Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСОБЕННОСТИ (ПРИНЦИПЫ) ПОСТРОЕНИЯ КУРСА



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ

 

 

ОПП специальность: 040101- Социальная работа

Факультет гуманитарного образования

курс четвертый, семестр седьмой

Лекции: 28 часа

Практические работы: 14 часа

Самостоятельная работа: 58 часа

Зачет: 7 семестр

Всего: 100 часов

 

 

Новосибирск 2010

 


Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101– Социальная работа.

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры СРСА, протокол № 1 от 31 августа 2010 г.

 

Шифр дисциплины в учебном плане – ГСЭ.Р.2

 

 

Программу разработал:

ст. преподаватель кафедры социальной работы

и социальной антропологии Мозговая Т. П.

 

Заведующий кафедрой

социальной работы и социальной антропологии:

докт. социол. наук, проф Осьмук Л.А.

 

Ответственный за основную

образовательную программу:

доцент кафедры социальной работы,

канд. истор. наук Скалабан И.А.

 

 


ВНЕШНИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ СОГЛАСНО КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ЗАПИСКИ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

…Социальная работа сегодня — это совместная деятельность государства и гражданского общества по оказанию поддержки и защите любого человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, вне зависимости от его статуса, уровня жизни.

Международная федерация социальных работников сформулировала следующее понимание данной сферы профессиональной деятельности: «Социальная работа – профессии в сфере социальной работы, обеспечивающие социальные перемены, помогающие разрешать проблемы в отношениях между людьми, повышающие социальное благосостояние людей, предоставляя им определенные полномочия и свободу. Применяя на практике теории поведения и социальных систем, социальная работа проводится в той области, где люди взаимодействуют с окружающими их факторами. В социальной работе основополагающими принципами являются принципы прав человека и социальной справедливости» (июль 2000 г. в Монреале, Канада).

Подготовка по данной специальности в Новосибирском государственной техническом университете основывается на понимании содержания социальной работы, выработанном как международным профессиональным сообществом, так и российскими государственными образовательными стандартами бакалавра и специалиста по социальной работе.

… Цель обучения:

Подготовка специалиста по социальной работе, готового к широкой социальной деятельности[1] в государственной и негосударственной сферах, способного осуществлять организацию этой деятельности в условиях социальной неопределенности.

Образовательная программа ориентирована:

· на активную гражданскую позицию как ценностную основу социальной работы;

· на формирование аффилятивных потребностей и альтруизма у будущих специалистов;

· на развитие местного регионального сообщества.

… В результате обучения специалист социальной работы будет

иметь представления:

· о государственной и негосударственной системе социальной работы и их региональных особенностях;

· о тенденциях в современной социальной политике и изменениях в социальном законодательстве;

знать:

· законы и принципы развития социальной сферы, закономерности и тенденции формирования социальной политики, формы и методы государственного и общественного участия в этом процессе;

уметь:

· анализировать, осуществлять мониторинг и прогнозировать тенденции развития социальной сферы;

· осуществлять экспертно-консультационную, аналитическую, организационно-управленческую, прогнозно-проектную деятельность по оказанию помощи группам, организациям и отдельным людям;

· защищать интересы клиентов, выступать агентом социальной справедливости и реализации прав человека;

