Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приобщение филолога к истории мировой литературы, представленной рядом историко-литературных курсов, начинается со словесного искусства античности. Изучение этого предмета имеет принципиальное, «Ключевое» значение для филолога с высшим образованием. Курс состоит из двух частей: история литературы Древней Греции и история литературы Древнего Рима. Он обладает и научной ценностью, и огромным эстетическим, нравственным, воспитательным потенциалом.

Настоящая программа ориентирована на студентов 1 курса филологического факультета, которые изучают, обычно в 1 семестре, историю античной литературы. Программа ориентирует также на изучение географии и этнографии античного мира, некоторых особенностей общественного и политического строя греков и римлян, их бытового уклада. Это важно для понимания менталитета, своеобразия этических, эстетических и гражданских ценностей, без чего нельзя понять природу нравственно-художественных творений давно ушедшей эпохи, ставшей колыбелью всей европейской культуры.

Программа нацеливает на знание как некоторых особенностей архитектуры, скульптуры, живописи в Древней Греции и Риме, так и основ античной эстетики в целом, особенностей наблюдавшегося тогда синтеза искусств, что нашло свое отражение в специфике античной словесности.

В Программе сделан акцент на подчеркивание возможных межпредметных связей. Это связи с философией, искусствоведением, основами теории литературы и др. Программа акцентирует общечеловеческие, «вечные» ценности античной литературы, подчеркивает ее обращенность к коренным проблемам бытия, что в сочетании с высочайшим художественным уровнем делает античное словесное искусство непреходящим и бессмертным. Программа исходит из того, что античная литература не есть нечто далекое, принадлежащее глубокому прошлому. Напротив, это удивительно живое наследие, по-своему современное, подарившее человечеству, наряду с классическими творениями искусства, и великую идею демократии.

Программа держит в поле зрения студентов такую важную тему, как интеграция античности в русскую культуру и литературу, начиная с Тредиаковского, Ломоносова, Державина, через Пушкина, Жуковского, Гнедича, вплоть до современности.


ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Темы и разделы Кол-во часов Виды работы
1.Общая характеристика и периодизация античной литературы. Общая характеристика и периодизация древнегреческой литературы. 2. Мифология Древней Греции 3.Гомеровский эпос   4.Творчество Гесиода 5.Лирика VII-VI вв. до н.э. 6.Древнегреческий театр. Творчество Эсхила 7.Творчество Софокла 8.Творчество Еврипида 9.Происхождение комедии. Аристофан 10.Аттическая проза V-IV вв. до н.э. Ораторское искусство. Демосфен 11.Историческая проза. Геродот. Фукидид 12.Философская проза. Платон. Аристотель 13. Греческая литература эпохи эллинизма. Общая характеристика. Новоаттическая комедия 14.Александрийская поэзия. Греческий любовный роман. «Дафнис и Хлоя» Лонга 15.Общая характеристика и периодизация древнеримской литературы. «Золотой век» римской литературы 16. Древнеримская комедия. Творчество Плавта и Теренция 17.Творчество Вергилия 18.Творчество Горация 19.Творчество Овидия 20.Древнеримская поэзия Итого: 42 часов; из них лекций – 30; семинаров – 6;                 лекция   лекция лекция и семинар лекция семинар лекция лекция лекция лекция   самост. раб. самост. раб. самост. раб.   лекция   лекция   лекция   самост. раб.   лекция лекция лекция семинар

 

Основное содержание курса

Греческая литература

Общая характеристика и периодизация античной литературы.Древняя Эллада как колыбель европейской культуры. Хронологические и географические рамки античной культуры. Периодизация античной литературы. Крито-микенская культура как подпочва культуры древнегреческой.

