Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эволюция агиографического жанра (XI—XVII вв.)



 

Цель:в процессе сопоставительного изучения программных произведений древнерусской агиографии определить основные идейно-тематические и стилистические особенности, присущие житию как жанру древней русской литературы, и одновременно уяснить художественное своеобразие каждого из памятников. Проследить эволюцию жанра в XI—XVII вв. в тематическом и стилистическом плане.

 

Задания и вопросы:

1.Житие — это жизнеописание, иначе биография, и само содержание произведения предполагает определенный отбор материала: сведения о происхождении, детских и отроческих годах, начале самостоятельной деятельности, основных «подвигах» и свершениях, сделавших героя достойным памяти потомков, наконец, сведения о его смерти,— а также хронологическую, соответствующую естественному течению жизни человека последовательность изложения этого материала.

Сообразуясь с намеченным таким образом «планом» произведения, вспомните содержание «Сказания о Борисе и Глебе» и проследите порядок краткого отражения его в данной ниже таблице. Начертите таблицу в тетради, соответствующие строки вы будете заполнять по мере изучения названных в ней произведений.

 

2.Вспомните содержание «Жития князя Александра Невского». Уясните происхождение героя (отзыв автора о родителях Александра), положительные качества юного Александра (до его военных подвигов), предопределяющие его успехи как полководца, сформулируйте основные цели и содержание его деятельности в зрелые годы, отметьте причины смерти, чудо во время похорон. Запишите полученные выводы в таблицу.

 

3.Прочитайте фрагмент 1, приведенный ниже и повествующий о происхождении Сергия Радонежского. Запишите выводы в таблицу. Сопоставьте данные о родителях Сергия Радонежского со сведениями о родителях Александра Невского, Бориса и Глеба (в последнем случае уясните цель очевидного противопоставления: «окаянный» Святополк родился от осуждаемого церковью брака — расстриженной монахини и «двою отца», когда Владимир был еще «поганым», а Борис и Глеб — от «болгарыни», когда Владимир уже принял христианство).

Какие общие положения подчеркивают все авторы?

Прокомментируйте рассуждение Епифания Премудрого о том, что положительный герой, выдающийся общественный деятель должен обязательно происходить от «праведных» родителей. Объясните, как в этом положении отразилась точка зрения автора средневековья на предопределенность судьбы человека, неизменяемость его характера.

Фрагмент 1.

«Съй преподобный отець нашь Сергие родися от родителя доброродну и благовърну: от отца, нарицаемаго Кирила, и от матере именем Мариа, иже бъста божий угодници, правдиви пред богомь и пред человекы, и всячьскыми добродътелми исплънени же и украшени, яко же богъ любит. Не попусти бо богъ, иже таковому дътищу въсиати (должен был воссиять) хотящу, да родится от родителю неправедну. Но прежде проуготова богъ и устроилъ таковаа праведна родителя его и потом от нею своего си произведе угодника. О прехвалная връсто! О предобраа супруга, иже таковому дътищу родителя быста! Прежде же подобаше почтити и похвалити родителей его да от сего яко никое приложение похвалы и почьсти ему будет. Поне же лъпо бяше ему от бога дароватися (нужно было, чтобы дарован был Сергий богом многим людям для блага) многым людем на успъх, на спасение же и на пльзу, и того ради на бъ лъпо такому дътищу от неправедных родитися родителей, ниже иным, сиръчь неправе-днымъ родителем таковаго не^бЪ лъпо родити дътища. Но токмо тьмъ единъмь от бога даровася, еже и прилучися (что и случилось): паче и снидеся добро къ добру и лучьшее къ лучьшему...»

 

4. Прочитайте по хрестоматии отрывок о детстве и отрочестве Сергия Радонежского, а также данный ниже фрагмент 2, являющийся продолжением его. Сформулируйте и запишите в таблицу вывод о поведении и характере героя в детские и отроческие годы.

Найдите в хрестоматийном отрывке и прокомментируйте фразы: «се же бяше по смотрению божию быти сему» и «се же бысть всемудраго бога судбами». Насколько поведение будущего героя в детстве и юности подтверждает характерное для средневековья мнение о неизменности характера человека?

