Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЖИТЬ БЕДНО – ЖИТЬ СВОБОДНО

Противопоставление нищенских орденов и бенедиктинцев

БЕНЕДИКТИНЦЫ(VI век)

Вслед за известным музыковедом Г. Риманом можно смело утверждать: "История и теория музыки большей частью своих открытий и своим развитием в эпоху Средневековья обязана ордену бенедиктинцев". 524 год – св. Бенедикт Нурсийский ("Отец Европы", патриарх и законодатель монахов Запада, "Учитель") основал аббатство Монте-Кассино.

782 год – св. Бенедикт Аньянский начинает реформу монастырей.

Реформатор монашеской жизни и предтеча Клюни. Составил "Capitulare monasticum" ("Монастырский капитулярий") (817), первый пример законотворчества, предназначенный обеспечить единообразие в соблюдении уставов (камальдолийцы, сильвестринцы, валломброзанцы, цистерцианцы, оливетинцы).

 

Описание алтаря и драгоценных предметов (См. "Имя розы")

НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНЫ (XIII век): 1209 – францисканцы; 1209 – кармелиты; 1275 – паулисты; 1276 – доминиканцы; 1218 – мерседарии (орден Мерси); 1233 – сервиты; 1256 – августинцы.

Городская активность и разочарование в клире вызывает феномен нищенствующих орденов, полубратьев, бродячих проповедников и т.д. Больше тяготеют к городам.

Лионский купец Петр Вальдес (XII век) раздал бедным свое имущество и стал бродячим проповедником, объявлен еретиком – вальденсы, катары ("чистые"), альбигойцы – отказ от присяги, военной службы, авторитета Ветхого завета. Однако затем доминиканцы (из катаров) – легитимны.

ФОМА АКВИНСКИЙ.

Общины бегинок (серое одеяние) – женщин, обычно горожанок, которые, не давая монашеских обетов, жили в безбрачии и добровольной бедности, посвящая себя уходу за больными – легитимны.

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ, сын купца, увлекался трубадурами, дама сердца – "госпожа бедность", служение отверженным, проповедь простоты и смирения, песни и молитвы "брату нашему Солнцу", "сестре, смерти телесной" и пр.). Стигматы, экстаз, мистика (Убертин).

См. в прикрепленном файле статью М.С. Самариной.

БОНАВЕНТУРА.

 

Позднее к ним присоединятся тринитарии, мерседарии, сервиты (орден основан в 1233 году семью флорентийскими патрициями), августинцы, которые будут признаны нищенствующими лишь в XVI веке; и последний нищенствующий орден – минимы (создан в 1435 году св. Франческо де Паоло).

Каждый из этих орденов имел свое поле деятельности (хотя существовало немало спорных областей, и, соответственно, элемент соперничества): ученые доминиканцы неукоснительно соблюдали догматы веры и оберегали их, мягкие и милосердные францисканцы посвящали себя служению ближним из народа, тринитарии и мерседарии занимались выкупом христиан, попавших в руки берберов. Сервиты, соблюдавшие устав св. Августина, соединяли свое служение с созерцательной жизнью, как и августинцы, кармелиты и минимы.

 

ЖИТЬ БЕДНО – ЖИТЬ СВОБОДНО

По сути, идеал бедности – это идеал свободы, независимости, отказ от стремления к присвоению чужой собственности, который выражался в миротворчестве, добровольном пацифизме тех, кто не хотел вступать в порочный круг насилия (паломники, монахи, клирики, кающиеся грешники).

В действительности же эта проблема была не из простых, и потому она вызывала бесчисленные толкования и споры. Изначально бедность служила логическим следствием "полного отречения, являвшегося главным в призвании к совершенной жизни; она означала оставление всего, но не в том смысле, чтобы стать бедным, а чтобы вести отрешенную жизнь" (Ж. Леклерк).

 

Что надо делать, чтобы жить бедно?

 

Монахи клюнийского ордена, верные формуле: "бедный монах, богатый монастырь", – переносили на постройки монастыря всю ту роскошь, в которой отказывали себе. И на этом пути, пышно прославляя Бога, они вскоре дошли до крайности.