ОСОБЕННОСТИ (ПРИНЦИПЫ) ПОСТРОЕНИЯ КУРСА

Название компонента Краткая характеристика компонента
     
1. Основание для введения дисциплины «Гражданское общество в России» является дисциплиной регионального компонента компонента цикла ГСЭ государственного образовательного стандарта по специальности 040101 — Социальная работа.
2. Адресат курса Курс адресован будущим социальным работникам, и может быть частично использован для подготовки социологов, социальных антропологов, специалистов по связям с общественностью, а так же использоваться в качестве спецкурса студентам гуманитарного и не гуманитарного профиля.
3. Основные цели курса · получить углубленное представление о феномене гражданского общества, истории его формирования и специфике развития в современных условиях; · рассмотреть реальные процессы становления институциональных структур гражданского общества, а также наиболее характерные черты культуры и психологии россиян в дореволюционный и советский периоды отечественной истории; · оценить реальное состояние гражданского общества в современной России и определение перспектив и направлений его дальнейшей эволюции. · дать представление о роли, ресурсах и возможностях институтов и организаций гражданского общества в деле оказания социальной помощи и постановки системы социальной работы; · углубить представление о влиянии социальной работы на развитие гражданского общества.
4. Характер курса Курс носит в большей степени теоретический характер. Основан на современных научных концепциях гражданского общества.
5. Объем курса в часах Всего – 100 ч., Лекции – 28 ч., Практические (семинарские) – 14ч., зачет, Самостоятельная работа – 58 ч.
6. Ядро курса Ядро курса состоит из трех основных модулей: сущности гражданского общества, его структурных компоненты (институты) и их проявлениях в контексте социальной работы.
7. Связи с дисциплинами основной образовательной программы, предшествующими данному курсу Курс опирается на знания студентов полученные ими в курсах: · философии (философский подход к пониманию феноменов общества, гражданского общества, государства); · истории России (специфика взаимодействия общества и государства в тот или иной исторический период); · политологии (общее представление о сущности гражданского общества, его происхождении и особенностях. Особенности становления гражданского общества в России); · теоретическая социология (общество и социальные институты, мировая система и процессы глобализации); · теории социальной работы ( представление о современной системе социальной работы, социальной политике, ее особенностях в негосударственной сфере,)
8. Связи с дисциплинами основной образовательной программы, следующими за данным курсом · «Социальная политика» (представление о социальном партнерстве между организациями гражданского общества и государства как способе преодоления социальных противоречий; становление и функционирование институтов гражданского общества, влияющих на формирование социальной политики). · «Социальная политика в регионе» (региональная специфика становления и функционирования институтов гражданского общества влияющих на формирование социальной политики в регионе) · «Менеджмент НКО» (понятие гражданского общества; трехчленного деления общества, третьего сектора, социального партнерства, социальной ответственности бизнеса, волонтерства как формы благотворительности)
9. Основные понятия курса Гражданское общество, европоцентризм, корпоратизм, неокорпоратизм, конвенциональное взаимодействие, патернализм, плюрализм, социальное партнерство, некоммерческий сектор, коммерческий сектор, межсекторные взаимодействия, этатизм.
10. Особенности организации учебного процесса по дисциплине Деятельность студента по изучению дисциплины предполагает посещение лекций и практических занятий, а также самостоятельное изучение литературы и нормативно-правовых актов. В начале работы по курсу студенты получают в электронном виде подборку литературы, статей и нормативно-правовых актов, а так же инструкцию по работе с ним. На лекционных занятиях освещаются наиболее сложные аспектытеории и практики развития гражданского общества в мире и в России. На семинарских занятиях студенты, основываясь на полученных теоретических знаниях, выполняют практические задания.
11. Практическая часть курса Курс предусматривает следующие виды организации практической деятельности студентов: - Практические (семинарские) занятия, где студенты обсуждают материал лекций, самостоятельно прочитанный материал и материал представленный докладчиками, выполняют задания по теме. - Представление докладов по избранным из предложенного списка темам. - Выполнение письменной контрольной работы, материалы которой впоследствии могут быть использованы при написании как курсовой работы по специализации, так и дипломной работы. Освоение курса предполагает выполнение как индивидуальных заданий по одной из выбранных тем и представление результатов в виде доклада на семинаре, так и выполнение работы в группах.
12. Методическое обеспечение Для лучшего усвоения теоретического материала курс обеспечен сборником нормативных актов, сборником статей в электронном виде и пакетом case studes для формирования навыков анализа конкретных ситуаций.
13. Используемые технологии организации учебного процесса по курсу В курсе используются лекция-диалог, деловые игры, семинары-конференции, case studes. Ряд практических заданий имеет соревновательный характер, что позволяет повысить активность студентов в изучении дисциплины и осуществлять процедуру их оценивания. Организуется рейтинговая система учета знаний студентов.
14. Учет индивидуаль­ных особенностей обучающихся, реализация права выбора способа обучения Если студент предлагает собственную тему для написания письменной работы, он обязан согласовать её с преподавателем. Если студент в течение семестра не посещал и не работал на семинарских занятиях, он должен отработать пропущенные занятия на консультациях с преподавателем.
15. Направлен­ность курса на развитие общепредмет­ных, общеин­теллек­туальных, умений, обла­дающих свой­ством перено­са, направлен­ность на само­развитие В ходе изучения курса у студентов формируются следующие интеллектуальные умения, направленные на саморазвитие: обобщение, анализ, синтез, классификация, оценивание, абстра­гирование, моделирование, выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем, осознание, рефлексия, прогнозирование.
16. Области применения полученных знаний и умений Полученные знания могут быть применены в области общественной деятельности, организации и координации социальной работы; при проведении исследова­тельско-аналитической деятельности (анализ и прогнозирование, разработке социальных проектов, технологий) по проблемам развития институтов гражданского общества в России; участии в организационно-управленческой и адми­нистративной работе, организаций и учрежде­ний; содействии интеграции деятельности различных государ­ственных и общественных организаций в различных сферах жизни общества.
17. Описание основных «точек» контроля Контроль остаточных знаний предполагает выполнение студен­тами в начале курса задания по собственной оценке получен­ных ранее знаний в области политологии, социологии и права. Промежуточный контроль предполагает оценку в баллах выполнения заданий по каждому из разделов курса, а так же выполнения индивидуальной контрольной работы по курсу. Итоговый контроль предполагает проведение зачета. Для оценки качества деятельности обучающегося используется модульно-рейтинговая система (п. 6), позволяющая формировать итоговую оценку по курсу за различные виды деятельности, такие как: работа на семинарах, разработка и защита контрольной работы, зачет.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.