Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ целевых программ, реализуемых на территории города Ханты-Мансийска



 

На территории города Ханты-Мансийска реализуются мероприятия десятков федеральных, окружных и муниципальных программ. Основной порок окружных программ состоит в том, что приоритетное внимание во многих из них уделено условиям предоставления финансовых средств муниципальным образованиям Югры, а сами цели, приоритетные, прорывные направления развития, которые критично поддержать, прописываются кратко и не развернуто.

Механизм оказания финансовой поддержки из окружного бюджета, который должен идти как приложение к программе, становится доминирующей, многостраничной частью окружных программ, содержащих проекты для Ханты-Мансийска. А сущностная часть этих документов скукоживается до предельно краткой констатации того, что хотим получить в итоге реализации программы.

Это именно та ситуация, когда достоинства переходят в недостатки: округ имеет бюджетные ресурсы для того, чтобы мощно и масштабно использовать программные инструменты поддержки своих муниципальных образований. Однако эта же махина финансовых ресурсов, узко, по-бухгалтерски, понятое бюджетирование привели к сильнейшему содержательному перекосу во многих окружных программах, имеющих отношение к поддержке проектов в муниципальных образованиях. И эффективность реализации этих программ тоже по умолчанию оценивается по полноте освоения бюджетных средств, а не по решению тех проблем, которыми, как обозначают социологические опросы, озабочены местные сообщества Югры.

Характерный пример в этом смысле – окружная программа «Содействие местному самоуправлению в развитии культурно-исторических традиций на 2013-2015 годы и на период до 2020 года», в основном тексте которой превалирует описание регламента распределения бюджетных средств по группам муниципальных образований, а не содержательные вопросы. С другой стороны, исключительно конструктивна и предметна окружная программа, нацеленная на поддержку предпринимательства.

Однако для Программы социально-экономического развития Ханты-Мансийска наибольшее значение имеют муниципальные программы, идеология и масштабы финансирования которых полностью определяются местной властью. На их содержание, приоритетные проекты, объемы бюджетной поддержки она имеет абсолютное влияние.

Всего в городе реализуется более 40 муниципальных программ, что в российских условиях для города-регионального центра численностью населения до 100 тысяч человек следует признать значительным (возможно, даже избыточным) количеством. Из них более десятка программ обращено на поддержку различных граней местного жилищно-коммунального хозяйства. Это много, особенно если сопоставить с сохраняющейся в течение многих лет остротой жилищной проблемы, низким уровнем благоустройства жилого фонда. Отметим, что на поддержку образования – т.е. той сферы, которые определяет будущую конкурентоспособность городской экономики – сориентированы лишь три городские программы.

Остальные программы можно условно разбить на две категории: обращенные на поддержку различных групп населения или всего местного сообщества (например, четыре программы направлены на социальную поддержку молодежи, инвалидов, ветеранов, детей-сирот; столько же на профилактику правонарушений, укрепление толерантности и противодействие распространению наркомании, пожарную безопасность) и отдельные сферы/функции городской экономики (улично-дорожную сеть, агропромышленный комплекс, малое предпринимательство, столичные функции и т.д.).

Очень кратко охарактеризуем отдельные программы этих двух групп. Очень конструктивно и оригинально содержание городской программы «Молодежь города Ханты-Мансийска». Многие задачи и мероприятия документа обращены на выявление и поддержку инициативной и талантливой молодежи города, что следует признать абсолютно правильным приоритетом для современного этапа развития Ханты-Мансийска, когда необходимо усиление инновационных, творческих факторов экономического роста города. Приоритеты инновационного развития характерны и для двух городских образовательных программ («Новая школа» и «Национальный проект»). Здесь также существенный акцент поставлен на поддержку способной и талантливой молодежи, активизацию творческой, инновационной деятельности в образовательном процессе. К сожалению, эта конструктивная линия засоряется запланированными в мероприятиях бесконечными конкурсами «Лучший учитель», «Лучший ученик» и т.д. Это тот случай, когда количество не переходит в качество; наоборот, навязчивая избыточность по всевозможным конкурсам приводит к девальвации самой идеи поиска новых механизмов отбора творческих, талантливых людей в системе городского образования.

В этой же группе можно отметить и городские программы поддержки уязвимых категорий граждан, программу «Дети-сироты», направленную на профилактику сиротства как актуальной проблемы для города со значительным миграционным оборотом. С другой стороны, программа «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами в городе Ханты-Мансийске» на 2013-2015 годы ни по объему предусмотренных на нее ежегодно ресурсов, ни содержательно не может считаться эффективным инструментом решения этой городской проблемы. Видимо, ее главная задача состоит в другом – продублировать аналогичную по названию окружную программу на муниципальном уровне.

