Приобщение филолога к истории мировой литературы, представленной рядом историко-литературных курсов, начинается со словесного искусства античности. Изучение этого предмета имеет принципиальное, «Ключевое» значение для филолога с высшим образованием. Курс состоит из двух частей: история литературы Древней Греции и история литературы Древнего Рима. Он обладает и научной ценностью, и огромным эстетическим, нравственным, воспитательным потенциалом.
Настоящая программа ориентирована на студентов 1 курса филологического факультета, которые изучают, обычно в 1 семестре, историю античной литературы. Программа ориентирует также на изучение географии и этнографии античного мира, некоторых особенностей общественного и политического строя греков и римлян, их бытового уклада. Это важно для понимания менталитета, своеобразия этических, эстетических и гражданских ценностей, без чего нельзя понять природу нравственно-художественных творений давно ушедшей эпохи, ставшей колыбелью всей европейской культуры.
Программа нацеливает на знание как некоторых особенностей архитектуры, скульптуры, живописи в Древней Греции и Риме, так и основ античной эстетики в целом, особенностей наблюдавшегося тогда синтеза искусств, что нашло свое отражение в специфике античной словесности.
В Программе сделан акцент на подчеркивание возможных межпредметных связей. Это связи с философией, искусствоведением, основами теории литературы и др. Программа акцентирует общечеловеческие, «вечные» ценности античной литературы, подчеркивает ее обращенность к коренным проблемам бытия, что в сочетании с высочайшим художественным уровнем делает античное словесное искусство непреходящим и бессмертным. Программа исходит из того, что античная литература не есть нечто далекое, принадлежащее глубокому прошлому. Напротив, это удивительно живое наследие, по-своему современное, подарившее человечеству, наряду с классическими творениями искусства, и великую идею демократии.
Программа держит в поле зрения студентов такую важную тему, как интеграция античности в русскую культуру и литературу, начиная с Тредиаковского, Ломоносова, Державина, через Пушкина, Жуковского, Гнедича, вплоть до современности.
ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Темы и разделы
Кол-во часов
Виды работы
1.Общая характеристика и периодизация античной литературы. Общая характеристика и периодизация древнегреческой литературы.
2. Мифология Древней Греции
3.Гомеровский эпос
4.Творчество Гесиода
5.Лирика VII-VI вв. до н.э.
6.Древнегреческий театр. Творчество Эсхила
7.Творчество Софокла
8.Творчество Еврипида
9.Происхождение комедии. Аристофан
10.Аттическая проза V-IV вв. до н.э. Ораторское искусство. Демосфен
11.Историческая проза. Геродот. Фукидид
12.Философская проза. Платон. Аристотель
13. Греческая литература эпохи эллинизма. Общая характеристика. Новоаттическая комедия
14.Александрийская поэзия. Греческий любовный роман. «Дафнис и Хлоя» Лонга
15.Общая характеристика и периодизация древнеримской литературы. «Золотой век» римской литературы
16. Древнеримская комедия. Творчество Плавта и Теренция
17.Творчество Вергилия
18.Творчество Горация
19.Творчество Овидия
20.Древнеримская поэзия
Итого: 42 часов; из них лекций – 30; семинаров – 6;
Общая характеристика и периодизация античной литературы.Древняя Эллада как колыбель европейской культуры. Хронологические и географические рамки античной культуры. Периодизация античной литературы. Крито-микенская культура как подпочва культуры древнегреческой.
Общая характеристика и периодизация древнегреческой литературы. Основные этапы развития древнегреческой литературы. Социокультурные предпосылки развития древнегреческой литературы. Полисное устройство – основное завоевание древних греков в социальной сфере. Коллективизм и состязательность – главные характеристики общественной и культурной жизни древних греков. Быт, традиции, обряды. Семейный уклад и положение женщины. Система ценностей и идеал гражданина. Образование и особенности воспитательной системы. Театр и скульптура – наиболее полное воплощение духа древнегреческой культуры. Эволюция пластических искусств от архаики к классике. Винкельман о величии духа в понимании древних греков классической поры и его выраженность в скульптурных формах. Возникновение в античности основных родов, жанров и форм литературы. Гуманистический пафос, уравновешенность, эстетизм древнегреческой культуры.