Общая характеристика и периодизация древнегреческой литературы. Основные этапы развития древнегреческой литературы. Социокультурные предпосылки развития древнегреческой литературы. Полисное устройство – основное завоевание древних греков в социальной сфере. Коллективизм и состязательность – главные характеристики общественной и культурной жизни древних греков. Быт, традиции, обряды. Семейный уклад и положение женщины. Система ценностей и идеал гражданина. Образование и особенности воспитательной системы. Театр и скульптура – наиболее полное воплощение духа древнегреческой культуры. Эволюция пластических искусств от архаики к классике. Винкельман о величии духа в понимании древних греков классической поры и его выраженность в скульптурных формах. Возникновение в античности основных родов, жанров и форм литературы. Гуманистический пафос, уравновешенность, эстетизм древнегреческой культуры.

Мифология. Миф и его природа, происхождение, бытование. Связь мифа с ритуалом. Мифологическая картина мира. Космогония и теогония. Поколения богов. Эсхатологические мифы. Особенности мифосознания (кодирование информации, дублирование разных кодов, бинарность, амбивалентность и т.д.). Слабая дифференцированность явлений природных и социальных. Основной характер эволюции древнегреческих богов от первого поколения к третьему. Боги-олимпийцы. Зевс как глава большой патриархальной божественной семьи. Антропоморфность богов третьего поколения. Красота как атрибут божественности и роль эстетического начала. Основные категории мифов: космогонический, эсхатологический, близнечный, календарный, мифы о культурных героях и трикстере и др. Боги, воплощающие различные аспекты древнегреческих представлений о судьбе. Представления древних греков о загробном мире. Боги «второго» ряда. Кентаврические образы в мифах.

Гомеровский эпос.Гомеровский вопрос. Теории «аналитиков» и «унитариев». Научный подвиг Германа Шлимана и его значение. «Илиада» и «Одиссея» как отражение архаической, родоплеменной эпохи. Гомеровские поэмы как народно-героический эпос. Героическая этика. Типология главных образов поэм. Особенности поэтики. Двуплановость поэм и эпическое чудесное. Изображение давно прошедшего и специфика эпического хронотопа. Объективный характер изображения. Гомеровские сравнения как показатель уравнивания разных сфер бытия. Воздействие эстетики фольклора: повторы, формульность, постоянные эпитеты, описательность, ретардация, гиперболизация. Двойные мотивировки в изображении героев.

«Илиада» как воинский эпос. Изображение Троянской войны в поэме. Сюжет и композиция «Илиады». Структурообразующий мотив богатырского гнева в поэме. Идеал героя-воина и кодекс героической чести. Изображение бранных поединков, их натуралистичность. Отзвуки ритуалов в кровавых сценах.

Характер героики в эпической поэме «Одиссея». Сказочно-приключенческие элементы в поэме. Отражение в ней мифологических представлений. Приключения Одиссея как метафоры смерти. Сложный, нелинейный характер сюжетосложения и особенности повествования. Композиция поэмы и ее пространственно-временная организация.

Гомер в России (переводы Гнедича и Жуковского). Роль поэм в истории мировой литературы.

Творчество Гесиода.Мифологический эпос «Теогония». Дидактический эпос «Труды и дни». Строение поэмы и ее условное деление на две части. Лирическая обращенность поэмы к брату и отражение в ней биографических ситуаций и обстоятельств. Мифологическая периодизация и рассказ о смене веков как порче мира. Образ Прометея и его трактовка. Нравственный пафос поэмы и образы Зевса и Дике как гарантов мирового порядка и справедливости. Земледельческий труд в поэме и отношение к материальным благам.

Лирика VII-VIвв. до н.э.Особенности исторического развития эллинского общества в VII-VIвв. до н.э. Общие особенности древнегреческой лирики: ее жанровые разновидности и основные представители. Античное стихосложение, его связь с музыкой. Декламационная поэзия (элегия и ямб). Архилох, Тиртей, Солон, Феогнид. Поэзия Анакреонта. «Анакреонтика» в мировой лирике. Пушкин и Анакреонт. Сольная лирика. Алкей, Сапфо. Сапфо и «женская» поэзия. Хоровая лирика. Гимны и их разновидности: дифирамбы, пэаны, партении; эпиникии, энкомии, гипорхемы. Творчество Пиндара, особенности его стиля. Традиции торжественной оды в мировой литературе.

