбрать и другие стандартные корпуса и крышки подшипников ( см. [7] т.2) либо сконструировать крышку самостоятельно (см.[3]). Крышки подбираются по тому же диаметру D, по которому подбирался корпус ( см. Рис.8 ). Однако, крышка должна подходить также по диаметру буртика вала dбп ( см. пункт 2. 3.4 ), а также в нее должно вписываться стандартное манжетное уплотнение
( см. табл.12 ).
Подобрать стандартную крышку, удовлетворяющую всем этим условиям, не всегда удается. В этом случае конструируется нестандартная крышка, основные размеры которой должны совпадать с размерами стандартной. Для подшипникового узла, расположенного в точке 2 (рис.1), необходимы крышки торцовые с манжетными уплотнениями из ГОСТ 13219.5-81 (рис.9, таб. 9) или ГОСТ 13219.6-81 (рис.10, таб.10). А для подшипникового узла, расположенного в точке 5, одна из крышек принимается такой же, как для узла в точке 2, вторая крышка принимается торцовая глухая из ГОСТ 13219.1-81 или из ГОСТ 13219.2-81 (рис.11, таб.11).
Уплотнения предназначены для защиты подшипников от попадания в них пыли, грязи и влаги, а также для предохранения от вытекания смазки. Эти уплотнения могут быть разных конструкций, однако, наиболее предпочтительными являются стандартные манжеты резиновые армированные для валов по ГОСТ 8752-79 (см. таблицу 12). Манжета состоит из корпуса, выполненного из маслобензостойкой резины. Корпус армирован каркасом, представляющим собою стальное кольцо Г-образного сечения. Браслетная пружина стягивает уплотняющую часть манжеты, вследствие чего она плотно охватывает поверхность вала. Манжеты, предназначенные для работы в засоренной среде, выполняют с дополнительной рабочей кромкой, которая называется пыльником.
Номинальный диаметр вала в местах постановки таких уплотнений должен быть равен внутреннему диаметру уплотнения. Участки вала в этих местах должны быть прошлифованы и отполированы, чтобы избежать интенсивного износа уплотнений.
Рис. 9. Крышки торцовые с манжетным уплотнением диаметром до 100 мм, (из ГОСТ 13219.5-81)
Таблица 9. Крышки торцовые с манжетным уплотнением диаметром до 100 мм, (из ГОСТ 13219.5-81), мм
Обозначение крышки
МН 80*45
МН 80*50
МН 90*50
МН100*55
МН100*65
D
dвала
d
D1
D2
d1
d2
B
b
13,6
13,6
H
h
h1
h2
r
r1
12,5
12,5
Пример условного обозначения низкой торцовой крышки с манжетным уплотнением диаметром D = 80 мм, dвала = 45 мм: Крышка МН 80*45 ГОСТ 13219.5-81
Рис. 10. Крышки торцовые с манжетным уплотнением диаметром свыше 100 мм, (из ГОСТ 13219.6-81)
Таблица 10. Крышки торцовые с манжетным уплотнением диаметром свыше 100 мм, (из ГОСТ 13219.5-81), мм
Обозначение крышки
МН 110*60
МН 110*75
МН 120*65
МН 120*80
МН 130*75
МН 140*80
МН 140*95
МН 150*85
МН 150*100
D
dвала
d
D1
D2
D3
D4
d1
d2
n
b
16,6
H
h
h1
h2
l
s
Для D = 110 - 150 мм Для D = 80 – 100 мм
Рис. 11. Крышки торцовые глухие низкие ( из ГОСТ 13219.1-81 и ГОСТ 13219.2-81 )
Таблица 11. Крышки торцовые глухие низкие ( из ГОСТ 13219.1-81 и ГОСТ 13219.2-81 ), мм
Обозна-чение крышки
ГН 80
ГН 85
ГН 90
ГН 100
ГН 110
ГН 120
ГН 125
ГН 130
ГН 140
ГН 150
D
D1
D2
D3
-
-
-
-
B
-
-
-
-
-
-
d
d1
n
H
h
h1
h2
l
s
r
-
-
-
-
-
-
r1
-
-
-
-
-
-
Для крепления крышек к корпусу подшипника применяется стандартный крепеж, который состоит из болтов, шайб и гаек (см. ниже).
d
S
D
H
l
lo
d
S
D
H
l
lo
8 - 90
lo= l при l 20
lo=18 при l 20
23,9
20-300
lo= l при l 30
lo=30 при l 35
13,1
8 - 100
lo= l при l 25
lo=22 при l 30
26,8
20-300
lo= l при l 30
lo=34 при l 35
15,3
10-150
lo= l при l 30
lo=26 при l 35
29,6
25-300
lo= l при l 40
lo=38 при l 45
18,7
14-260
lo= l при l 30
lo=30 при l 35
33,6
30-300
lo= l при l 40
lo=42 при l 45
21,1
16-260
lo= l при l 30
lo=30 при l 35
35,0
35-300
lo= l при l 50
lo=46 при l 55
Примечание: Размер l (мм) в указанных пределах брать из ряда чисел: 8, 10, 12, 16, 20, 25, 30,
Пример условного обозначения болта диаметром резьбы d = 12 мм, длиной l = 60 мм, с
крупным шагом резьбы, и полем допуска 6g, класса прочности 5.8, с цинковым покрытием толщиной 6 мкм, хроматированным: «Болт М12 – 6g х 60.58.016 ГОСТ 7796 – 70».
Гайки шестигранные с уменьшенным размером под ключ.
ГОСТ 15521 – 70, мм.
d
(14)
(18)
(22)
S
D
10,9
13,1
15,3
18,7
21,1
23,9
26,8
29,6
33.6
H
6,5
14,5
Пример условного обозначения гайки с диаметром резьбы 12мм, крупным шагом и полем допуска резьбы 6Н, класса прочности 5: «Гайка М12 – 6Н.5 ГОСТ 15521 – 70».
Шайбы пружинные ГОСТ 6402 – 70, мм
Номинальный диаметр
резьбы болта, мм
d
S = b
Номинальный диаметр
резьбы болта, мм
d
S = b
6,1
14,2
8,2
16,3
3,5
10,2
18,5
4,0
12,2
20,5
4,5
Пример условного обозначения пружинной шайбы для болта с резьбой, диаметра
d = 12мм из стали 65Г: «Шайба 12 65Г ГОСТ 6402 – 70».
Винты установочные с прямым шлицем классов точности А и В
Общие размеры
Рис.1
Рис.2
d
b
h
c
l1
l
d1
l1
l
0,8
1,8
1,0
-
5 – 25
3,5
2,5
8 – 25
1,0
2,0
1,0
2,5
6 – 30
4,5
3,0
8 – 35
1,2
2,5
1,6
3,0
8 – 40
6,0
4,0
10 - 40
1,6
3,0
1,6
4,0
10 - 50
7,5
4,5
12 –50
2,0
3,5
1,6
5,0
12 - 50
9,0
6,0
16 - 50
Таблица 12 - Манжеты резиновые армированные для валов (ГОСТ 8752-79)
Группа резины
Рабочая
среда
Темература,
оС
Окружная скорость, м/с, не более
Минеральные масла, не содержащие серу
-45...+120
Вода
+4...+100
Минеральные масла с присадками, вызывающими набухание резин группы 1