Сопоставьте выводы, записанные вами в графе 4 таблицы (по вертикали). С какой целью вводят авторы подобный материал в жития «святых»?

Фрагмент 2.

«... По отшествии же старца оного обрътеся отрок внезаапу всю грамоту оттуду добрЪ умъа, пръмънися странным образом: и куюждо разгнет книгу, ту абие добрЪ чтый, да разум-Бет. Добрый си отрок достоинъ бысть даровъ духовных, иже от самъх пеленъ бога позна, и бога възлюби, и богом спасенъ бысть. Пребываше въ всемь повинуяся родителема своима: тщаще бо ся повелъниа ею съвръшити и ни въ чем же преслушатися ею, яко же и святое глаголеть Писание: «Чти отца своего и матерь, да будеши длъголътен на земли»...

Сии предобрый и вседоблий отрок нЪ по колицъх връменех пребываше в дому родителей своих, възрастая и преуспъваа въ страх божий: къ дътемь играющим не исхожаше и к ним не приставаше; иже в пустошь текущим и всуе тружающимся не вънимаше; иже суть сквернословии и смъхотворци, с тъми отнудь не водворяшеся. Но развЪ токмо упражняашеся на словословие божие и томъ насла-жашеся, къ церкви божий прилъжно пристояше, на заутренюю, и на литургию, и на вечерню всегда исхождааше и святыя книгы часто почитающе...

Сынове же Кириловы, Стефанъ и Петръ, оженистася; третий же сынъ, блаженный уноша Варфоломъй, не въсхотъ женитися, но и зело желаше въ иночьское житие. О сем многажды моляшеся отцу своему, глаголя: «Нынь отпусти мя, владыко, по глаголу твоему, и по благословению твоему да иду въ иночьское житие». Родителие же его рекоста ему: «Чядо! Пожди мало и потръпи о наю: се бо въ старости, и въ скудости, и въ болести есмы нынъ, и нъсть кому послужите нама. Се бо братиа твоя Стефанъ и Петръ оженистася и пекутся како угодити женама; ты же не оженивыйся печешися, како угодити богови — паче же благую чясть избралъ есть, и яже не отимется от тебе. Токмо послужи нама мало, да егда наю, родителя своя, проводиши до гроба, тогда и свою мысль сътвориши. Егда нас гробу предаси и землею погребеши, тогда и свое хотъние исплъниши».

Пречюдный же уноша с радостию об-Ьщася послужити има до живота ею и от того дни тщашеся по вся дни всячьскыи угодити родителема своима, яко да наслъдит от них молитву и благословение. И тако пребысть нъколико время, служаа и угаждая роди­телема своима всею душею и чистою съвъстию, донде же постриго-стася в мнишский чинъ, отидоша кыйждо ею въ своя времена в монастыря своя.

И мало поживша лът в черньчествъ, преставистася от житиа сего, отидоста къ богу, а сына своего, блаженного уношу Варфоломея, по вся дни многыми благословении благословяху и до послдняго издыханиа. Блаженый же уноша проводивъ до гроба ро­дителя своя... И отиде в дом свой, радуяся душею же и сердцемъ, яко нъкое съкровище многоцънное приобръте, полно богатства духовнаго. Сам же преподобный юноша зъло желаше мнишескаго житиа...»

5. Прочитайте по хрестоматии главы, описывающие деятельность Сергия Радонежского в зрелые годы. Определите его роль в подготовке и проведении Куликовской битвы. Поддерживая своим авторитетом («Все князья в него великую веру всей душой имели»,— пишет Епифаний) политику московских князей, направленную на освобождение от татаро-монгольского ига и объединение Руси, Сергий Радонежский вложил в дело укрепления Московского княжества свой незаурядный талант организатора и дипломата, «перед которым не устоял самый упрямый русский человек XIV века, кн. Олег Иванович рязанский, когда по просьбе великого князя московского Дмитрия Ивановича, как рассказывает летописец, «старец чудный» отговорил «суровейшего» рязанца от войны с Москвой, умилив его тихими и кроткими речами и благоуветливыми глагола ми». Отмечает В. О. Ключевский и положительную деятельность Сергия, его «учеников» и «учеников его учеников» в освоении русского Севера.

Запишите вывод о содержании деятельности Сергия Радонежского в таблицу.

