Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Время деятельности и образа мира профессионала



Время — особая характеристика изменения, движения, процесса. Издавна время считается мерой движения. Подчеркнем, что время — сложная качественная характеристика процесса, которая выполняется применением множества терминов, таких как: длительность, срок, ритм, настоящее, прошедшее, будущее, событие, момент, начало, конец, течение, ход, повторение, темп, цикл, период, эпоха, последовательность, синхронность и пр. Само понятие процесса предполагает отчетливую, устойчивую, повторяющуюся и воспроизводящуюся временную характеристику. Повторы и различения — важные понятия, которые позволяют говорить о времени в деятельности. Время — мера предсказуемости процесса, которая может быть применена именно в силу повторяемости отдельных фрагментов. Временные термины дают возможность схватить временное в деятельности, разумеется, оно не сводится только к повторяемости. Временная характеристика процесса строится сопоставлением его с другим, стандартным, процессом. Время служит универсальным средством, позволяющим сравнивать и подгонять друг к другу самые разные процессы.

В рамках деятельности субъект решает временные задачи, такие как синхронизация, временное упорядочение, выдерживание длительности, ритма, темпа, временное определение, запуск и прекращение процесса и др. Время имеет социальный характер -это сетка встреч, средство координации совместной деятельности. Время — характеристика процесса, но ее невозможно развернуть, не обращаясь к субъекту, который планирует процесс, анализирует и синтезирует, ведет контроль за его исполнением, запускает и останавливает. Сознательным усилием человек удерживает время в заданных рамках социальных, технологических норм и ограничений. Ни одна из временных задач не может быть решена помимо участия сознания, важнейшей из временных функций которого является временное определение — соотнесение выполняемой человеком деятельности с другим процессом или с хронометром. В сознании субъект синтезирует прошлое, настоящее, будущее, образуя их пары — прошлое в настоящем, будущее в настоящем, будущее в прошедшем, и тройки — прошлое настоящее в настоящем, прошлое будущее в настоящем и т. п. Временные синтезы предполагают анализ — выделение из настоящего прошлого и будущего. В сфере настоящего вступают в игру и следы бессознательного — «прошлого, которое никогда не было настоящим и не будет им» (Ж.Деррида).

Деятельность — практическое изменение, движение, преобразование в мире, производимое человеком. Деятельность — отрезок жизненного процесса. Деятельность задается рядом признаков: социальность, сознательность, предметность, целенаправленность, мотивированность, опосредованность и др. Мы будем рассматривать деятельность как процесс, выполняемый субъектом на пересечении многих других процессов, с которыми он должен быть соот-'несен по времени, синхронизован: социальный, телесный, космический, глобальный и локальный в окружающем мире, технологический и пр. Деятельность субъекта вливается прежде всего в социальный и технологический процессы, обеспечивает их осуществление, но никогда не совпадает с ними полностью.

Образ ситуации — восприятие окружающего мира, движений, изменений предметов, различных процессов — обеспечивает синхронизацию, а образ мира выводит субъекта за рамки непосредственной данности — изменений и движений наличных предметов. Без образа мира нельзя обойтись, поскольку знание, мировоззрение влияют на образ наличного, да и граница образа ситуации не определена четко. Образ мира сливается с восприятием окружения, деятельностью и субъектом, но бывают периоды, когда окружающий мир резко противостоит человеку, и тогда образ — словно меняющийся грозный лик мира, который сопротивляется субъекту, противостоит ему. Если в этом противостоянии субъект схватывает мир в изменении и движении, соотнося их с временной шкалой, то следует говорить о времени образа. Деятельность, само время требуют обращения к образу мира. Деятельность — это движение, которое выводит субъекта за его пределы. Для схватывания движения потребуется картина, выходящая за пределы наличной ситуации и содержащая границы и то, что за ними. В ней представлено ' движение и изменение, но представлено разнородно: внутри — непосредственно, за пределами — как знание.

