Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАБОЧИХ МЕСТ С ПОМОЩЬЮ ВЕКТОРНО-КООРДИНАТНОГО МЕТОДА



Цель настоящего практикума — изучение методов и средств оптимизации предметно-пространственного окружения человека на рабочем месте. Практикум рассчитан на 24 академических часа.

Наилучшие условия для проведения практикума складываются в реальных условиях производства, где при анализе машинно-ручных видов труда может быть выполнен полный цикл работ. Выбор для практикума машинно-ручных видов труда связан с тем, что они обеспечивают наилучшие дидактические возможности для выявления функциональных и пространственных особенностей поведения человека на рабочем месте, а следовательно, и возможностей их оптимизации. С другой стороны, психолог уже в процессе обучения познает такие реалии профессиональной деятельности, которые обогащают его личный и профессиональный опыт. Однако практика последних лет работы показывает, что такая организация практикума связана с серьезными организационными трудностями, которые не всегда удается преодолеть. Поэтому, в качестве альтернативы, в данной работе анализ рабочего места проводится на примере рабочего места в компьютерном классе вуза.

Такое решение достаточно обоснованно, поскольку рабочее место за компьютером становится самым распространенным видом рабочих мест, используемым в условиях профессиональной и учебной деятельности, а также в домашних условиях. Следовательно, освоение пользователями правильной организации рабочих мест за компьютером в определенной мере уменьшит отрицательные последствия их постоянного использования.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКУМА

Задание 1. Характеристика производственного процесса в подразделении и на рабочем месте

Задание направлено на актуализацию и закрепление полученных знаний в условиях реальной деятельности. Оно может проводиться как на реальных объектах на предприятии, так и в условиях компьютерного класса. Задания рассчитаны на работу в компьютерном классе, но они могут быть легко преобразованы для занятий на предприятии. Если задание предназначено для работы только с компьютером, это специально оговаривается. Время выполнения задания — 2ч.

К отрицательным последствиям труда на плохо организованном рабочем месте относятся нарушения здоровья, связанные:

v с непредвиденными факторами (аварии, несчастные случаи);

v с постоянным воздействием неблагоприятных факторов, последствия которых проявляются постепенно;

v с факторами, о которых мы знали или догадывались и потому могли связать со своей работой;

v с факторами, о которых мы не знали и не догадывались и потому не связывали со своей работой.

Целью данного практикума является оптимизация структуры предметно-пространственного окружения человека на рабочем месте при работе с персональным компьютером (ПК). Работа проводится в два этапа.

Первый этап связан с оценкой степени удобства конкретного рабочего места при выполнении запланированной деятельности в соответствии с современными понятиями об удобстве. Для этого по специальной схеме проводится психологический анализ деятельности человека на этом рабочем месте, который позволяет выявить основные рабочие зоны, профессионально значимые элементы рабочего места, их роль в деятельности человека.

Следующим этапом является выделение:

o макроструктуры построения трудовых движений человека, работающего за компьютером;

o системы координат, в которой осуществляется деятельность, определяющая нормативное положение человека в процессе труда;

o степени соответствия реального положения нормативному.

Оценка величины рассогласования реального и нормативного расположения профессионально значимых элементов рабочего места позволяет внести конкретные количественные изменения в его пространственную структуру.

Отработка задания

Общая характеристика производственного процесса в изучаемом подразделении.

1. Дать общую характеристику подразделения (лаборатории, класса, бригады, цеха), в котором находится данное рабочее место. Характеристика включает место и роль подразделения в работе предприятия, решаемые в подразделении задачи, продукт деятельности, количество сотрудников и основные типы решаемых ими задач, режим труда и отдыха, социально-экономические условия труда. Для ознакомления с подразделением проводится экскурсия по предприятию либо специально организуются беседы с его сотрудниками.

2. Описать основные технологические процессы в подразделении, их взаимосвязь и роль в создании целевого продукта.

3. Кратко охарактеризовать основные и вспомогательные средства труда в подразделении (машины, инструменты, организационную и технологическую оснастку, транспортные средства, их типы, разновидности).

4. Выявить соотношение ручных, машинно-ручных и машинных операций в подразделении (выполняется при оценке рабочих мест на промышленном предприятии).

5. Дать общую характеристику роли данного рабочего места (группы рабочих мест) на предприятии.

Общая характеристика производственного процесса и оборудования на конкретном рабочем месте.

1. Выделить и описать состав технологических операций на конкретном рабочем месте, описать предмет труда и стадии его преобразования в продукт труда. Эта работа осуществляется путем опроса работающих профессионалов, на основе имеющейся документации (технологических карт, должностных обязанностей и т.п.).

2. Дать общее описание рабочего места:

Ø выделить основные средства труда (машину, ее автономные части, инструмент), их основные функции в технологическом процессе;

Ø описать вспомогательные средства труда — организационную и технологическую оснастку и рабочую мебель;

Ø выделить основные рабочие зоны, указать их назначение; описать основные материалы и заготовки, из которых производят продукт труда (в случае если предметом и продуктом труда является информация, указать, в каком виде она исходно представлена, в чем суть ее преобразования);

Ø вычертить блок-схему рабочего места (при сложном технологическом оборудовании, например в условиях производства, дополнительно вычертить блок-схему основного оборудования, станка).

Контрольные вопросы

1. Какую роль при анализе предметно-пространственного окружения рабочего места играет знание производственного процесса в целом?

2. Какую роль при анализе предметно-пространственного окружения рабочего места играет знание его места в производственной иерархии?

3. Какую роль при анализе предметно-пространственного окружения рабочего места играет знание общей характеристики производственного процесса и оборудования на конкретном рабочем месте?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.