 

6. Прочитайте по хрестоматии отрывки из «Жития Стефана Пермского». Заполните соответствующие графы таблицы. Уточните, в чем деятельность Стефана Пермского согласовалась с деятельностью его старшего современника Сергия Радонежского по укреплению Московского государства.

 

7. Прочитайте отрывки из «Жития Феодосия Печерского». Внесите данные в таблицу.

 

8. Прочитайте «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского». Запишите выводы в таблицу.

 

9. «Повесть о Юлиании Лазаревской» определяется в современ­ном литературоведении как «биографическая повесть, возникшая на основе житийной литературы» (Н. И. Прокофьев). Этим подчеркивается связь повести с агиографическим жанром и в то же время ее новизна. Сравните повесть о Юлиании с житиями XIII—XV вв. Какие задачи ставил перед собой древний автор, создавая житие «святого»? Какая задача стояла перед автором повести? В чем заключалось основное содержание деятельности Юлиании и героев житий? Что в их жизни достойно памяти потомков?

Остановитесь на вопросе о происхождении Юлиании, отражении нового содержания в этом традиционном «разделе» жития. Как социальное положение определило содержание и границы деятельности героини? Вспомните историческую обстановку на Руси в начале XVII в. Нуждалась ли Русь в героях, подобных Юлиании? Чем оъясняется внимание литературы к жизни «простого» человека?

Запишите ваши наблюдения в таблицу.

 

10. Проанализируйте внимательно содержание 6-й графы в составленной вами таблице, соотнося содержание каждой строки 6-й и 2-й граф, установите прямую причинно-следственную зависимость. Объясните, как в каждом конкретном случае деятельность героя определялась общими задачами, стоящими перед государством. Кто в таком случае мог считаться положительным героем,достойным памяти потомков (в том числе канонизации) и подражания? Уточните это положение, имея в виду, что древняя литература отрицала использование вымысла в создании образа литературного героя.

Сформулируйте задачи житийной литературы вобщем виде.

 

11. Проанализируйте содержание 6-й графы таблицы (сверху вниз). Как изменялось содержание деятельности положительного героя эпохи? Что определяло это изменение от века к веку?

Сформулируйте сущность эволюции агиографического жанра в плане содержания.

 

12. Проанализируйте содержание 4-й графы таблицы (сверху вниз). Отметьтев эволюции агиографического жанра тенденцию к демократизации положительного героя.Соотнесите сделанный вами вывод с содержанием 2-й графы, объясните обусловленность «смены» героев, эволюции житийного жанрав целом политическими и социальными изменениямив государстве.

 

13. Канонизация деятелей Древней Руси, внесших свой вклад в развитие общественной жизни, имела политические цели, например, канонизация Владимира Святославича, княгини Ольги, Бориса и Глеба, Александра Невского и др.

Агиографическая же литература, призванная распространять и популяризировать эти постановления, носила в большей степени дидактический характер, чем объясняется ее успех у средневекового читателя, отразившийся в большом количестве списков и вариантов рукописей. Воспитательные цели этой литературы были четко сформулированы крупнейшим писателем XV в. Епифанием Премудрым в предисловии к «Житию Сергия Радонежского».

Фрагмент 3.

«...Насколько плохо и насколько не подобает о жизни нечестивых спрашивать, настолько не подобает жизнь святых мужей забывать, и не описывать, и молчанию предавать, и в забвении оставлять. Если мужа святого житие написано будет, то от этого будет польза большая вместе с утешением писателям, рассказчикам, слушателям; если же старца святого житие не написано будет, а знавшие и помнившие его умрут, то зачем такую полезную вещь оставлять в забвении и, как пучине, молчанию предать... Если же будет написано житие, то, услышав о нем, кто-нибудь последует примеру жизни Сергия и от этого пользу получит. Ведь пишет Василий Великий: «Будь подражателем праведно живущим, и их жизнь и деяния запечатлей в сердце своем»...

 

14. Проанализируйте содержание 5-й графы таблицы. По отношению ко всем ли рассмотренным в таблице житиям справедливо рассуждение Епифания Премудрого? Пересмотрите содержание графы 7. Какое значение имеет описание «чудес» в создании образа героя? Имеются ли отклонения в поведении и оценке человека в разные периоды его жизни?