Во второй группе хотелось бы отметить городскую программу «Развитие улично-дорожной сети в городе Ханты-Мансийске на 2011-2020 годы» по двум причинам. Во-первых, это редкий, по сути единственный, пример городской программы, разработанной при активном участии внешней консалтинговой структуры – в данной случае ОАО «Территориальный проектный институт «Омскгражданпроект». Это обеспечивает ее интеллектуальное усиление, вброс в городское сообщество, в местную власть новых, современных представлений о способах ликвидации дорожных пробок и организации городского парковочного пространства. Во-вторых, в отличие от многих других городских программ программа имеет подлинно долгосрочный характер до 2020 года. А ведь десятки муниципальных программ Ханты-Мансийска называются долгосрочными абсолютно неправомерно, потому что рассчитаны на трехлетний цикл (после которого могут быть продлены или отменены). В них содержится встроенное противоречие между долгосрочным характером обозначенных цели и задач, и коротким периодом самой реализации программы. Понятно, что для бюджетного планирования трехлетний период удобнее, но разработчики программ ведь должны думать не только про бухгалтерские удобства, но также о том, что городская программа призвана стать эффективным инструментом решения крупной городской проблемы, а возможно ли это сделать за три года? Например, сможет ли программа «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса города Ханты-Мансийска» на 2010-2013 года «создать предпосылки превращения жилищно-коммунального комплекса в финансово самодостаточный бизнес, решающий задачи жизнеобеспечения города с максимальным использованием инвестиционного потенциала предприятий» за отведенный ей период, если этого не удалось сделать за предыдущие два десятилетия реформ?

Отдельно нужно остановиться на программе «Осуществление городом Ханты-Мансийском функций административного центра Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2012-2014. С одной стороны, она очевидно нужна городу, который пока недорабатывает в выполнении миссии регионального центра. Очень позитивно то, что программа опирается на окружной закон о столичных функциях Ханты-Мансийска. Значит, здесь возникает пока редкая смычка между законодательным определением стратегических приоритетов в деле укрепления «столичности» Ханты-Мансийска и конкретными механизмами реализации законодательных деклараций в форме городской программы.

С другой стороны, как раз конкретные механизмы реализации программы имеют облегченный и поверхностный характер, в виде имиджевых однократных мероприятий, улучшения городской подсветки, окружных соревнований «Югорский снайпер» и др. Ни институционально, ни финансово программа не проработана, ее мероприятия не соответствуют замаху в ее названии.

В 2008 году была принята городская программа «Развитие муниципальной службы в городе Ханты-Мансийске» на 2009-2011 годы, ныне отмененная. Представляется, что возросшие на новом этапе развития города требования к качеству муниципальной службы в столичном городе, компетенциям городских чиновников – существенный аргумент за ее возрождение.

Теперь проведем группировку городских программ и оценим их с точки зрения работы на пять важнейших потребностей горожан, которые ранее были нами охарактеризованы: потребность в базовых городских услугах; в удобной городской среде («эстетика места»); потребность в открытом на внешний мир и терпимом городе и городском сообществе; потребность в экономической и физической безопасности; наконец, потребность в ответственной местной власти и возможность соучастия в управлении городом и в его развитии. Мы считаем, что удовлетворение этих потребностей и обеспечивает превращение Ханты-Мансийска в город, комфортный для жизни и работы. Так в какой степени муниципальные программы работают на решение этой сверхзадачи?

Всего имеется 43 муниципальные программы (42 действующие и одна отмененная, которую мы считаем важной для будущего развития города – табл. 1.31) по пяти блокам потребностей местного сообщества. Внутри каждого блока порядок перечисления программ задается показателем ее ежегодного объема финансирования.

При всей условности этого параметра, зависимого от капиталоемкости, степени аварийности, проблемности современной ситуации на том или ином направлении городского развития, он в явном виде отражает приоритеты местной власти. Ведь при программном бюджетировании она перераспределяет средства между многочисленными конкурирующими за финансовые ресурсы направлениями, определяет, что в данный момент является наиболее критичным.

Понятно, что с точки зрения местного сообщества эти приоритеты могут быть неправильными. Вот почему и здесь очень важно иметь «встроенный» в органы муниципальной власти консультативный/экспертный совет, который способен выразить ожидания местного сообщества и скорректировать разверстку денег городского бюджета по десяткам муниципальных программ.

Нас интересовало также, есть ли одноименный аналог муниципальной программы на окружном уровне? Конечно, полное следование окружному примеру при разработке собственной городской программы совсем не обязательно негативный фактор. Однако тот факт, что почти половина всех городских программ Ханты-Мансийска практически полностью повторяет название окружных программ, т.е. является локальной калькой с них, деструктивно для городского развития. Ведь очевидно, что у региональной столицы значительная своя специфика развития и проблем, по сравнению с округом, - под которую и должны быть заточены местные программы.