Мифология. Миф и его природа, происхождение, бытование. Связь мифа с ритуалом. Мифологическая картина мира. Космогония и теогония. Поколения богов. Эсхатологические мифы. Особенности мифосознания (кодирование информации, дублирование разных кодов, бинарность, амбивалентность и т.д.). Слабая дифференцированность явлений природных и социальных. Основной характер эволюции древнегреческих богов от первого поколения к третьему. Боги-олимпийцы. Зевс как глава большой патриархальной божественной семьи. Антропоморфность богов третьего поколения. Красота как атрибут божественности и роль эстетического начала. Основные категории мифов: космогонический, эсхатологический, близнечный, календарный, мифы о культурных героях и трикстере и др. Боги, воплощающие различные аспекты древнегреческих представлений о судьбе. Представления древних греков о загробном мире. Боги «второго» ряда. Кентаврические образы в мифах.
Гомеровский эпос.Гомеровский вопрос. Теории «аналитиков» и «унитариев». Научный подвиг Германа Шлимана и его значение. «Илиада» и «Одиссея» как отражение архаической, родоплеменной эпохи. Гомеровские поэмы как народно-героический эпос. Героическая этика. Типология главных образов поэм. Особенности поэтики. Двуплановость поэм и эпическое чудесное. Изображение давно прошедшего и специфика эпического хронотопа. Объективный характер изображения. Гомеровские сравнения как показатель уравнивания разных сфер бытия. Воздействие эстетики фольклора: повторы, формульность, постоянные эпитеты, описательность, ретардация, гиперболизация. Двойные мотивировки в изображении героев.
«Илиада» как воинский эпос. Изображение Троянской войны в поэме. Сюжет и композиция «Илиады». Структурообразующий мотив богатырского гнева в поэме. Идеал героя-воина и кодекс героической чести. Изображение бранных поединков, их натуралистичность. Отзвуки ритуалов в кровавых сценах.
Характер героики в эпической поэме «Одиссея». Сказочно-приключенческие элементы в поэме. Отражение в ней мифологических представлений. Приключения Одиссея как метафоры смерти. Сложный, нелинейный характер сюжетосложения и особенности повествования. Композиция поэмы и ее пространственно-временная организация.
Гомер в России (переводы Гнедича и Жуковского). Роль поэм в истории мировой литературы.
Творчество Гесиода.Мифологический эпос «Теогония». Дидактический эпос «Труды и дни». Строение поэмы и ее условное деление на две части. Лирическая обращенность поэмы к брату и отражение в ней биографических ситуаций и обстоятельств. Мифологическая периодизация и рассказ о смене веков как порче мира. Образ Прометея и его трактовка. Нравственный пафос поэмы и образы Зевса и Дике как гарантов мирового порядка и справедливости. Земледельческий труд в поэме и отношение к материальным благам.
Лирика VII-VIвв. до н.э.Особенности исторического развития эллинского общества в VII-VIвв. до н.э. Общие особенности древнегреческой лирики: ее жанровые разновидности и основные представители. Античное стихосложение, его связь с музыкой. Декламационная поэзия (элегия и ямб). Архилох, Тиртей, Солон, Феогнид. Поэзия Анакреонта. «Анакреонтика» в мировой лирике. Пушкин и Анакреонт. Сольная лирика. Алкей, Сапфо. Сапфо и «женская» поэзия. Хоровая лирика. Гимны и их разновидности: дифирамбы, пэаны, партении; эпиникии, энкомии, гипорхемы. Творчество Пиндара, особенности его стиля. Традиции торжественной оды в мировой литературе.