Описывая последовательно жизненный путь героя, автор показывает, что на всех этапах жизни — в детстве и юности, в зрелые годы, при кончине — герой остается верен себе, идет раз избранным путем.

Основной подвиг его жизни не является чем-то единичным, исключительным, выделяющимся из общего русла деятельности, а напротив, является естественным следствием предыдущего (для чего, в частности, и вводится описание детских лет и юности), продолжается в дальнейшей жизни и даже за гробом, ибо для средневекового человека с его религиозным мировоззрением «смерть — не конец, а только переход в другое состояние, деятельность святого продолжается и после смерти. При этом посмертные чудеса ничем не отличаются от прижизненных».

Определите основное качестворассмотренных нами и подобных им образов.

 

15. Психологизм в литературе обычно понимается как изображе ние сложного душевного мира человека — борьбы противоречивых чувств, сомнений, колебаний, наконец, борьбы «добра и зла» в самой природе человека.

Древней русской литературе вообще чуждо понятие раздвоенности души, наличия противоречивых начал в самом человеке. В воинских повестях, житиях, поучениях и др. мы видим исключительно цельные образы. Даже в тех случаях, когда под влиянием тех или иных обстоятельств в человеке происходит «переворот», в каждой из «половин» своей жизни он выступает как цельная натура.

Например, князь Владимир Святославич до крещения был «поган» и совершал различные преступления, после принятия христианства он становится последовательно положительным.

С особой отчетливостью цельность образа проявляется в воинских повестях. Проблема повести, как и ее главный образ, предельно ясна: перед князем — враг, посягающий на независимость и благосостояние Родины, этим определяются причины, цели и формы борьбы и исклю­чаются «осложняющие» обстоятельства.

Жизненный путь героя жития — тоже борьба за осуществление поставленных целей, но борьба эта — психологическая по преимуществу. Так, зыряне — не враги Стефана, а заблуждающиеся, которых нужно обратить в друзей и единомышленников. Даже в тех случаях, когда налицо открытый враг, в центре оказываются психолого-нравственные проблемы. Рассмотрим конкретный пример - «Сказание о Борисе и Глебе». В соответствии с основной идеей жития враг Бориса — не Святополк, а междоусобицы, приводящие к раздроблению государства, ослаблению великокняжеской власти и гибели «благоверных» князей. Святополк — лишь орудие междоусобиц. Потому убить Святополка — значит не победить междоусобицу, а, напротив, поддаться ей, развязать братоубийственную войну, взять на себя «грех». Таким образом, «простая» война осложняется привходящими мотивами, борьба во многом переносится в нравственную сферу и неминуемо связана с переживаниями человека, с «внутренней борьбой» противоречивых чувств (добра и зла) в душе положительного героя, цельного по своей натуре.

Среди всех агиографических произведений, изучаемых по программе, мы находим изображение этой борьбы только в одном произведении — в «Сказании о Борисе и Глебе». Перечитайте данный выше фрагмент 1. Проследите ход мыслей Бориса, покажите их противоречивость, хотя все они являются «добрыми» и ни одна из них не нарушает в целом положительный образ Бориса.

 

16. Прочитайте фрагмент 2. Объясните, борьба каких чувств происходила в душе Сергия. Как вы понимаете слова: «И вернулся Варфаломей в дом свой, радуясь душой и сердцем, как будто некое сокровище бесценное приобрел»? (Обратите внимание на то, что это происходит после похорон горячо любимых родителей!) Меняет ли данный отрывок общую оценку образа героя, нарушает ли его цельность? Обратите внимание на лиризм описания. Как в этом проявились отношение автора к герою, авторская оценка?

Пересмотрите содержание «Повести о Юлиании Лазаревской». Найдите в тексте слова, сказанные Юлианией перед смертью: «Желанием возжелах ангельскаго образа иноческаго, не сподобихся грех моих ради и нищеты, понеже недостойна бых грешница сый и убогая, богу тако изволыцу, слава праведному суду его». Сопоставьте эти слова с описанием ее жизни. Почему она не смогла уйти в монастырь? Объясните, какая борьба «добрых» чувств в душе героини скрыта за этими немногими словами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.