Для сведения в одной из колонок приведено общее количество страниц документа. Это абсолютно формальный показатель, который косвенно свидетельствует том, в какой степени развернута, проблемно ориентирована сущностная, текстовая часть программы. Предполагается, что при прочих равных условиях, более «протяженные» программы содержат более подробную характеристику проблем, обоснование приоритетов, необходимых задач для улучшения ситуации. Короткие программы ограничиваются краткой констатацией ситуации и таблицами мероприятий.

Наконец, раздел экспертного заключения по каждой программе содержит характеристику наиболее крупных недостатков и предложения по их усилению/переработке/интеграции с другими городскими программами.

На удовлетворение базовых потребностей горожан нацелено 17 программ первого блока. Здесь и количественно, и по «весу» (ежегодный объем выделяемых финансовых ресурсов) доминируют программы жилищно-коммунального комплекса. Исключительно капиталоемка программа совершенствования современной дорожной и уличной сети города и программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры города Ханты-Мансийска на 2011-2017 годы».

Программы, нацеленные на удовлетворение базовых потребностей в образовании, медицине имеют более скромный характер, хотя и в муниципальном дошкольном образовании, и в муниципальном общем образовании существуют системные проблемы, которые существенно снижают качество жизни местного сообщества.

При этом нужно учитывать, что городской жилищно-коммунальный комплекс – это целиком сфера ответственности местной власти, а высшее и среднее специальное образование, основная часть современной городской медицины относятся к окружной компетенции. Потребности горожан в этих услугах обеспечиваются в основном окружными бюджетными ресурсами и структурами в окружной собственности.

Обращает на себя внимание исключительная дробность «жилищных» программ. Ряд документов нацелен закрыть потребности конкретной, очень немногочисленной, группы населения. Возникает закономерный вопрос: насколько такой подход соответствует каноническому представлению о программах как инструментах, нацеленных на решение крупной проблемы/противоречия социально-экономического развития? Целесообразна консолидация нескольких мелких программ в виде подпрограмм одной крупной программы. Аналогичные мероприятия ранее были осуществлены на федеральном уровне.

Во второй блок включены 10 программ, которые призваны удовлетворить потребность местного сообщества в комфортной, благоприятной для жизни, городской среде. Открывают список наиболее финансовоемкие программы по улучшению качества городской воды, благоустройству, озеленению города, градостроительной деятельности, потом охране окружающей среды города.

Возникает вопрос, на каком основании в этот блок включены программы поддержки АПК, строительства инженерных сетей, энергосбережения, развития физической культуры и спорта, туризма, городского культурного досуга? Пригородное сельское хозяйство Ханты-Мансийска не может конкурировать с завозимым продовольствием. Его роль, как показывает и опыт зарубежных северных городов, принципиально иная. Агросектор удовлетворяет потребности горожан в экологически чистой, свежей пище. И в этом смысле работает на «эстетику места», т.е. на то, чтобы широко понятая среда города была комфортнее для его жителей. Инженерные коммунальные сети, на первый взгляд, абсолютно не связаны с архитектурным обликом города, потребностью горожан в благоприятной городской среде. Однако все эти представления изменяются, как только в сфере коммунальной сетевой инфраструктуры случаются аварийные ситуации. И здесь всем становится очевидно, что они прямо связаны с комфортной для жизни городской средой, непосредственно на это работают. Аналогично и энергосбережение и энергоэффективность. Абстрактные категории обретают предметное наполнение в виде комфортной городской среды проживания, когда удается резко снизить потери тепла и энергии и обеспечить устойчивость теплоэнергоснабжения городского сообщества при любых природных, климатических, экономических катаклизмах.

В развитии туризма, окружной и городской программах по этому направлению популярны темы увеличения числа туристов в округ и город, переустройства городской среды под потребности российских и зарубежных путешественников. Однако представляется, что для городского сообщества не менее важна другая функция туризма: улучшая качество городского сервиса, он одновременно создает благоприятную среду для жизни самих горожан. Можно сказать еще сильнее: только после того, как городская среда станет реально комфортной для проживания местных жителей, можно ожидать, что она будет привлекательной и для гостей города. Поэтому между блоком «эстетика места» и городской программой развития туризма нет противоречия: они работают на одну сверхзадачу в интересах местного сообщества.

Казалось бы, программы развития физической культуры, спорта, культуры можно было бы отнести в первый блок удовлетворения базовых потребностей горожан. Почему, действительно, образование и здравоохранение - базовые, а культура и спорт – нет? Действительно, потребности в жилье, образовании, медицине можно отнести к фундаментальным, затрагивающим основы жизнеобеспечения человека. Комфортный город невозможно представить себе, если здесь есть проблемы.

