Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ социально-экономического положения города за последние годы



Внутри местного сообщества Ханты-Мансийска можно выделить несколько демографических групп, каждая из которых предъявляет свой спрос на городские услуги. Для каждой из этих групп понятие города, комфортного для жизни и работы, означает свой набор ценностей.

Первая группа – это выпускники местных и столичных вузов и колледжей, вернувшиеся или приехавшие сюда впервые по распределению, в возрасте 20-29 лет. Их около 14 тысяч человек. Для них наибольший дискомфорт связан с жилищной неустроенностью, высокой стоимостью аренды жилья в городе и угрозой безработицы. Действительно, среди городских безработных выпускники высших и средних специальных учебных заведений преобладают. Именно в этой группе населения наиболее востребованы местные ипотечные программы, другие проекты постепенного выкупа жилья. Именно они жалуются при опросах на то, что в Ханты-Мансийске нет ночной жизни (ночных кафе, ресторанов и дискотек).

Вторая группа – это молодые профессионалы в возрасте 30-44 лет, как одинокие, так и семейные, но без детей. Их около 15 тысяч человек. Город Ханты-Мансийск предоставляет им удобные возможности для карьерного роста. Некоторые из них, кто живет в городе относительно давно, уже решили свои жилищные проблемы, а новоселам это еще предстоит сделать. Именно эта группа населения в максимальной степени удовлетворена городом, его услугами и возможностями.

Третья группа населения – это семьи с детьми, в которых возраст супругов меньше пенсионного. С одной стороны, как показывают социологические опросы, представители данной группы очень ценят спокойную и размеренную жизнь окружной столицы; с другой стороны, они сталкиваются с острыми проблемами местной экономики дефицита – в местах в детских садах, в перегруженности средних общеобразовательных школ, в которых до половины детей занимается во вторую смену, низком качестве школьного образования по физике, химии, математике, иностранному языку. Для недавних мигрантов острой является и жилищная проблема.

Четвертая группа – это семьи, в которых дети уехали учиться «на материк». Возраст супругов в таких семьях находится в интервале 40-55 лет. Здесь ситуация поляризованная. Некоторые собираются уезжать из Ханты-Мансийска вослед своим детям и потому сформировали для себя установку на временное проживание. Их тяготит недостаток культурного разнообразия, отсутствие плотной интеллектуальной среды для общения, отсутствие узко специализированных квалифицированных медицинских кадров в городе. С другой стороны, в этой же группе есть люди, находящиеся в городе на пике своей трудовой карьеры. Они понимают, что иметь аналогичный профессиональный статус они больше нигде не будут. Профессиональная состоятельность мирит их с проблемами в медицинских услугах и суженностью интеллектуальной жизни Ханты-Мансийска.

Пятая группа – это пенсионеры (люди преимущественно в возрасте старше 55 лет). Сегодня это примерно каждый шестой житель города (около 15 тысяч человек), в основном женщины. Большинство из них продолжают работать. В целом для них условия жизни в окружном центре привлекательны. Ведь пенсионеры получают ежемесячную доплату из средств окружного бюджета, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, оплату проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года, некоторые из них - единовременные выплаты к праздничным и юбилейным датам округа и города. В этой группе особый дискомфорт вызывают проблемы городского коммунального хозяйства (более высокие тарифы, чем в других городах округа) и состояние местного здравоохранения.

 

А. Базовые услуги

Теперь охарактеризуем, как город удовлетворяет базовые потребности местного сообщества и всех его демографических групп. Речь идет о потребностях в доступном жилье, образовании, медицине, широко понятом городском транспорте (вместе с городской улично-дорожной сетью), основных бытовых услугах. Упрощая, можно сказать, что нас интересует вопрос, в какой степени Ханты-Мансийск является местом, где удобно растить детей?

По результатам многочисленных социологических опросов местного сообщества сложности с жильем, проблемы ЖКХ вызывают озабоченность примерно у половины респондентов. Поэтому оправданно начать анализ именно с данной сферы городской экономики.

 

Жилье

Системный взгляд на проблемы городского жилищного хозяйства дает противоречивую картину. С одной стороны, в городе ежегодно вводится значительное количество нового жилья: в среднем за последние семь лет более 100 тысяч квадратных метров в год (табл. 1.2), что составляет около 10% окружных объемов, что больше почти в два раза, чем доля города в населении округа. Значительна и ежегодная доля вводимого индивидуального жилья.

С другой стороны, результатный показатель жилообеспеченности последние четыре года радикально не улучшается. Под влиянием стремительно растущей численности населения его значение даже уменьшилось. Число семей, которые стоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, остается значительным. Жилье является основным городским дефицитом – на фоне ограничений по местам в детских садах и общеобразовательных школах.