Древнегреческий театр.Фольклорно-обрядовые истоки театра. Происхождение и становление греческой трагедии. Устройство театра, организация театральных постановок и особенности игры актеров. Специфика театрального действа и структура трагедии. Аристотель о трагедии.

Творчество Эсхила.Эсхил как «отец трагедии». Общий характер творчества. Трагедия «Персы» и ее историческая основа. Этическая и философская проблематика трагедии «Прометей прикованный», ее композиционные особенности. Образ Прометея в мировой литературе. Трилогия «Орестейя» и ее мифологическая основа. Цепочка преступлений-возмездий и стремление к мировой гармонии. Особенности трагического конфликта и трагического героя. Параллелизм и вариативность основных мотивов (детоубийство, супружеская измена, месть и др.). Экспрессивность, иносказательность, символичность стилевой манеры.

Творчество Софокла.Драматург и афинское общество: «любимец богов». Общий характер творчества. Проблема рока. Концепция героя: «Люди такие, какими они должны быть». Трилогия о царе Эдипе. Композиция, система образов, идейный смысл трагедии «Царь Эдип». Проблематика трагедии «Антигона». Идеальный женский образ в системе других персонажей: поэтика контраста. Особенности трагического конфликта и его трактовки. Гегель об «Антигоне». Искусство сюжетно-композиционного построения драмы, ее символизм.

Творчество Еврипида.Общий характер творчества. Отражение кризисных, переходных явлений в мировоззрении и эстетике Еврипида. Изменения в концепции и характеристике героев («Изображать людей такими, какие они есть»). Трансформация структуры драмы и умаление роли хора. Внимание к психологии женщин, знание женской души. Особенности трагического конфликта и трагического характера в «Медее». Драма обманутой души. Разрушение внутренней цельности и перенесение конфликта в глубь сознания. Метания и сомнения Медеи. Бытовые элементы, реалии в трагедиях Еврипида, привнесение комического в них («Алкеста», «Электра»). «Ипполит» как трагедия любви. Искусство композиционно-сюжетного построения: принципы симметрии, контраста, зеркального отражения. Соперничество Артемиды и Афины. Наметившийся скепсис в отношении к богам. Миф о Троянской войне и его преломление в драме «Ифигения в Авлиде». Художественное новаторство Еврипида. Значение Еврипида для последующего развития мировой драматургии.

Происхождение комедии. Аристофан.Рождение комедийного жанра. Его обрядовые и фольклорные истоки. Связь с народными праздниками и ритуальным смехом, земледельческой магией. Структура комедии, особенности постановок. Этапы развития комедии. Древнеаттическая комедия, ее природа, связь с демократическим полисным устройством. Общественная жизнь в зеркале сатиры. Типология комических характеров. Аристофан – «отец комедии». Фантастичность, мифологизм и остро злободневная проблематика. Обобщенность и конкретность персонажей, прикрепление типажной «маски» к определенному историческому лицу (Клеон, Сократ, Еврипид). Особенности поэтики: фарсовость, буфонность, буквализация метафоры, материализация отвлеченного и др. Разоблачение войны, сочетание политической проблематики с эротикой в «Лисистрате». Осуждение демагогов, рабов Демоса, превращающих служение народу в ловкое манипулирование им, в комедии «Всадники». Критика софистики и лженауки в «Облаках». Проблемы воспитания, «отцов и детей». Литературная полемика в «Лягушках». Фарсовые приемы при изображении Геркулеса, Диониса в его путешествии по загробному миру, мотивы увенчания-развенчания. Оценка Эсхила и Еврипида. Роль Аристофана как классика сатиры.