Однако с ростом доходов, по мере диверсификации потребностей горожан, все сильнее становится их спрос на фитнес-центры, бассейны, освещенную лыжню и велодорожки в родном городе. Спрос на музеи, памятники культуры, клубы, киноцентры и другие места, где можно организовать культурный досуг. Поэтому городские программы, обращенные на удовлетворение этих потребностей горожан, включены в блок «эстетика места».

Здесь опять возникает противоречие между городской средой и ее эстетикой, создаваемой объектами физической культуры, спорта, культуры разных форм собственности (федеральной, окружной, муниципальной, частной) и реальными возможностями местной власти отвечать на спрос горожан, имея в руках инструменты только муниципального бюджета, муниципальных программ и объектов в муниципальной собственности. Поэтому так важно именно на этих направлениях партнерство разных уровней власти во имя создания комфортного города для его жителей.

В третий блок «открытость города, толерантность городского сообщества» включены восемь программ, которые нацелены, во-первых, на создание информационно продвинутого и открытого (а это связанные вещи) города, в котором каждому доступен высокоскоростной доступ в глобальную паутину, созданы интегрированные между собой городские базы данных муниципальных служб, работающие для удобства горожан; во-вторых, на формирование терпимого и отзывчивого отношения, поддержку самых разных (и не только уязвимых) категорий граждан. Самая финансовоемкая здесь программа социальной поддержки отдельных групп населения, затем две программы формирования городского информационного общества (развития средств массовых коммуникаций и информационного общества), потом программы, обращенные к самым уязвимым группам горожан.

Очень широко прописаны задачи программы развития средств массовых коммуникаций: это и подготовка нового бренда города Ханты-Мансийска, и повышение информационной открытости местной власти, и проведение социологических опросов горожан, повышение мотивации местных журналистов в совершенствовании своего мастерства и др.

В четвертый блок «экономическая и физическая безопасность» включены четыре городские программы, которые нацелены обеспечить жителю города чувство уверенности и безопасности. Здесь вскрываются любопытные парадоксы. Например, ежегодное финансирование «противопожарной, ЧС-ГО» программы оказывается почти в четыре раза больше, чем объемы ежегодной поддержки всего городского малого бизнеса, который сегодня составляет в общей занятости Ханты-Мансийска уже более четверти и ежегодно формирует более 60% новых рабочих мест. Конечно, меры, нацеленные на предотвращение гибели людей от пожаров исключительно важны для города с до сих пор существенной долей деревянных жилых и офисных зданий и сооружений. Но и городские приоритеты в бюджетной программной поддержке растущего слоя местных предпринимателей должны быть усилены в объемах и укреплены в структурах, институтах и новых направлениях. Остальные две программы связаны с профилактикой правонарушений в городе и предотвращением распространения наркотиков.

Последний пятый блок «лидерство власти и соучастие местного сообщества в городском управлении» включает четыре программы по двум направлениям: укрепление столичных функций города и как местная власть должна быть усилена (в том числе кадрово), чтобы эффективно на это работать; бюджетная поддержка форм самоорганизации горожан в виде некоммерческих структур и дачных/садоводческих кооперативов, которые являются естественными партнерами местной власти в обеспечении комфортной жизни в городе. В современном виде все эти программы несопоставимо слабее программ других блоков и явно недорабатывают в одолении ключевой проблемы современного развития города: сильнейшей фрагментации всех его участников, как внутри местной власти, так и внутри города – между властью, бизнесом, местным сообществом, так и в округе – при взаимодействии держателей окружной и муниципальной собственности в городе.

 


