Занятие №1: «Гомеровский эпос»
План
1. Гомеровский вопрос: теории происхождения поэмы.
2. Мифологические истоки. Поэмы Гомера в контексте Троянского героического цикла.
3. Сюжет и композиция «Илиады». Структурообразующая роль мотива Ахиллесова гнева.
4. «Эпическое чудесное»: двуплановость поэмы. Образы богов.
5. Героическая этика и образы героев в «Илиаде».
6. Особенности гомеровского стиля, фольклорные элементы стиля: гомеровские сравнения и их особенности, постоянные эпитеты, гиперболизм и др.
7. Специфика героического в «Одиссее».
8. Особенности повествования, рассказ в рассказе.
9. Сюжетно-композиционная структура «Одиссеи».
10. Мифо-сказочные мотивы в поэме.
11. Путешествие Одиссея и его приключения как метафоры смерти.
12. Женские образы гомеровских поэм и их особенности.
Литература
1.Толстой И.И. F’ls/ Античные творцы и носители древнего эпоса. М., 1958.
2.Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960.
3.Шталь И.В. Гомеровский эпос. Опыт сравнительного анализа «Илиады». М., 1975.
Занятие №2: Древнегреческая лирика
План
1.Происхождение лирики, ее ритуальные корни.
2.Лирика хоровая и монодическая; мелос и декламация; поэзия и музыка.
3.Античное стихосложение.
4.Жанровые разновидности древнегреческой лирики.
5.Декламационная поэзия (элегия и ямб). Архилох, Тиртей, Солон. Феогнид.
6.Поэзия Анакреонта. «Анакреонтизм» в мировой поэзии. Пушкин и Анакреонт.
7.Сольная лирика. Алкей, Сапфо. Сапфо и «женская» поэзия.
8.Хоровая лирика. Творчество Пиндара. Традиция торжественной оды в мировой поэзии.
Литература
1.Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Спб., 2000.
2.Ярхо В.Н. Полонская А.П. Античная лирика. М., 1957.
Занятие 3: Древнеримская поэзия
1.Творчество Катулла. Жанры и проблематика. Новаторство в раскрытии любовной темы.
2.Творчество Лукреция. Философский эпос «О природе вещей». Жанр и источники. Роль философии и этики Эпикура. Композиция, тематика поэмы.
3.Творчество Ювенала и римская сатира. «Ювеналов бич». Обличительные и философско-морализаторские стихи.
Литература
1.Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла // Типология художественного мышления и человека. М., 1977.
2.Дуров В.С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987.
3.Дуров В.С. История римской литературы. Спб., 2001.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
1.Особенности композиции «Илиады» и «Одиссеи».
2.Связь поэтики гомеровского эпоса с фольклором.
3.Структура трагедии и устройство древнегреческого театра.
4.Тема любви у Сапфо и Анакреонта: различие трактовки.
5.Демосфен как великий политик и художник слова.
6.Специфика и различия древнеаттической и новоаттической комедии.
7.Творчество Плутарха и причины его огромной популярности.
8.Одиссей как воплощение эллинского идеала.
9.Психологические открытия Еврипида в трагедиях «Медея» и «Ипполит».
10.Осуждение войны в творчестве Аристофана.
11.Диалог у Платона как художественный жанр.
12.Теория трагедии у Аристотеля. Проиллюстрируйте на примере одного из великих трагиков.
13.Смысл жизни и назначение человека в произведениях греческих философов.
14.Структура «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха: принципы отбора материала.
15.Критическое изображение Олимпа в «разговорах» Лукиана.
16.Риторика и ораторское искусство Древней Греции.
17.Риторика и ораторское искусство Древнего Рима, его отличие от древнегреческих образцов.
18.Сравнительный анализ комедий Плавта и Теренция.
19.Проблема воспитания в комедии Теренция «Братья».
20.Функции театра в Греции и в Риме.
21.Судьбы Демосфена и Цицерона: различия и схождения.
22. «Идиллии» Феокрита и «Буколики» Вергилия: сравнительный анализ.
23.Черты римского быта и принципа его изображения в «Сатириконе» Петрония.
24.Философия стоицизма и ее роль в Риме.
25. «Медея» Еврипида и Сенеки: сравнительный анализ.
26.Римская жизнь в зеркале эпиграмм Марциала.
27.Цицерон об ораторе и ораторском искусстве.
28.Художественные особенности поэмы Лукреция «О природе вещей».
29.Любовная лирика Катулла как «интимный дневник».
30.Поэзия Овидия в годы ссылки.
31.Сенека как философ и моралист.
32.Ювенал как моралист и обличитель общественных пороков.
ЛИТЕРАТУРА
Поиск по сайту:
|