Список использованных источников. Выполнили: Дудкина Н
В России»
Выполнили: Дудкина Н. ,
Нестерова О.
Социальная защита– политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения
В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:
1) социал-демократической ориентациис высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;
2) неолиберальная – с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.
В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:
Ø государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
Ø частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).
Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:
Ø поощрительности,– властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов;
Ø заявительности,– социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
Ø патернализма,обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.
Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:
Выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы к их реформированию:
1. Социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентированна на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей
2. Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них.
3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.
4. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.
Большое значение для становления эффективной системы социальной защиты населения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг.
При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации.
К числу основных из них относятся:
Ø учет специфики видов общественно полезной деятельности;
Ø
Ø категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям.
Список использованных источников
1. Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета. //Человек и труд. – 2001. – №8. – С. 55-60.
2. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». – М., 2000.
3. Жуков В.И., Займышев И.Г. и др. Теория и методика социальной работы. В 2 томах. – М.: Союз, 2003.
4. Конституция Российской Федерации 1993 года.
5. Мачульская Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2004.
6. Олейник А. Институциональная экономика // Вопросы экономики. №1-12, 2007.
7. Селезнев А.З. Ограничения экономического роста в России. // Проблемы прогнозирования. – 2002. – №6. С. 29-43.
8. Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: Ось-89, 2000.
9. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2003.
10. Федеральный закон «О ветеранах» (СЗ РФ, 1995, №3, ст. 168).
11. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (СЗ РФ, 1995, №48, ст. 4563).