Быть бедным – не означало ли это ходить босиком и в рубище, как призывал св. Доминик, смиренно стучаться в каждую дверь с протянутой рукой, "общаясь с Богом и говоря о Боге с самим собой или с ближними", отдавать в конце года, как учили доминиканцы, бедным и церкви все то, что не было использовано? Приверженность идеалу бедности (а также знание людей) приведет к тому, что нищенствующие монахи будут просить подаяние натурой – брать только продукты, одежду и, примечательный факт, книги, – чтобы деньги не запятнали их бедность.

Бедность цистерцианцев не была нищетой или лишением, она воплощала собой принятие общежительной жизни со всеми соответствующими последствиями: полный отказ от всего личного, в том числе от земных благ, отрешенность.

А бедность францисканцев – это "акт чистой любви", скорее даже мистический, чем аскетический.

Премонстранты соблюдали менее строгую бедность, чем цистерцианцы, и менее пылко возносили ей хвалу, чем францисканцы.

Крестоносец же "беден земными богатствами, но богат нищетой", ибо его единственное богатство – Христос.

У картезианцев бедность определялась целесообразностью. "Одежда нужна тебе, – писал их законоучитель, – чтобы защитить себя от холода, но не ради щегольства. Также и пища – для утоления голода, а не в угоду чреву… Не потакай прихотям собственной плоти (именно в этом – мудрость, мера, discretio)… но лишь обеспечивай плоть необходимым".

Бригиттины прикидывали, что им потребуется на год, и на следующий день после праздника Всех Святых раздавали все лишнее, по их мнению: "и пищу, и деньги", пренебрегая запасом на черный день, то есть ни во что не ставя случай.

Гранмонтанцы, дабы избежать обогащения, продавали излишки дешевле обычного. Поскольку они не позволяли себе собирать пожертвования и просить милостыню, им оставалось лишь уповать на то, что Бог не оставит их. Конечно, поступая так, они рисковали. Но как иначе прожить в бедности? И как, живя бедным, не стать богатым?

Не счесть назидательных историй об идеале бедности.

Одон (музыкальная грамота), аббат Клюнийский, увидев старого изможденного крестьянина, посадил его на свою лошадь и взял его суму, "наполненную черствым хлебом и гнилыми луковицами, издававшими зловоние". Одному из своих монахов, который не мог скрыть отвращения, Одон сказал: "Ты не переносишь запаха бедности".

 

ПРОСТЕЦЫ (нет особой философской базы)

Даже паломничества были весьма далеки от того, чтобы действительно способствовать спасению души. Нередко они совершались не ради исполнения обета или искупления греха, а скорее ради удовлетворения "туристического" любопытства или даже ради любовных похождений! В разношерстную толпу паломников нетрудно было затесаться проституткам, ворам, торгашам, авантюристам…

Проведя длительное и детальное исследование, Туссер, похоже, сумел доказать, что в XV веке во Фландрии 10% населения оставались практически язычниками и пренебрегали своими обязанностями перед Богом (и это в обществе, где главенствующим являлся священник); еще 10% глубоко верили и часто причащались; 40% регулярно посещали церковь, но не более, а еще 40% заглядывали в церковь от случая к случаю. Совершенная кривая Гаусса. В действительности религиозная практика вовсе не являлась такой ревностной, всеобщей и регулярной, как привыкли думать.

Простодушие. Всем известна легенда о жонглере из Нотр-Дам. Менее знакома история о распутной женщине, которая во славу Пресвятой Девы не "работала" по субботам и каждый раз в этот день жертвовала "одну свечу, каковую она покупала на свои жалкие деньги, и когда она умерла, то Дева Мария освободила ее душу от дьявола". Точно так же без тени улыбки нам рассказывается о воре, который перед тем, как совершить кражу, прилежно помолился Пресвятой Деве и был спасен от наказания.

