Требования, предъявляемые к личной гигиене медицинского персонала, правила ношения спецодежды
Практическое занятие № 1
Санитарно-противоэпидемический режим в организациях здравоохранения. Понятие об организации санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Вопросы:
1. Понятие «Санитарно-противоэпидемический режим»
2. Понятие «Внутрибольничная инфекция»
3. Понятие «Асептика»
4. Понятие «Антисептика»
5. Основные действующие приказы и другие нормативные документы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующие санитарно-противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения
6. Требования, предъявляемые к личной гигиене медицинского персонала, правила ношения спецодежды
7. Уровни обработки рук
8. Гигиеническая антисептика кожи рук
9. Вопросы и практические задания для самоконтроля
Понятие «Санитарно-противоэпидемический режим»
Санитарно-противоэпидемический режим - это комплекс организационных, санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения внутрибольничной инфекции.
Понятие «Внутрибольничная инфекция»
Внутрибольничная инфекция - это любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает пациента в результате его обращения за лечебной помощью, или инфекционное заболевание сотрудника вследствие его работы в данном лечебном учреждении.
Понятие «Асептика»
Асептика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов в организм пациента. Она достигается уничтожением микробов и их спор путем дезинфекции и стерилизации.
Понятие «Антисептика»
Антисептикой называется система мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране, создание в ране условий, неблагоприятных для развития микробов и проникновения их в глубь ткани. Различают профилактическую и лечебную антисептику.
Профилактическая антисептика– проводится в целях предупреждения попадания микроорганизмов в рану или организм пациента (обработка рук медперсоналом перед выполнением манипуляций, обработка антисептиком места инъекции и т.д.).
Лечебная антисептика разделяется на механическую, физическую, химическую, биологическую и смешанную антисептику.
Основные действующие приказы и другие нормативные документы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующие санитарно-противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения
Санэпидрежим медицинского учреждения определяется его профилем. Основные требования к санитарно-противоэпидемическому режиму регламентируются (определяются) инструкциями и приказами МЗ Республики Беларусь:
№ пп
Вид документа
Организация
Номер
Дата
Название
Приказ
МЗ РБ
25.11.2002
«О проведении дезинфекции и стерилизации учреждениями здравоохранения»
Приказ
МЗ РБ
16.12.1998
«О пересмотре ведомственных нормативных актов, регламентирующих вопросы по проблеме ВИЧ/СПИД»
Приказ
МЗ РБ
29.08.2005
«Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом»
Инструкция
ГГСВ РБ
113-0801
05.09.2001
«Гигиеническая и хирургическая антисептика кожи рук медицинского персонала»
Постановление
ГГСВ РБ
20.10.2005
Санитарные правила и нормы 2.1.7.14-20-2005 «Правила обращения с медицинскими отходами»
Постановление
ГГСВ РБ
01.12.2008
«О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 2.1.7.14-20-2005 «Правила обращения с медицинскими отходами»
Постановление
МЗ РБ
09.08.2010
Санитарные правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию организаций здравоохранения и к проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения»
Постановление
МЗ РБ
21.03.2011
«О внесении дополнений и изменений в Санитарные правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию организаций здравоохранения и к проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения», утвержденные Постановлением МЗ РБ от 09.08.2010 № 109
Постановление
МЗ РБ
06.02.2013
Санитарные нормы и правила
«Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения вирусных гепатитов»
Постановление
ГГСВ РБ
28.12.2005
Об утверждении инструкции 3.5.4.10-22-97-2005 «Организация централизованных стерилизационных отделений в организациях здравоохранения»
Требования, предъявляемые к личной гигиене медицинского персонала, правила ношения спецодежды
Весь медицинский персонал ЛПО (лечебно-профилактических организаций) должен быть опрятным и аккуратным. Работники организаций здравоохранения должны обеспечиваться спецодеждой и СИЗ (средствами индивидуальной защиты) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Хранение личной и спецодежды работников в организациях здравоохранения должно проводиться раздельно в изолированных секциях индивидуальных двухсекционных шкафов.
Стирка спецодежды работниками организаций здравоохранения в домашних условиях запрещается.