Окружные оценки свидетельствуют, что Ханты-Мансийск имеет максимальную недоступность жилья (отношение среднедушевого дохода населения за год к средней цене 1 кв. м общей площади жилья на первичном и вторичном рынке) среди городских муниципальных образований, самые большие проблемы с внятно оформленными земельными участками (как объектами местного налогообложения), в том числе и под многоквартирными домами, в целом острый дефицит пригодных для жилого строительства и обустроенных объектами коммунальной инфраструктуры городских земельных участков.

При этом, несмотря на значительные объемы нового строительства все последние годы, только чуть более половины жилого фонда можно считать капитальным (каменные, кирпичные, панельные, блочные, монолитные дома), все остальные жилые дома деревянные.

 

Таблица 1.2. -- Динамика развития городского рынка жилья

 

Показатели
Ввод в действие жилых домов на территории муниципального образования, общая площадь тыс. кв м 94,9 86,0 97,7 96,1 122,9 82,1   120,0
% по округу 10,6 12,5 9,9 11,0 11,6 14,6 7,8
Ввод в действие индивидуальных жилых домов на территории муниципального образования, тыс.кв.м.общей площади 23,6 23,6 23,0 26,7 20,6 17,8   27,2
Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец года (с 2008 г.)
Жилообеспеченность, кв.м на чел. 17,4 17,4 17,7 19,8 21,1 20,3 20,4

 

Результаты показывают, что усилия местной власти оказываются на этом важнейшем направлении комфортизации городской среды для городского сообщества неадекватны остроте проблемы, которая подогревается ежегодным масштабным притоком новых мигрантов. Между тем механизмы решения проблемы имеют однократный характер, а сама проблема ежегодно воспроизводится. По оценкам, городу нужно более 240 га для жилого строительства.

Снять напряженность может системная работа по трем основным направлениям, которые обозначились уже сегодня. Движение по ним тормозится прежде всего по причине проволочек с оформлением и регистрацией земельных участков под жилую застройку. В каждом случае причины торможения свои.

Центр города застроен очень размашисто, некомпактно. Здесь доминирует ветхий жилой фонд (до 6% общего городского жилфонда, в центре существенно больше). Деревянный жилой фонд в центральной части города в значительной степени представлен индивидуальными домами низкой степени комфортности (отсутствует водопровод, канализация – наследие прежнего «сельского» Ханты-Мансийска), а также двухэтажными «бамовскими» домами. Снос и тех и других имеет свои проблемы. Снос морально устаревшего личного жилья требует работы с собственниками дорогостоящих земельных участков и выработки специальных схем для переселения граждан. Здесь необходимо радикальное уплотнение застройки путем строительства многоквартирных домов на месте снесенного деревянного жилья. Снос двухэтажных многоквартирных домов зачастую экономически малоэффективен, поскольку такие дома плотно населены и их снос не дает радикального высвобождения площади в пересчете на одного жителя; уплотнение застройки здесь возможно только с увеличеникм этажности. Строительство жилья на месте снесенного в центре Ханты-Мансийска вынужденно должно сочетаться с обязательным выделением части площади как служебной, офисной для городского малого бизнеса, который задыхается от дефицита офисных пространств и высокой стоимости аренды. Наконец, точечная застройка в центральной части города требует значительных затрат ввиду необходимости модернизации транспортной, социальной, инженерной инфраструктуры.

Городская периферия, в том числе «заиртышье» (пойменные территории за мостом через Иртыш), является естественным местом для нового многоэтажного строительства. Однако, как отмечено в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийска до 2020 года, «свободные территории города требуют значительных затрат в сфере инженерной подготовки. Территории сильно заболочены, очень близко к поверхности находятся грунтовые воды (свободные территории, расположенные восточнее застроенной части города). В связи с этим основными мероприятиями по инженерной подготовке будут являться осушение территории (с выторфовыванием), подсыпка территории с устройством дренажных систем, устройство ливневых коллекторов и очистных сооружений поверхностного стока. Наибольшую долю затрат на инженерную подготовку свободных территорий будет составлять устройство дренажной системы (с целью понижения уровня грунтовых вод). Ориентировочный объем затрат на инженерную подготовку свободной территории в г.Ханты-Мансийск из расчета на 1 га территории достигает 300 млн. рублей, что больше, чем в г.Тюмени в 1,7 раза». Кроме того, вопрос застройки этих территорий тормозится также длительностью процедур оформления земельных участков.

Наконец, третье направление связано со стимулированием усилий граждан самостоятельно финансировать преимущественно коттеджное строительство, в том числе по ипотечным схемам. Здесь в последние годы налицо явный прогресс, число ипотечных кредитов растет на 25-30% и составило в 2012 году около 650. Вопрос долгое время тормозился сложностью и высокой стоимостью оформления земельных участков и объектов недвижимости. Для перелома этой тенденции были приняты новые нормы: «О внесении изменений в постановление Администрации города Ханты-Мансийска от 25.07.2011 № 904 «Об утверждении Порядка бесплатного предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность отдельных категорий граждан для строительства индивидуальных жилых домов», Об утверждении административного регламенты предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства».