Аттическая проза V-IV вв. Ораторское искусство. Демосфен. Проза классического периода. Исторические предпосылки развития прозаических жанров. Сближение литературы с повседневной жизнью. Басня и ее связь с фольклором. Басенное творчество Эзопа. Красноречие в Афинах. Его особенности и роль в общественной жизни. Кружок Сократа. Софистика. Горгий как теоретик ораторского искусства. Судебное красноречие. Демосфен – величайший оратор Древней Греции. Главные вехи жизни и общественно-политической деятельности. Речи против Филиппа («филиппики»). Борьба с македонским гегемонизмом. Демосфен как идеолог афинской демократии. Наследие Демосфена и современность.

Историческая проза. Геродот. Фукидид.Историческое повествование как жанр художественной прозы. История в жизни эллинов. Ксенофонт и его сочинения. Геродот – «отец истории». Особенности его научного и художественного метода. Композиция и стиль «Истории» Геродота. Вставные новеллы («Перстень Поликрата»). Фукидид как летописец Пелопонесской войны. Геродот и Фукидит как историки и художники слова.

Философская проза. Платон. Аристотель.Развитие философской мысли в V-VI вв. до н.э. Ранняя философская проза. Ионийская натурфилософия (Гераклит и Демокрит). «Божественный Платон». Жизненный путь философа. Объективный идеализм: учение об «идеях». Политический идеал в книге «Государство». Этика и эстетика Платона. Трактат о любви «Пир». Философский диалог как литературный жанр. Значение философии Платона. Аристотель – «исполин мысли». Энциклопедизм Аристотеля. Проблемы государства в книге «Политика». Философские взгляды. Эстетические воззрения в «Поэтике». Искусство как «подражание» природе. Учение о трагедии. «Катарсис» и споры о нем. Наследие Аристотеля и мировая эстетическая мысль.

Греческая литература эпохи эллинизма.Общая характеристика литературы и культуры эпохи эллинизма. Социально-исторические условия и предпосылки. Греция после Пелопонесской войны. Кризисные явления в Афинах. Александр Македонский и его завоевательная политика. Утрата независимости Грецией. Эллинизм как явление идеологии и культуры. Расширение географических пределов. Изменение мироощущения. Человек в беспредельном пространстве, игрушка в руках непредсказуемой Фортуны (Тихе). Возникновение феномена частной жизни и частного человека. Синтез греческих и восточных культурных традиций на разных уровнях и в разных сферах. Эллинистическая монархия – своеобразное сочетание восточной монархии и греческого полисного устройства. Взаимопроникновение греческих и восточных религиозных традиций. Боги-метисы (Серапис). Философские школы и течения: стоицизм, эпикуреизм, кинизм. Изобразительное искусство, отличие скульптуры эллинизма от идеала классики.

Новоаттическая комедия и ее своеобразие.Типология сюжетов и характеров новоаттической комедии.Менандр: проблематика и поэтика его комедий. Изменение жанровой структуры и характера комического в сравнении со староаттической комедией. Сведение роли хора до уровня дивертисмента. Комедии интриги. Комедия Менандра «Третейский суд»: композиция, система образов, искусство сюжетосложения. Комедия «Брюзга»: изобретательность интриги, особенности комического, гуманистическое звучание.

Александрийская поэзия.Освобождение поэзии от музыка. Стремительное развитие стихотворной техники, виртуозность поэтического языка. Формалистические опыты – фигурные стихи. Зарождение буколики. Идиллии Феокрита. Возникновение пасторального идеала в поэзии. Структурные особенности идиллий. Традиции фольклора, амебейного пения в них. Поэтизация быта, мирного существования на лоне природы и треволнения любви.

Греческая литература эпохи Римской империи.Греция как римская провинция. «Эллинизация» римской культуры. Зарождение греческого романа. Структурная модель греческого любовного романа. Авантюрно-приключенческий хронотоп и философская содержательность; внешние события как метафоры «приключений» души, ее внутренних испытаний. Платоническая концепция любви в романах: любовь чувственная и любовь идеальная, духовная. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя». Поэтизация быта. Оппозиция города и деревни, «большого» и «малого» мира, их противостояние, столкновение, но и взаимопроницаемость, общение. Пастушеское и пасторальное в романе. Внешняя непритязательность и смысловая сложность. Стройность композиции, контрастность и симметричность повествования. Мотивы «западни», «свирели» и их концептуальная значимость в романной структуре.