Таблица 1.31. -- Характеристика муниципальных программ Ханты-Мансийска

Название программы Аналог на окружном уровне (есть-нет) Ежегодный объем финан-сирования, млн.руб/ кол-во стр. Экспертная характеристика
Блок 1. «Базовые городские услуги» (17 программ)
Долгосрочная целевая программа «Развитие улично-дорожной сети в городе Ханты-Мансийске на 2011-2020 годы» (в части задач относится к блоку «Эстетика места») Нет 1331,0/ 33 Партнерство «Омскгражданпроекта» и местной власти обеспечило разработку технологичной программы, сфокусированной на проблемных вопросах – современной и перспективной пропускной способности улично-дорожной сети, эффективности и безопасности функционирования городского транспорта, комфортного взаимодействия водителей и пешеходов. Долгосрочный (десятилетний) характер данной программы обеспечивает необходимую этапность в достижении стратегических задач.
Программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры города Ханты-Мансийска на 2011-2017 годы» Нет 432,7/90 С точки зрения технических мероприятий программа подготовлена исключительно тщательно. Однако институциональные, организационные меры в ней практически отсутствуют. Неясно, каким образом будет увеличиваться доля внебюджетных источников в финансировании объектов городской коммунальной инфраструктуры
Долгосрочная целевая программа «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса города Ханты-Мансийска на 2010-2013 годы» Есть 142,0/ 15 Для программы характерно несоответствие долгосрочных стратегических целей и краткосрочного (четыре года) периода ее реализации. Цели, задачи и мероприятия не увязаны между собой. Нет системной интеграции всех мероприятий программы между собой во имя получения результатного эффекта в виде модернизации очень затратного городского ЖКХ. Основной акцент сделан на технологические преобразования, институциональные реформы в городском ЖКХ во имя придания ему характера коммерчески окупаемого проекта не рассматриваются
«Переселение граждан из жилых помещений, непригодных для проживания в городе Ханты-Мансийске» на 2010- 2012 годы Нет 112,7 / 13 Целесообразно изменить временной горизонт реализации Программы, чтобы ее завершение обеспечило полную ликвидацию ветхого жилого фонда города
Долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, формирование маневренного жилищного фонда» на 2010-2012 годы Нет 73,0 / 9 Представляется, что нет необходимости иметь специальную программу для «обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма граждан, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту жительства в городе Ханты-Мансийске и для формирования маневренного жилищного фонда». Мероприятия программы следует либо интегрировать в более крупную городскую «жилищную» программу, либо реализовать в виде мероприятий Департамента муниципальной собственности Администрации города
Долгосрочная целевая программа города Ханты-Мансийска «Наш дом» на 2011 - 2013 годы Есть 69,0/ 9 Сильная сторона программы - в акценте на партнерство органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органов местного самоуправления Ханты-Мансийска и вовлеченных в реализацию Программы управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов в деле эксплуатации и ремонта многоквартирных домов. Упрек состоит в том, что никаких новых институтов, структур, которые обеспечивают реализацию задачи повышения эффективности управления многоквартирными домами города, не предложено
Долгосрочная целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями граждан – работников органов местного самоуправления города Ханты-Мансийска, муниципальных учреждений и муниципальных предприятий города Ханты-Мансийска, формирование специализированного жилищного фонда» на 2012-2014 годы Нет 15,8 / 13 Целесообразно интегрировать данную программу с программой «Развитие муниципальной службы города Ханты-Мансийска» для обеспечения синергии двух программ в решении стратегической задачи укрепления муниципальной службы региональной столицы
Долгосрочная целевая программа «О поддержке библиотечного дела в городе Ханты-Мансийске на 2011-2015 годы» Нет 13,1/ 15 Основной упрек данной программе связан с тем, что ее мероприятия не учитывают особенности библиотечной работы в столичном городе, с одной стороны; с другой стороны, необходимость в современных условиях библиотекам ежедневно конкурировать с электронными источниками информации (в том числе Интернетом). Программа не дает ответа, в чем в этих условиях могут быть особые конкурентные преимущества библиотек столичного города?
Долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 – 2015 годы Нет 12,7 /9 Целесообразно преобразовать в подпрограмму городской программы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» ввиду того, что результат «обеспечить жильем 75 молодых семей» для программы региональной столицы является важным, но частным. На федеральном уровне аналогичный документ также имеет статус подпрограммы
Долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем многодетных семей» на 2013-2015 годы Нет 12,7/ 14 Программа нацелена на решение важной задачи поддержки многодетных городских семей (около 700)
Долгосрочная целевая программа «Комфортное жилье замещающей семье» на 2013-2015 годы Нет 12,0/ 17 Программа ориентирована на решение важной, но частной задачи. Количество получателей помощи по ней составляет два-три десятка семей. Целесообразно в качестве подпрограммы интегрировать ее либо с программой «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» (или «Наш дом»), либо с программой «Дети-сироты». В современном виде программа не имеет стратегического характера, ориентирована на решение краткосрочных задач