Древнегреческий театр.Фольклорно-обрядовые истоки театра. Происхождение и становление греческой трагедии. Устройство театра, организация театральных постановок и особенности игры актеров. Специфика театрального действа и структура трагедии. Аристотель о трагедии.
Творчество Эсхила.Эсхил как «отец трагедии». Общий характер творчества. Трагедия «Персы» и ее историческая основа. Этическая и философская проблематика трагедии «Прометей прикованный», ее композиционные особенности. Образ Прометея в мировой литературе. Трилогия «Орестейя» и ее мифологическая основа. Цепочка преступлений-возмездий и стремление к мировой гармонии. Особенности трагического конфликта и трагического героя. Параллелизм и вариативность основных мотивов (детоубийство, супружеская измена, месть и др.). Экспрессивность, иносказательность, символичность стилевой манеры.
Творчество Софокла.Драматург и афинское общество: «любимец богов». Общий характер творчества. Проблема рока. Концепция героя: «Люди такие, какими они должны быть». Трилогия о царе Эдипе. Композиция, система образов, идейный смысл трагедии «Царь Эдип». Проблематика трагедии «Антигона». Идеальный женский образ в системе других персонажей: поэтика контраста. Особенности трагического конфликта и его трактовки. Гегель об «Антигоне». Искусство сюжетно-композиционного построения драмы, ее символизм.
Творчество Еврипида.Общий характер творчества. Отражение кризисных, переходных явлений в мировоззрении и эстетике Еврипида. Изменения в концепции и характеристике героев («Изображать людей такими, какие они есть»). Трансформация структуры драмы и умаление роли хора. Внимание к психологии женщин, знание женской души. Особенности трагического конфликта и трагического характера в «Медее». Драма обманутой души. Разрушение внутренней цельности и перенесение конфликта в глубь сознания. Метания и сомнения Медеи. Бытовые элементы, реалии в трагедиях Еврипида, привнесение комического в них («Алкеста», «Электра»). «Ипполит» как трагедия любви. Искусство композиционно-сюжетного построения: принципы симметрии, контраста, зеркального отражения. Соперничество Артемиды и Афины. Наметившийся скепсис в отношении к богам. Миф о Троянской войне и его преломление в драме «Ифигения в Авлиде». Художественное новаторство Еврипида. Значение Еврипида для последующего развития мировой драматургии.
Происхождение комедии. Аристофан.Рождение комедийного жанра. Его обрядовые и фольклорные истоки. Связь с народными праздниками и ритуальным смехом, земледельческой магией. Структура комедии, особенности постановок. Этапы развития комедии. Древнеаттическая комедия, ее природа, связь с демократическим полисным устройством. Общественная жизнь в зеркале сатиры. Типология комических характеров. Аристофан – «отец комедии». Фантастичность, мифологизм и остро злободневная проблематика. Обобщенность и конкретность персонажей, прикрепление типажной «маски» к определенному историческому лицу (Клеон, Сократ, Еврипид). Особенности поэтики: фарсовость, буфонность, буквализация метафоры, материализация отвлеченного и др. Разоблачение войны, сочетание политической проблематики с эротикой в «Лисистрате». Осуждение демагогов, рабов Демоса, превращающих служение народу в ловкое манипулирование им, в комедии «Всадники». Критика софистики и лженауки в «Облаках». Проблемы воспитания, «отцов и детей». Литературная полемика в «Лягушках». Фарсовые приемы при изображении Геркулеса, Диониса в его путешествии по загробному миру, мотивы увенчания-развенчания. Оценка Эсхила и Еврипида. Роль Аристофана как классика сатиры.