Работники организаций здравоохранения должны находиться на рабочих местах в:
-средствах индивидуальной защиты;
-чистой спецодежде;
-сменной обуви, легко подвергающейся дезинфекции.
Работники организаций здравоохранения должны закрывать шапочкой или косынкой волосы при выполнении работ в:
-при выполнении медицинских вмешательств на поврежденной коже, поврежденных слизистых оболочках пациента;
-при выполнении медицинских вмешательств с повреждением кожи, слизистых оболочек пациента;
-при медицинском осмотре пациента, госпитализируемого лица с симптомами инфекционного заболевания;
-при выполнении работ, связанных с риском контакта кожи рук медперсонала с биоматериалом;
-при работе в микробиологических и клинико-диагностических лабораториях организаций здравоохранения;
-при осуществлении ухода за пациентом (гигиена полости рта, мытье, стрижка и бритье волос, замена грязного белья);
-при выполнении работ, связанных с риском неблагоприятного воздействия химических и физических факторов на кожу рук.
Работники организаций здравоохранения не должны использовать одну и ту же пару перчаток:
-при оказании медицинской помощи разным пациентам;
-при осуществлении ухода за разными пациентами.
Требования по гигиене рук:
-должны коротко подстригать ногти на руках;
-не должны в рабочее время носить на руках искусственные ногти, ювелирные украшения;
-должны мыть руки;
-должны проводить гигиеническую антисептику кожи рук;
-должны проводить хирургическую антисептику кожи рук;
-должны проводить уход за кожей рук с использованием кремов, лосьонов, бальзамов (далее - средства для ухода за кожей рук) для снижения риска возникновения контактных дерматитов
При мытье рук работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования:
- использовать для мытья рук жидкое мыло;
мыть руки в следующих случаях:
- в начале рабочей смены;
-на протяжении рабочей смены в следующих случаях:
перед гигиенической антисептикой кожи кистей рук (далее -гигиеническая антисептика рук), если руки заметно загрязнены, в том числе биоматериалом;
Работники организаций здравоохранения должны выполнять гигиеническую антисептику рук в следующих случаях:
перед контактом и после контакта с неповрежденной кожей и слизистыми оболочками пациента;
перед надеванием перчаток и после снятия перчаток при проведении нехирургических медицинских вмешательств;
после случайного контакта неповрежденной кожи рук работников организаций здравоохранения с биоматериалом.
Необходимо иметь в наличии комплект рабочей одежды для экстренной ее замены в случае загрязнения. Весь медицинский персонал лечебно-профилактического учреждения должен быть безукоризненно опрятным и аккуратным. Края рабочей одежды должны полностью закрывать личную одежду, волосы закрываются шапочкой или косынкой, сменная обувь должна быть изготовлена из нетканого материала, доступного для дезинфекции.
Технический, административно-хозяйственный обслуживающий персонал, выполняющий работу (в том числе временную) в подразделениях стационаров, должен работать в сменной одежде и обуви. Сменная одежда и обувь должна быть предусмотрена также и для медицинского персонала других подразделений, оказывающего консультативную и другую помощь.
Нахождение в рабочих халатах и обуви за пределами ЛПО запрещается. Студенты, занимающиеся в отделениях родовспоможения, инфекционном, операционных блоках, должны быть в сменной спецодежде.
Халаты, фартуки – используются для ухода, предупреждающего передачу инфекции, и подлежат смене после каждой такой процедуры, как смена постельного или нательного белья пациента.
Перчатки – используются чистые или стерильные.
Маски– обеспечивают минимальную защиту от микроорганизмов (около 10%), передающихся воздушно-капельным путем. Используются четырехслойные марлевые маски, маски из материала, обеспечивающего хорошую фильтрацию микроорганизмов (из нетканого материала),но их защитные свойства теряются при неплотном прилегании маски к лицу.
Маску все равно нужно надевать, но носить ее непрерывно можно не более двух часов. При увлажнении от выдыхаемого воздуха ее следует сменить раньше.
Обувь и медицинские шапочки – не защищают от инфекции.
Защитные щитки и очки – защищают глаза, рот, нос от попадания в них крови и других биологических жидкостей.