Долгосрочная целевая программа города Ханты-Мансийска «Приоритетный национальный проект «Образование» на 2013 - 2015 годы» Есть 9,8/ 32 Акцент на инновационной деятельности в городском образовании, сделанный в данной программе, бесспорный. Пожелание состоит в том, чтобы мощнее увязывать развитие городской системы образования с потребностями городской экономики и приоритетами местного экономического развития. В современной версии программы сфера образования абсолютно оторвана от проблем и вызовов развития Ханты-Мансийска
Долгосрочная целевая программа «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» на 2011 - 2015 годы Есть«Улучше-ние жилищ-ных условий населе-ния» 5,0 /11 Конечный результат данной Программы – «улучшение жилищных условий 15 семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» имеет важный, но частный характер. Целесообразно включение мероприятий данной Программы в состав более крупной городской «жилищной» программы и усиление институционального блока мероприятий
Долгосрочная целевая программа «Содействие в улучшении жилищных условий молодых учителей» на 2012-2015 годы Нет 2,8 /9 При всей важности задачи, на решение которой нацелена данная программа, целесообразно преобразовать ее в подпрограмму более крупной жилищной городской программы
Долгосрочная целевая программа города Ханты-Мансийска «Новая школа Югры в городе Ханты-Мансийске на 2010 - 2013 годы и на период до 2015 года» Есть 1,5/ 15 В программе речь преимущественно идет о техническом оснащении городских школ новыми средствами обучения, лабораторной базы, противопожарным оборудованием и т.д. Во многих мероприятиях документ перекликается с программой «Приоритетный национальный проект «Образование». Целесообразно рассмотреть вопросы системной увязки или интеграции двух программ.
Программа «Развитие материально-технической базы образовательных учреждений в городе Ханты-Мансийске на 2009-2020 годы» Нет 1,5/25 Программа содержит сильную аналитическую часть, в которой идет речь о существующих проблемах с доступностью мест в детских дошкольных учреждениях, дефицитом мест в средних образовательных учреждениях в разрезе основных районов города. Предлагаемые механизмы смягчения ситуации направлены на новое строительство и ликвидацию аварийных и ветхих образовательных учреждений
Ведомственная целевая программа «Развитие здравоохранения в городе Ханты-Мансийске» на 2012 – 2013 годы Есть 1,4/ 9 Программа не предусматривает направлений и форм взаимодействия между муниципальным казенным учреждением «Станция скорой помощи» и находящимися в городе учреждениями окружной системы здравоохранения
Блок 2. «Эстетика места» (10 программ)
Долгосрочная целевая программа «Чистая вода» на 2012 - 2014 годы Есть 370,0 / 17 В современном виде Программа представляет собой набор мероприятий городского «Водоканала». Целесообразно расширить круг участников программы, увеличить горизонт ее действия – для придания ее задачам и акциям долгосрочного, стратегического характера, подключить к вопросам реализации медицинские службы округа и города, некоммерческие структуры и малый бизнес
Долгосрочная целевая программа «Благоустройство и озеленение города Ханты-Мансийска» на 2012 - 2016 годы Нет 216,2/ 11 Усиление программы могло бы состоять в институциональных мероприятиях, нацеленных более активно вовлечь городской малый бизнес, некоммерческие организации, структуры гражданского общества, представителей местного сообщества к задачам комфортизации внутренней среды окружной столицы. Для этого необходимо предусмотреть координационные структуры, облегчающие взаимодействие всех обозначенных акторов
«Реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в городе Ханты-Мансийске» на 2010-2014 годы» Есть 206,0 /7 Необходимость данной Программы не вызывает сомнений – местные продукты питания, проигрывая по ценовым параметрами завозимым, имеют преимущество экологичности и «известности» производства. Сохранение местного АПК в минимальных объемах для детского питания, диетической пищи и элитарного потребления абсолютно оправданно. Однако представляются исключительно высокими предусмотренные программой ежегодные объемы его муниципальной бюджетной поддержки
Долгосрочная целевая программа «Проектирование и строительство инженерных сетей на территории города Ханты-Мансийска» на 2013 - 2015 годы Нет 156,5/ 9 Программа ориентирована на инфраструктурную оснастку городских территорий нового жилищного строительства. Этот вопрос обязательно должен увязываться (рассматриваться исключительно совместно) с проблемой ликвидации ветхого жилья в старой освоенной части города: Ханты-Мансийску жизненно необходим баланс расширения пространств города и уплотнения застройки центра
Долгосрочная целевая программа «Обеспечение градостроительной деятельности на территории города Ханты-Мансийска» на 2013 - 2015 годы Нет 91,6/ 10 Основной недостаток программы - акцент в мероприятиях на сам процесс градостроительной деятельности, а не ее результат в виде критически необходимого уплотнения застройки центральной части города путем строительства здесь новых объектов жилого и социального, офисного назначения. Провозглашенная задача по повышению эффективности использования земельных ресурсов городских территорий никак не опредмечена в конкретных мероприятиях градостроительного проектирования. Не обозначено взаимодействие с Ханты-Мансийским районом в вопросах выноса промышленных и складских объектов из города
Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности и энергобезопасности муниципального образования городской округ город Ханты-Мансийск на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года» Есть 56,5 /55 Достоинством Программы является одинаково сильная проработанность технологических и институциональных вопросов. Горизонт ее действия до 2020 года соответствует стратегическому характеру провозглашенных задач. Целесообразно было бы предусмотреть коммерческие структуры (малого и среднего бизнеса в сфере энергоаудита, энергоконсалтинга) в роли непосредственных активных участников реализации мероприятий Программы
Долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города Ханты-Мансийска» на 2010 - 2012 годы Нет 43,4 / 15 Целесообразно предусмотреть активное участие малого и среднего бизнеса, некоммерческих структур, структур гражданского общества в реализации мероприятий Программы. Необходимо добавить нормативные правовые мероприятия
Долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и массового спорта в городе Ханты-Мансийске на 2011-2013 годы» Есть 22,0 / 18 Развитие физической культуры и массового спорта, предусмотренное мероприятиями программы, не вписано в градостроительную среду Ханты-Мансийска, не учитывает особенностей пространственной организации города - что важно в первую очередь для демократичных, массовых видов спорта, не связанных со строительством крупных инфраструктурных объектов (велодорожки, освещенные лыжни, пешеходные тропы, места для пробежек и т.д.)
Долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в городе Ханты-Мансийске на 2013 - 2015 годы» Есть 8,6 / 17 Есть противоречие между стратегическими задачами программы и краткосрочным (трехлетним) периодом ее реализации. Не предусмотрено взаимодействие муниципальной власти с туристическими фирмами в процессе создания конкурентоспособного турпродукта города. Развитие туризма рассматривается в отрыве от процесса укрепления столичных функций Ханты-Мансийска
Ведомственная целевая программа «Организация культурного досуга населения города Ханты-Мансийска» на 2012 - 2014 годы Есть «Культу-ра Югры» 1,3/ 10 Программа целиком посвящена мероприятиям единственного муниципального образования в сфере культуры – центру «Октябрь». Его взаимодействие с некоммерческими организациями города, также работающими в сфере культуры, с малым бизнесом, предоставляющим платные услуги в сфере культуры, не предусмотрены. Поэтому широкое название программы не соответствует ее достаточно узко очерченному содержанию по основным программным мероприятиям
Блок 3. «Открытость города, толерантность сообщества» (коммуникация, пожилые, инвалиды, сироты и др.) (8 программ)
Целевая программа «Социальная поддержка отдельных категорий населения города Ханты-Мансийска» на 2010-2014 годы Нет 74,8 / 15 В современном виде документ представляет собой разрозненный набор мероприятий поддержки пенсионеров, ветеранов и инвалидов. Для целостной программы целесообразно проработать интегральные нормативные правовые и организационные мероприятия, системно увязывающие работу со всеми уязвимыми категориями граждан – жителей Ханты-Мансийска, нацеленные не только на поддержку, но и «обеспечение условий для реализации интеллектуальных, культурных потребностей, организации досуга и социальной поддержки отдельных категорий населения» (о чем сказано в задачах программы, но не проработано на уровне мероприятий)
Долгосрочная целевая программа «Развитие средств массовых коммуникаций города Ханты-Мансийска на 2013-2015 годы» Нет 24,5 /22 Развитие СМИ в документе прописано без акцента на необходимость создания электронных версий муниципальных СМИ и на особую роль и миссию СМИ региональной столицы. Недостаточная эффективность программы подтверждается невозможностью получить годовую подшивку муниципальной газеты «Самарово-Ханты-Мансийск» в электронном виде.
Долгосрочная целевая программа «Информационное общество - Ханты-Мансийск» на 2013 - 2015 годы Есть 15,0/ 11 Более точное название данной программы «Электронный город Ханты-Мансийск», поскольку речь в ней преимущественно о внедрении электронных сервисов в практику муниципального управления, работу муниципальных бюджетных организаций. Результатные показатели Программы и показатели эффективности касаются в основном степени «цифровизации» муниципальных услуг разного вида. Три показателя Программы направлены на повышения качества жизни населения. Это увеличение числа доступных услуг в электронном виде и через МФЦ, увеличение числа межведомственных запросов и увеличение числа информационных систем в социальной и культурной сферах.
Долгосрочная целевая программа «Молодежь города Ханты- Мансийска» на 2012 – 2014 годы Нет 6,5/ 20 Сильной стороной данной программы является акцент на создание в городе системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи. С другой стороны, выполнение задачи профилактики асоциального поведения молодежи, формирование механизмов поддержки молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации в Программе однозначно связано только с проведением парадных мероприятий и акций – что явно недостаточно