Адсон: "Моя голова никуда не годится. Я не в состоянии различать акцидентальным признакам вальденцев, катаров, бедных лионцев, гумилиатов, бегинов, бедных, францисканцев, ломбардийцев, иоахимитов, патаренов, апостоликов, бедных ломбардийцев, арнальдичтов, вильгельмиан, братьев Свободного Духа и люцифериан» (164) О простецах, надежде, нужде и свободе.

Ремигий о Ребелло и Дольчине: "Это был буйный карнавал, а на карнавалах все вверх тормашками".

Карта третья

Философский/интеллектуальный роман

 

Данный аспект романа связан с тем, что мир трактуется героями-антогонистами по-разному:

 

Канон и сомнение в каноне

ü Хорхе в споре ссылается на КАНОН – Патристику (богословские воззрения Отцов Церкви). Найдите подтверждения этому в тексте романа.

ü Вильгельм ссылается в споре на схоластическую логику (Уильям Оккамский) и на эмпирику (Роджер Бэкон). Привести текстовые аргументы. Собственно это были важные интеллектуальные движения XIII века – начала нового времени, ЕРЕСИ УМА.

ü Важны также хилиастические идеи (апокалипсические видения Убертина и Хорхе; Алинард и Хорхе, милленарии, Сальватор и его язык – Вавилонское столпотворение языков – в роли вавилонской блудницы из "Откровения" Иоанна Богослова; см. обо всем этом текст).

 

Все вышесказанное дает МНОЖЕСТВЕННОСТЬ трактовок миру (и тексту) – это главный философский и интеллектуальный вывод У. Эко. Отсюда и распри религиозные: по поводу Аристотеля, бедности и пр. Младшие братья, трактовки Киприанова пира, пример со львом и змеей, грехом плотским (Адельм уступил плотскому греху в обмен на познание [Беренгар поставил ему тайную книгу] – важно, что яд буквально сжигает всех – адские грехи).

Материал-подсказка:

 

КАНОНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ:

Знание канона. Спор с опорой на патристику – см. "Имя розы".

 

СОМНЕНИЯ и КАНОН

Аристотель канонический автор, однако его книга о смехе подрывает канон.

 

СХОЛАСТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА – У. Оккам

Логическое знание. Спор с опорой на логику – см. "Имя розы". Силлогизмы

 

БРИТВА ОККАМА. "Бритва О́ккама" или "лезвие Оккама" – методологический принцип, получивший название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама (Ockham, Ockam, Occam; ок. 1285—1349). В упрощенном виде он гласит: "Не следует множить сущее без необходимости" (либо "Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости"). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии.

Однако то, что называют "Бритвой Оккама", не было сформулировано Оккамом, он всего лишь сформулировал принцип, известный ещё со времён Аристотеля и в логике носящий название "принцип достаточного основания". "Бритва Оккама" – это лишь название принципа, а не его атрибуция (указание на авторство).

 

ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД – Роджер Бэкон

Эмпирический метод - опытное знание – Северин и яды – см. "Имя розы"

"Крестьянская мотыга работает как надо" ("Имя розы")

Сочетание логики и эмпирики у Вильгельма/"Холмса" - дедукция детектива Баскервильского.

 

ХИЛИАЗМ (от греч. χῑλιάς, "тысяча"), или милленари́зм (от лат. mille, "тысяча") — учение, в основе которого лежит буквальное толкование пророчества Откр.20:1-4, говорящего о тысячелетнем Царстве Божием на земле в конце истории, о периоде торжества правды Бога на земле. Приверженцев хилиазма (милленаризма) называют хилиастами или милленариями.

Калабрийский аббат Иоахим Флорский (1132—1201) с учением о так называемом христианстве Третьего Завета. Слыл "самым влиятельным европейским пророком до появления марксизма". Под воздействием идей Иоахима Флорского в XIII века в Италии

возникло движение флагеллантов.

