Анализ – исследование судебного решения по земельному спору.
В названии работы отражается название правового института и судебного решения, в котором проявляется этот институт (Пример: Возможность регистрации по месту жительства граждан в жилых строениях, расположенных на садовых участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения на примере Постановления Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобой гражданина А.В.Воробьева от 30.06.2011 года №13-П/2011)[1].
Необходимо составить план работы.
К РАБОТЕ ПРИЛАГАЕТСЯ ТЕКСТ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ!
В основном содержании работы должно быть раскрыто как содержание исследуемого правового института, так и проанализировано судебное решение.
Требования к содержанию
Введение.
Необходимо обозначить цель и задачи исследования (1,2,3,….).
С целью выработки навыков резюмирования судебного решения, кратко описываются:
а) фабула судебного решения:
б) предмет дела,
в) суть разногласий,
г) разница в правовых позициях сторон.
Глава 1 (название).
Аргументировано объяснить, почему суд вынес то или иное решение, для чего требуется:
а) выявить оспариваемые нормы законодательства и их толкование в актах судов вышестоящих инстанций до принятия данного судебного решения (а также приводится аналогичная практика, в том числе противоречивая, краткий обзор этой практики);
б) выводы судебной практики по данному вопросу;
(Отвечая на поставленные вопросы, следует выяснить, какая теоретическая проблема лежит в основе практических разногласий сторон, какие существуют взгляды в науке на рассматриваемые проблемы. В этой связи, студент излагает положения доктрины, при этом он обязательно ссылаетсяна соответствующие научные работы).
Глава 2 (название).
Посвящена непосредственно формально-юридическому анализу самого судебного акта, для чего далее в работе необходимо раскрыть:
а) сформулировать вопросы, которые ставил перед собой суд в процессе разрешения дела;
б) определить нормы какого института гражданского права, гражданского процесса или трудового права были применены в данном деле;
в) в чем состоит правовая позиция сторон и правовая позиция суда в данном деле;
г) является ли судебное решение (решения, принятые разными судебными инстанциями) только правоприменительным или и правоинтерпретационным;
д) какие правила правоприменения были использованы судом (приоритет норм специального закона, выбор норм при противоречивых законах, аналогия закона или права и т.д.);
е) каким способом толкования воспользовался суд и использованы ли судом постановления Пленумов высших судов;
ж) какой договор заключен между сторонами, каковы цель и содержание этого договора, в какой организационно-правовой форме функционируют субъекты правоотношения (их место в классификации юридических лиц);
з) описание тех ответов, которые даны судом на поставленные вопросы. (Например: какое правоотношение возникло между сторонами в споре – вещное или обязательственное, какая между ними разница, какие способы защиты гражданских прав были применены сторонами, решался ли вопрос об исковой давности, о дееспособности сторон, о действительности сделки и т.д.).
Если комментируется Постановление или Определение Конституционного Суда, желательно сравнение системы аргументов и правовых позиций, содержащихся в Постановлении и в Особых мнениях судей Конституционного Суда РФ.
Не исключено, что студентом может быть обнаружена ошибка в вынесенном судом решении, в этом случае он может предложить в своей курсовой работе иное (отличное от суда решение). При этом такое решение должно быть аргументировано.
В заключении делаются краткие авторские (творческие, личностные, выраженные своими словами) выводы (нумеруются 1,2,3,…..) автора в соответствии с поставленными задачами (в т.ч. соответствие акта действующему законодательству, степень соответствия направлению развития судебной практики, той или иной научной школе, позиции, теоретическим и практическим взглядам определенных авторов).
Требования к оформлению работы
3.1. Объем работы должен составлять 20-40 тыс. печатных знаков без списка использованной литературы, шрифт 12, интервал полуторный, параметры страницы (поля: верхнее 1,5 см; нижнее 1,5 см; левое 2,5 см; правое 1,5 см).
3.2. Сноски не на свои выводы, суждения, определения и любую иную информацию обязательны.
Сноски в работе оформляются постранично.
3.3. Список источников и литературы, необходимой для использования при написании курсовой работы определяется студентом самостоятельно и впоследствии согласовывается с научным руководителем в процессе консультаций. Количество научных источников не должно быть менее десяти.