Римская литература

Общая характеристика и периодизация древнеримской литературы.Этапы истории Рима. Характер римской экспансии. Римская государственность и ее эволюция. Легендарное прошлое, «римский миф» и его роль. Открытость римской культуры для восприятия различных культурных традиций, завоеваний и сохранение собственной идентичности. Римский образ жизни и римская доблесть: сотворение культурного мифа о римском характере. Религия и философия. Проблема греческого влияния на древнеримскую литературу. Периодизация римской литературы.

Древнеримская комедия: Плавт и Теренций.Особенности театра в Риме, роль фольклорных традиций. Становление комедии и ее формы («тогата», «паллиата»). Плавт как комедиограф плебса. Народные истоки его комедий. Римские и греческие элементы. Сюжетные коллизии в комедии «Хвастливый воин». Типология масок и изобразительные сценические средства. Образ ловкого раба («Раб-обманщик») и последующая эволюция этого типа в литературе. Комедия «Клад». Плавтовский Эвклион и тип скупого в мировой литературе (Шекспир, Мольер, Пушкин, Бальзак). Искусства Плавта-драматурга. Комедии Теренция. Общий характер творчества. Проблемы воспитания в комедии «Братья». Особенности композиции, драматическое действие и система образов. Плавт и Теренций: два типа комедий.

«Золотой век» римской литературы.Рим в 1 в. до н.э. Гражданские войны. Первый и второй триумвираты. Кризис республики и ее падение. «Век Августа». Принципат и его природа. Государственная деятельность Октавиана Августа. Идеологическая и культурная политика принцепса. Кружок Мецената и его роль. Расцвет поэзии. Любовная поэзия (Тибулл, Проперций). Историческая проза (Тит Ливий).

Творчество Вергилия.Личность и жизненный путь. «Буколики»: состав и структура. Четвертая эклога и ее смысл. Земледельческая поэма «Георгики», источники, жанр, композиция. «Энеида» как национальная героико-мифологическая поэма. Сюжет, главные эпизоды и система персонажей. Эней – человек судьбы. Вергилий и Гомер. Тенденциозность «Энеиды», роль в оформлении «римского» мифа. Восприятие поэмы современниками и потомками.

Творчество Горация.Жизненный и творческий путь. Гораций и Август. Гораций и Меценат. Философия «золотой середины». Философски традиции стоицизма, эпикуреизма, кинизма и их своеобразное проявление. Эподы, сатиры, оды, послания: жанровое своеобразие и проблематика. Политические мотивы в эподах Горация. Особенности второго эпода и его роль в развитии европейской поэзии Нового времени. Эстетика Горация («Послание к Пизонам»). Гораций в России. Ода «Я памятник воздвиг» и русская литература (Ломоносов, Державин, Пушкин).

Творчество Овидия.Личность и жизненный путь. Овидий и традиции любовной элегии. Ранние произведения («Песни любви», «Героини»). Поэтические дидактические трактаты («Искусство любви», «Средства от любви»). Сочетание фривольности, непристойности и нарочитой серьезности, назидательности. Пародийная природа поэм. «Метаморфозы» как одна из вершин римской поэзии. Источники мифов и особенности их художественной обработки. Композиция книги и особенности ее стилистики. Художественный мир поэмы. «Фасты». Ссылка Овидия: различные версии ее причин. «Скорбные Элегии». Овидий и Пушкин.

Творчество Апулея.Рим новой эры. Углубление кризисных явлений и социальных противоречий. Личность и творчество Апулея. Мировоззрение и наследие. Роман «Золотой осел»: источники, сюжетно-композиционное построение. Стиль романа. Изображение быта как кромешного мира, его изнанки. Приключенческий элемент и философско-религиозный смысл романа.

 

Практические занятия

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.