Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 6. Русская историография второй четверти XIX в.



Институализация исторической науки в России. Историческая публицистика в «Вестнике Европы», «Московском телеграфе», «Московском вестнике», «Современнике». «Общество истории и древностей российских» (1804) при Московском университете. «Румянцевский кружок» (Н.П. Румянцев, ок1820г.) в Москве. Румянцевская библиотека. Археографическая комиссия при Министерстве просвещения (П.М. Строев, 1834). Новый источниковый фундамент исторических исследований. И.Ф. Эверс. «О происхождении руссов», «История руссов» (ок 1810 г.), «Древнейшее право руссов» (1826). Попытка научного опровержения норманнской теории. Концепция происхождения Руси из Приазовья. Государство как результат внутреннего развития страны, определенного «состояния» общества. «Родовая» теория происхождения политических институтов как развитие европейской «органической теории» Г.-Ф. Гегеля и А. Мюллера. Отсутствие конфликтности в перерастании форм социальной организации – отличие «родовой теории» от «органической». «Скептическая школа» М.Т. Каченовского в Московском университете. «Рассуждение о баснословном времени в российской истории», «Два рассуждения о кожаных деньгах и о Русской Правде». Пересмотр источникового потенциала древних летописей. «Низшая» и «высшая» критика. Соответствие показаний источника «состоянию общества». Концепция младенчества, зрелости и старости народов. Обоснование «баснословности» Киевского периода истории. Идеологические проблемы «скептической школы».

Тема 7. «Государственная школа» в отечественной историографии XIX столетия.Социально-политическая ситуация в России накануне и в период Великих реформ. Активизация либеральных ожиданий. История как «позитивная» мотивация реформ. К.Д. Кавелин. Движение исторического прогресса к доминированию «идеи личности». «Взгляд на юридический быт древней России» (1847). Государство как организатор «народной протоплазмы». С.М. Соловьев. «История России». Идея идентичности развития живой природы и общества. Цивилизация как механизм отмены естественного отбора. Географический фактор в истории. Новое понимание момента «органичности» в историческом развитии. «Возраст чувств» и «возраст мысли» в истории народа. Отношения государства и общества как ответ на географическую детерминацию исторического процесса. Проблема сочетания родового и государственного начал в русской истории. «Лествичная теория». Принципиальные различия европейского и русского феодализмов. Удельная система. Идея «государства-вотчины». Концепция «закрепощения и раскрепощения» сословий. Оценка петровских реформ как перехода русского народа к «возрасту мысли». Проблема логики Великих реформ. Научные и политические взгляды Б.Н. Чичерина. Идея самодержавного государства как главного реформатора в России. «Опыты по истории русского права». Развитие общества как переход от кровнородственной связи к частному праву и, затем, публичному праву. Правовое обоснование «вотчинной» концепции происхождения древнерусского государства. Влияние частного права на публичное и феодальная раздробленность как результат этого смешения. Теория «бродячей Руси». Диссертация «Об областных учреждениях в России в XVII ке». Гражданское общество и государство как достижение соответствия частного и публичного права. Закрепощение и раскрепощение сословий как отражение перехода от смешения к размежеванию частного и публичного права.

8. «Русское общество» и «русский народ» в исторических исследованиях и публицистике XIX в. Особенности распространения в России классического гегельянства и позитивизма. Новые социально-политические процессы в Европе и России. Творчество М.П. Погодина. Концепция «народного духа» как движущего начала исторического процесса. Ненасильственность как отличительная черта русской истории. Методологические аспекты в исследованиях М.П. Погодина: проблема «чудесного и необъяснимого» в историческом процессе, критика «скептической» школы Каченовского. История как «блюстительница и охранительница» общественного спокойствия. «Теория официальной народности» и творчество М.П. Погодина. Демократический «ответ» на «теорию официальной народности»: творчество Н.А. Полевого. Научно-просветительская деятельность Т.Н. Грановского. Проблема «культа личности» и «народной воли» в сочинениях революционных демократов середины XIX столетия. «Принципы морали и принципы «исторического закона» в публицистике революционных демократов. История как управляемый процесс. Концепция «основ народной жизни» в дискуссиях революционных демократов и консерваторов. Векторы развития российского исторического процесса и проблема «народовластия» в трудах Н.И Костомарова. Проблема исторического опыта и идеализация вечевого строя Великого Новгорода. Критика «московского» авторитаризма. Концепции В.О. Ключевского: проюлема народной колонизации. «Курс лекций по русской истории». Позитивистская интерпретация роли географического фактора в истории. История как наука об обществе. Государство как соучастник колонизационных процессов. Личностный фактор в истории. Политика как культура в «Очерках по истории русской культуры» П.Н. Милюкова. Государство как главный агент культурного развития. Государственная «националистическая идеология».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.