Аттическая проза V-IV вв. Ораторское искусство. Демосфен. Проза классического периода. Исторические предпосылки развития прозаических жанров. Сближение литературы с повседневной жизнью. Басня и ее связь с фольклором. Басенное творчество Эзопа. Красноречие в Афинах. Его особенности и роль в общественной жизни. Кружок Сократа. Софистика. Горгий как теоретик ораторского искусства. Судебное красноречие. Демосфен – величайший оратор Древней Греции. Главные вехи жизни и общественно-политической деятельности. Речи против Филиппа («филиппики»). Борьба с македонским гегемонизмом. Демосфен как идеолог афинской демократии. Наследие Демосфена и современность.
Историческая проза. Геродот. Фукидид.Историческое повествование как жанр художественной прозы. История в жизни эллинов. Ксенофонт и его сочинения. Геродот – «отец истории». Особенности его научного и художественного метода. Композиция и стиль «Истории» Геродота. Вставные новеллы («Перстень Поликрата»). Фукидид как летописец Пелопонесской войны. Геродот и Фукидит как историки и художники слова.
Философская проза. Платон. Аристотель.Развитие философской мысли в V-VI вв. до н.э. Ранняя философская проза. Ионийская натурфилософия (Гераклит и Демокрит). «Божественный Платон». Жизненный путь философа. Объективный идеализм: учение об «идеях». Политический идеал в книге «Государство». Этика и эстетика Платона. Трактат о любви «Пир». Философский диалог как литературный жанр. Значение философии Платона. Аристотель – «исполин мысли». Энциклопедизм Аристотеля. Проблемы государства в книге «Политика». Философские взгляды. Эстетические воззрения в «Поэтике». Искусство как «подражание» природе. Учение о трагедии. «Катарсис» и споры о нем. Наследие Аристотеля и мировая эстетическая мысль.
Греческая литература эпохи эллинизма.Общая характеристика литературы и культуры эпохи эллинизма. Социально-исторические условия и предпосылки. Греция после Пелопонесской войны. Кризисные явления в Афинах. Александр Македонский и его завоевательная политика. Утрата независимости Грецией. Эллинизм как явление идеологии и культуры. Расширение географических пределов. Изменение мироощущения. Человек в беспредельном пространстве, игрушка в руках непредсказуемой Фортуны (Тихе). Возникновение феномена частной жизни и частного человека. Синтез греческих и восточных культурных традиций на разных уровнях и в разных сферах. Эллинистическая монархия – своеобразное сочетание восточной монархии и греческого полисного устройства. Взаимопроникновение греческих и восточных религиозных традиций. Боги-метисы (Серапис). Философские школы и течения: стоицизм, эпикуреизм, кинизм. Изобразительное искусство, отличие скульптуры эллинизма от идеала классики.
Новоаттическая комедия и ее своеобразие.Типология сюжетов и характеров новоаттической комедии.Менандр: проблематика и поэтика его комедий. Изменение жанровой структуры и характера комического в сравнении со староаттической комедией. Сведение роли хора до уровня дивертисмента. Комедии интриги. Комедия Менандра «Третейский суд»: композиция, система образов, искусство сюжетосложения. Комедия «Брюзга»: изобретательность интриги, особенности комического, гуманистическое звучание.
Александрийская поэзия.Освобождение поэзии от музыка. Стремительное развитие стихотворной техники, виртуозность поэтического языка. Формалистические опыты – фигурные стихи. Зарождение буколики. Идиллии Феокрита. Возникновение пасторального идеала в поэзии. Структурные особенности идиллий. Традиции фольклора, амебейного пения в них. Поэтизация быта, мирного существования на лоне природы и треволнения любви.
Греческая литература эпохи Римской империи.Греция как римская провинция. «Эллинизация» римской культуры. Зарождение греческого романа. Структурная модель греческого любовного романа. Авантюрно-приключенческий хронотоп и философская содержательность; внешние события как метафоры «приключений» души, ее внутренних испытаний. Платоническая концепция любви в романах: любовь чувственная и любовь идеальная, духовная. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя». Поэтизация быта. Оппозиция города и деревни, «большого» и «малого» мира, их противостояние, столкновение, но и взаимопроницаемость, общение. Пастушеское и пасторальное в романе. Внешняя непритязательность и смысловая сложность. Стройность композиции, контрастность и симметричность повествования. Мотивы «западни», «свирели» и их концептуальная значимость в романной структуре.