 

ВЕДЬМА И ЕРЕТИК – ВРАГИ ХРИСТИАНСТВА

С самого своего возникновения монашество считалось "воинством Христовым", противоборствующим дьяволу. В XIII веке отношение теологов к вере в ведьм переживает решительный перелом – далее "охота на ведьм": народная вера соединилась с демонологическим учением богословов, подтверждающим реальность ведьм, их союз с дьяволом, представление об "антицеркви" с ритуалами, вывернутыми наизнанку.

Сношение с дьяволом (Сальватор и келарь - дольчиниане, еретики).

 

ü Еще важно (по той причине, что в "Имени розы" предстает очень точная реконструкция Средневековья) увидеть в романе ситуацию в связи с институтами власти (эта тема очень интересует всех западных интеллектуалов: от Лиотара, Фуко и марксистов, до Эко, конечно). В XIII-XIV вв. институт власти (ЗНАНИЯ) переходит от церкви (монастырей и обители знания – скрипториев) к городу и университету). В том числе, как показывает У.Эко, это и экономическая власть – теперь монастыри работают и за деньги тоже (Венанций переписывал, к примеру).

ü Существо Нового времени – в стремлении создать нечто новое, а не переписывать, воспроизводить канон – это связывается Адсоном с крахом величия монастырей и прискорбным возвышением городских корпораций и университетов.

 

Материал-подсказка:

 

Вильгельм: "Рогир Бэкон, наш чтимый наставник, учил, что в некий день промысел Господен обратится к механизмам, они же суть орудия природной священной магии. Тогда из природных средств создадутся орудия судоходства такие, коих силою корабль пойдет под водительством одного лишь человека, притом пуще нежели ходят под парусом или на велах. Явятся и повозки "без тварей борзо влекомы нутряным напором такожде махины на воздусех плывущи ими же муж воссед правит, дабы крыла рукотворны были бы воздух по образу летучих птах». И малейшие орудия, способные подъять несметный груз, и колесницы, странствующие по дну морскому" ("Имя розы").

Аббат – противник города, университетов, запрет на вход в библиотеку.

Деньги и знание. Власть и знание. Торговля. Деньги как самостоятельная ценность (товары служат для приобретения денег). Бизнес, в который должна включиться церковь – знание к оплате. Так, Венанций переводит "Золотого осла" Апулея по заказу аббатству миланским синьором в обмен на преимущественное право производства вин для некоторых восточных областей.

Вильгельм "…командование человечеством – дело не церкви, а законодательной народной ассамблеи …. От сообщества ученых будет исходить самоновейшее, человечнейшее богословие, то есть натуральная философия и позитивная магия".

 

 

ü Закрытая от мира и для мира, расположенная в лабиринте древняя библиотека. Чем это обусловлено? Чем является Библиотека для У.Эко?

 

Познавательный материал

 

СКРИПТОРИЙ И БИБЛИОТЕКА

С точки зрения Петра Достопочтенного, переписывание является самой полезной работой, так как оно позволяет отшельнику "взращивать плоды духа и замешивать тесто для небесного хлеба души". Для других это занятие служило способом побороть праздность, победить плотские пороки и тем самым обеспечить "спасение своей души" (св. Иероним). У третьих же переписывание составляло часть их аскезы.

Во всяком случае, переписывание книг требовалось всегда, ведь книги были редкими и дорогими. Чтобы обеспечить нормальное функционирование монастыря, нужен хотя бы минимум книг. Конечно, книги можно и занять, но опять-таки для того, чтобы снять с них копию.

Все ли монахи умели писать? И все ли обладали разборчивым почерком и хорошим зрением, чтобы дни напролет просиживать за этим занятием? Маловероятно. Однако искусство письма, скорее всего, было гораздо больше распространено в среде монашества, нежели в миру. Автор "Четырех возрастов человека" утверждает, что если девочек не готовят в монастырь, то учить их читать и писать не стоит.

До XIII века книги переписывались исключительно монахами. Некоторые из них работали даже «на сторону», извлекая тем самым определенную выгоду. Но с XIII века переписыванием книг начинают заниматься также миряне и клирики.