Городская программа «Ветераны Великой Отечественной войны» на 2010 – 2012 годы Нет 5,8 / 9 Целесообразна интеграция мероприятий Программы, которые носят важный, но частный характер, с более крупной программой социальной поддержки уязвимых групп населения города Ханты-Мансийска
Долгосрочная целевая программа «Формирование безбарьерной среды для инвалидов» на 2010 - 2014 годы Нет 3,0 / 13 Из программы неясно, создадут ли ее мероприятия условия для безбарьерной среды для инвалидов и, таким образом, потребность в программе отпадет после 2014 года, или же речь идет о неопределенном по времени процессе переоснащения городской инфраструктуры
Долгосрочная целевая программа «Профилактика экстремизма и укрепление толерантности в городе Ханты-Мансийске» на 2012 - 2014 годы Есть 1,3/ 19 В современном виде программа является целиком прерогативой муниципальной власти. Соучастие в реализации ее мероприятий структур малого и среднего бизнеса, некоммерческих организаций, университета и колледжа могло бы существенно повысить ее результативность
Долгосрочная целевая программа «Дети-сироты» на 2012-2014 годы» Есть -«Дети Югры» 0,8 /30 Вызывает сомнение необходимость отдельной программы для 60 городских детей-сирот. Оправданна интеграция ее мероприятий в программу «Социальная поддержка отдельных категорий населения города Ханты-Мансийска»
Блок 4. «Экономическая и физическая безопасность» (4 программы)
Долгосрочная целевая программа «Защита населения и территории города Ханты-Мансийска от чрезвычайных ситуаций, совершенствование гражданской обороны и обеспечение пожарной безопасности» на 2010 – 2014 годы Есть «Укрепление пожарной безопасности в округе» 43,0 / 20 В мероприятиях программы не предусмотрено использование Интернет-ресурсов, что могло бы повысить ее результативность
Долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Ханты-Мансийска» на 2011-2013 годы и на период до 2015 года Есть 11,7 /18 Программа не предусматривает поддержку студенческого, инновационного предпринимательства, создание местных венчурных фондов. Необходимо усиление институциональных мероприятий по поддержке предпринимательского движения города
Городская целевая программа повышения безопасности дорожного движения в городе Ханты-Мансийске на 2008 - 2012 годы Нет 6,7/ 16 Программа не реализует возможности Интернет-сайтов в деле укрепления безопасности дорожного движения, формирования Интернет-сообществ водителей, самоорганизации водительского сообщества во имя повышения безопасности. Акцент сделан на традиционные меры, которые использовались и 20, и 30 лет назад
Долгосрочная целевая программа «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами в городе Ханты-Мансийске» на 2013-2015 годы Есть 1,2 /21 Программа сориентирована на профилактику наркомании и привлечение к данным мероприятиям представителей местного сообщества, малого и среднего бизнеса, некоммерческих структур, что целесообразно и оправданно
Блок 5. «Ответственное лидерство власти и соучастие местного сообщества в управлении городом» (4 программы)
Долгосрочная целевая программа «Осуществление городом Ханты-Мансийском функций административного центра Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2013 - 2015 годы Нет 450,0/ 15 Важнейшее противоречие данной программы - между широтой и значимостью заявленной цели укрепления столичных функций города Ханты-Мансийска и узкими, частными инструментами ее реализации в виде информационного обеспечения мероприятий, праздничного оформления города, культурной программы, мер безопасности и правопорядка и др. Целесообразно усилить данную программу за счет мероприятий других программ, которые непосредственно работают на укрепление столичных функций города
Долгосрочная целевая программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций города Ханты-Мансийска» на 2010 - 2014 годы Есть 4,5 / 14 Программа сориентирована исключительно на поддержку социальных некоммерческих организаций города со стороны муниципального бюджета. Потенциал стимулирования местного бизнеса к оказанию поддержки некоммерческим организациями остается нереализованным
Целевая программа «Содействие развитию садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан города Ханты-Мансийска» на 2010-2014 годы Нет 4,1 / 7 Целесообразна интеграция данной Программы с программой «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций города», так как сущностно эти две программы близки
Программа «Развитие муниципальной службы в городе Ханты- Мансийске» на 2009 - 2011 годы Нет 2,5 / 12 Программа, безусловно, нужна для города. Следует усилить акцент на повышение эффективности муниципальной службы и управления во имя укрепления столичных функций города Ханты-Мансийска (т.е. увязывать совершенствование муниципальной службы и вопросы управления столичным городом)

 

Проведенный анализ всей совокупности муниципальных программ с точки зрения удовлетворения основных потребностей местного сообщества и превращения Ханты-Мансийска в город, комфортный для жизни и работы, подтверждает необходимость радикального пересмотра многих из них на предмет соответствия (взаимной увязки) цели, задач и мероприятий; сроков их реализации – вплоть до значимого решения обозначенной проблемы; укрупнения (интеграции) наиболее дробных, узких по целевой группе, программ; усиления программ, нацеленных на развитие местных человеческих ресурсов и повышение качества муниципального управления и полноценное включение местного сообщества в городское развитие.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.