Римская литература
Общая характеристика и периодизация древнеримской литературы.Этапы истории Рима. Характер римской экспансии. Римская государственность и ее эволюция. Легендарное прошлое, «римский миф» и его роль. Открытость римской культуры для восприятия различных культурных традиций, завоеваний и сохранение собственной идентичности. Римский образ жизни и римская доблесть: сотворение культурного мифа о римском характере. Религия и философия. Проблема греческого влияния на древнеримскую литературу. Периодизация римской литературы.
Древнеримская комедия: Плавт и Теренций.Особенности театра в Риме, роль фольклорных традиций. Становление комедии и ее формы («тогата», «паллиата»). Плавт как комедиограф плебса. Народные истоки его комедий. Римские и греческие элементы. Сюжетные коллизии в комедии «Хвастливый воин». Типология масок и изобразительные сценические средства. Образ ловкого раба («Раб-обманщик») и последующая эволюция этого типа в литературе. Комедия «Клад». Плавтовский Эвклион и тип скупого в мировой литературе (Шекспир, Мольер, Пушкин, Бальзак). Искусства Плавта-драматурга. Комедии Теренция. Общий характер творчества. Проблемы воспитания в комедии «Братья». Особенности композиции, драматическое действие и система образов. Плавт и Теренций: два типа комедий.
«Золотой век» римской литературы.Рим в 1 в. до н.э. Гражданские войны. Первый и второй триумвираты. Кризис республики и ее падение. «Век Августа». Принципат и его природа. Государственная деятельность Октавиана Августа. Идеологическая и культурная политика принцепса. Кружок Мецената и его роль. Расцвет поэзии. Любовная поэзия (Тибулл, Проперций). Историческая проза (Тит Ливий).
Творчество Вергилия.Личность и жизненный путь. «Буколики»: состав и структура. Четвертая эклога и ее смысл. Земледельческая поэма «Георгики», источники, жанр, композиция. «Энеида» как национальная героико-мифологическая поэма. Сюжет, главные эпизоды и система персонажей. Эней – человек судьбы. Вергилий и Гомер. Тенденциозность «Энеиды», роль в оформлении «римского» мифа. Восприятие поэмы современниками и потомками.
Творчество Горация.Жизненный и творческий путь. Гораций и Август. Гораций и Меценат. Философия «золотой середины». Философски традиции стоицизма, эпикуреизма, кинизма и их своеобразное проявление. Эподы, сатиры, оды, послания: жанровое своеобразие и проблематика. Политические мотивы в эподах Горация. Особенности второго эпода и его роль в развитии европейской поэзии Нового времени. Эстетика Горация («Послание к Пизонам»). Гораций в России. Ода «Я памятник воздвиг» и русская литература (Ломоносов, Державин, Пушкин).
Творчество Овидия.Личность и жизненный путь. Овидий и традиции любовной элегии. Ранние произведения («Песни любви», «Героини»). Поэтические дидактические трактаты («Искусство любви», «Средства от любви»). Сочетание фривольности, непристойности и нарочитой серьезности, назидательности. Пародийная природа поэм. «Метаморфозы» как одна из вершин римской поэзии. Источники мифов и особенности их художественной обработки. Композиция книги и особенности ее стилистики. Художественный мир поэмы. «Фасты». Ссылка Овидия: различные версии ее причин. «Скорбные Элегии». Овидий и Пушкин.
Творчество Апулея.Рим новой эры. Углубление кризисных явлений и социальных противоречий. Личность и творчество Апулея. Мировоззрение и наследие. Роман «Золотой осел»: источники, сюжетно-композиционное построение. Стиль романа. Изображение быта как кромешного мира, его изнанки. Приключенческий элемент и философско-религиозный смысл романа.