В день монах переписывал три, пять, шесть листов форматом "in quarto" (в четверть). Для переписывания Библии требовался год. За всю свою жизнь переписчик успевал завершить до 40 трудов. Упоминают одного монаха-картезианца, переписавшего 50 книг. В аббатстве Санкт-Галлен переписыванием занималось три четверти братии, то есть около 300 монахов.

Одно предание напоминает монахам, что существует демон, прозванный Titivilitarius или проще Titivillus, то есть Придирчивый. Каждое утро он приносит в ад полный мешок букв, которые были пропущены монахами!

"Будьте осторожны в обращении с рукописью. Не кладите пальцы на страницы! Вы не знаете, что такое писать! Это тягчайшая повинность: она сгибает вам спину, ослабляет глаза, портит желудок и ребра… Молитесь о бедном Рауле"…

В этой сфере очень быстро начались разделение труда и специализация: одни изготовляли пергамент, другие карандашом проводили на нем линии, третьи шлифовали кожу; затем наступал черед собственно писцов, корректоров, миниатюристов, переплетчиков. В одном тексте даже упоминается монах, который был обязан следить за правильностью пунктуации!

Пергамент делался из шкур "недоношенных телят, козлят и ягнят", то есть из шкур мертворожденных животных и иногда из шкур оленя или свиньи.

Пергамент был редкостью и стоил дорого, поэтому монахи очищали старые, уже использованные листы, подобно тому, что практиковалось еще в Древнем Риме (очищенный для повторного использования пергамент назывался палимпсестом). Монахов часто обвиняли в том, что они жертвовали античными шедеврами ради переписки богословских трудов, уже имевшихся в достаточном количестве экземпляров. Но анализ манускриптов показывает, что все то, что мы имеем из классической латинской литературы (произведения Тацита, Сенеки, Тита Ливия, Апулея и др.), дошло до нас благодаря монахам-переписчикам.

Похоже, что до XIII века не было никакого средства против дальнозоркости, и только лишь францисканец Роджер Бекон (1220—1293), один из первых творцов экспериментального метода, изобрел не только лупу, но и конвергентные линзы, позволившие ему самому читать в старости.

Дом Шмиц упоминает о библиотеках, насчитывавших одну-две тысячи манускриптов; для того времени это богатейшие книжные собрания. Большинство же библиотек были гораздо более скромными: 300 книг в аббатстве Флёри, 570 – в Клюни, 300 – в Сен-Жермен-де-Пре, 700 – в Боббио, 580 – в Рейхенау.

Книги приковывали цепями. Посещающие библиотеку монахи "не должны надвигать свой капюшон слишком низко на глаза, дабы можно было видеть, не спят ли они вместо того, чтобы читать книгу".

ПОЖАР: Если аббатству грозила опасность, именно книги следовало спасать в первую очередь (монахи Монте-Кассино захватили с собой устав основателя своего монастыря, но забыли его тело!). В 1371 году во время пожара, бушевавшего в Гранд-Шартрез, приор дом Гильом, видя, что с бедствием не справиться, воскликнул: "Отцы мои, Отцы мои, к книгам! к книгам!" (То есть спасайте книги!)

 

ü Не кажется ли вам, что и монастырь предстает в романе "лабиринтом", своеобразным "духовным лабиринтом", настолько здесь вдохновенная мысль и святое подвижничество причудливо переплетены с сомнительными тайнами, убийствами и эротическими похождениями; здесь что угодно оборачивается чем угодно; истина и ложь, высокое и низкое, добро и зло переворачиваются и меняются местами таким непостижимым образом, что за ними невозможно уследить…

Карта четвертая

Семиотический роман

 

Знаки и их трактовка

ü Видение Адсона

ü Восток-Запад

ü Африка

 

Обязательная литература

1. Иванов В.В. Огонь и роза / Вступ. статья к роману У.Эко "Имя Розы" // ИЛ. 1988. № 8. С.3-7.

2. Лотман Ю.М. Выход из лабиринта (любое издание)

3. Эко У. Заметки на полях "Имени розы" (любое издание)

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.