Длительное воспроизводство остроты жилищной проблемы в городе является следствием объективных и субъективных обстоятельств. Есть и желание муниципальной власти переадресовать ее решение окружным властям, и искушение использовать исключительно патерналистские инструменты решения – при том, что у города нет для этого достаточных бюджетных ресурсов. Дальнейшее сохранение института льготного или бесплатного жилья усугубляет традиционные издержки дефицитной экономики: очереди, ухудшение качества вводимого жилья.

 

Образование

Ситуация в городском образовании характеризуется многочисленными проблемами. Недовольство местного сообщества состоянием (и качеством) дошкольного и школьного образования проявляется во всех массовых опросах. Для особого усугубления ситуации, помимо масштабного притока мигрантов в последние годы, в Ханты-Мансийске есть и свои специфические причины. Дело в том, что в 1990-е годы провал в уровне рождаемости, характерный для страны в целом, здесь был ниже; а подъем рождаемости как отклик на федеральные стимулы начала нулевых годов, здесь оказался мощнее. В результате сложения факторов естественного и механического движения населения произошло усиление проблемы дефицитности мест в детских садах и школах. Для детских садов она означает рост очередей, для школ – сохранение высокой доли школьников, занимающихся во вторую смену.

Услуги детских садов для большинства молодых семей с детьми являются трудно доступными (табл. 1.3). В очереди на получение мест в детских садах города состоит в 2012 году 5867 человек: в том числе 4330 детей в возрасте от 0 до 3 лет, 1537 детей от 3 до 6 лет. Уровень обеспеченности местами в детских садах составляет в 2012 году 40,6% к нормативу. Среднее время нахождения детей в очереди в дошкольное учреждение составляет 3-3,5 года. Таким образом, если родители поставили своего ребенка в ближайший месяц после рождения (это возможно при условии постоянного проживания в городе Ханты-Мансийске), ребенок идет в детский сад в три года. Сложнее ситуация складывается для приезжего населения.

 

 

Таблица 1.3. -- Система образования города Ханты-Мансийска

 

Показатель
Всего дошкольных учреждений
В них детей, тыс. чел. 2,3 2,3 2,5 2,3 2,4 2,5 2,8 3,2 3,2 3,5 4,1
В них мест 1,8 1,5 1,9 2,0 2,1 1,9 2,3 2,6 2,6 2,9 3,1
Охват детей дошкольными учреж- дениями, в % от численности     64,1 57,7 49,4 43,7 44,9 39,2 40,2 36,9 44,2   36,6 40,6
Число дневных общеобразовательных учреждений
Число учащихся в них, тыс. чел. 7,1 7,1 6,8 6,8 7,0 7,2 7,5 8,1 8,5 8,8 9,4
Доля занимающихся во вторую смену, %                     46,0
Учреждения дополнительного образования            
Учреждения среднего профессионального образования            
Учреждения высшего профессионального образования            

 

Дефицит мест в детских садах означает для северного городского сообщества принципиально иное, чем для жителей городов центральной России. В центральной России есть «институт» бабушек, традиция многопоколенной семьи, когда дети живут рядом с родителями и могут рассчитывать на их помощь при рождении собственных детей. Для северного сообщества отсутствие мест в детских садах означает, что один из родителей должен сидеть с детьми. Городская экономика при этом теряет энергию молодежи, а молодая семья недополучает доход родителя-няни. Поэтому недоступность детских садов означает для Ханты-Мансийска недополученный конечный общественный продукт/доход, а в конечном счете – неэффективность местной экономики.

Здесь опять, как и с жильем, ответ власти не вполне соответствует остроте проблемы. Новые детские сады вводятся нерегулярно, каждый год, но пока количество веденных в эксплуатацию детских садов не достаточно. Из 20 дошкольных образовательных учреждений половина находится в деревянных домах, восемь имеет износ более 60%. Темпы строительства детских садов недостаточны для быстрого решения проблемы. Общая проектная мощность дошкольных образовательных учреждений составляет 3044 мест, а фактическая численность детей-дошкольников 4017 человек.

Одна из причин, видимо, в том, что содержание детского сада – это для муниципального бюджета глубоко убыточное дело: реальная стоимость места в детском саду в месяц около 19 тысяч рублей, а родители платят только 2,5 тысячи рублей (табл. 1.4) Такая форма муниципальной поддержки родителей с детьми не позволяет решить дефицит и консервирует плохое качество услуги (старые детские сады и недостаточно квалифицированные кадры воспитателей). Сходные проблемы рентабельности испытывают и частные детские сады.

Есть еще и кадровая проблема: вводить новые детские сады можно, но где найти воспитателей, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей? Эти специальности в связи с низкой заработной платой и отсутствием жилья на местном рынке труда в остром дефиците. Город занимает последние места по доле лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

 

Таблица 1.4. -- Соотношение динамики цен

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.