Деятельность

Деятельность хорошо известна профессионалу. Исполнение в совершенстве освоено. Субъект мастерски владеет операциями. Субъект знает технологический процесс в целом и в деталях. Субъект знает и окружающие процессы. Разумеется, в каждом случае речь идет о разных знаниях: знание и владение собственно» деятельностью иное, чем знание технологического процесса,! который включена деятельность человека. Технологический процесс прописан в схемах, картах, графиках, обоснован научными понятиями, а собственная деятельность дана человеку интуитивно — в навыках, приемах, умениях и отрывочных случайных знаниях. Знания профессионала сосредоточены вокруг инструментов, технических средств, материала, особенностей взаимодействии материала и различных средств. Знания человека об окружающем мире бедны — они основаны на приметах, на представлениях о поверхностных связях, за исключением временных связей, которые представлены в опыте профессионала богаче, и это позволяет ему управлять сложным технологическим или социальным процессом с решением задач в аварийных ситуациях. В рамках технологического процесса субъекту точно известны особенности взаимодействия различных процессов и их временные характеристики: сроки, ритмы, скорости, критические события. Именно таи знания позволяют человеку решать временные задачи: ускорять» замедлять свою деятельность для точной синхронизации с заданными событиями, упорядочивать действия по важности — давав ход одним и откладывать другие, выжидать, начинать, завершать, готовиться и анализировать, прерывать и возобновлять. Это своего рода сверхзадачи, задачи более высокого ранга по сравнениюс операциями технологического процесса. Но временные задачи входят в ткань деятельности мастера. Если их убрать, деятельность субъекта сразу зависнет, разрушится, поскольку время — это форма организации деятельности. Через время деятельность одного человека сочетается с деятельностью многих других людей. Благодаря времени деятельность индивида может быть слита с технологическим и социальным процессами.

Время в исполнительной деятельности — это общий график, ткань технологии и ограничения на исполнение. Иным образом входит время в восприятие внешнего процесса, который сам по себе не подвергается изменению. Субъект только отслеживая, подлаживается под него. В деятельности оба типа времени сливаются воедино и не могут быть отделены один от другого. Нельзя вычесть время восприятия из деятельности водителя на дороге, | поскольку водитель схватывает и отслеживает совокупное движе-1 ние, взаимное изменение положения. Нельзя вычесть время вое-j приятия из деятельности сборщицы на конвейере. Ее восприятие! слагается из основного, которое соотносит скорость собственных движений, операций с некоей временной шкалой, и фонового, где скорость движений, изменений не имеет ключевого значении для исполнительной деятельности.

Любое размышление об исполнительной деятельности в единстве трех составляющих — подготовки, контроля за исполнением и анализа исполненного — требует понятия временного синтеза. Движение совершаемое, настоящее стягивает прошлое и будущее.

Синтезу, который определяется исходя из настоящего, противостоит след, мерцающий в настоящем. Ожидание, так же как и след, играет в настоящем, хотя оно качественно отличается от следа прошлого, которое никогда не было настоящим. Временная характеристика должна строиться с учетом бессознательных следов, которые имеют временную метку. Субъект сам делает временные определения, пытаясь уловить смысл следа и ожидания, размещая их в цепи событий и учитывая их неясность и неопределенность.

Временной синтез предполагает временную четкость составляющих — настоящее, прошлое, будущее. Временное определение делается указанием на одну из составляющих в момент восприятия, воспоминания, ожидания чего-то, какого-либо события, предмета или процесса. Когда неясно, следует ли отнести какое-то содержание к настоящему, прошлому или будущему, субъект проводит анализ, чтобы установить, что именно входит в настоящее. Сознательный синтез предполагает понимание, держание в уме сразу двойного или тройного времени вместе с пониманием необходимости отличить, что относится к настоящему, что к прошлому, и что — к будущему. Ясно, сколь важным является четкое определение настоящего. Определение настоящего — наличие, присутствие, здесь-бытие — недостаточно, поскольку в нем не звучит бессознательное.

Деятельность субъекта мы отличаем от технологического процесса, который осуществляет человек. Профессионал, субъект деятельности включен в технологический процесс, осуществляемый в соответствии с нормами, правилами и ограничениями. В психологии разрабатываются различные подходы к деятельности человека (М.Коул, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Г.А.Суворова, Г.В.Су-ходольский, В. Д. Шадриков, Э.Энгестрем). Однако теорию необходимо дополнить понятием процесса, который предполагает подробную временную характеристику, что мы и попытаемся сделать, соотнося деятельность субъекта с технологическим процессом. Деятельность субъекта отличается от технологического процесса. Временами она может сливаться с технологическим процессом, но их нельзя отождествлять. Труд человека всегда осуществляется в соответствии с определенной методикой, нормами, технологией, сформированной в культуре, в соответствии с достижениями науки и техники, но с технологией не следует отождествлять труд или деятельность человека, осуществляемую напряжением сил человека, благодаря его умениям, знаниям, навыкам. Примеры технологических процессов: рейс парохода или самолета, функционирование сборочного конвейера, химико-технологический процесс, обработка металла, например прокат стали, и др. Текущий технологический процесс предполагает действия человека, но деятельность субъекта может не удовлетворять'. бованиям технологического процесса. Новичок, пожилой рабочий, специалист после длительного отпуска должен приложить усилия к тому, чтобы приспособить свою деятельность к особенностям технологического процесса — скорости, точности, ритму и т.д. Это не может быть достигнуто только ловкими движениям, субъекту необходимо совершенное знание и восприятие технологического процесса, окружающего мира и собственной деятельности. Здесь стоит подчеркнуть необходимость отделить восприятие от исполнительных движений, поскольку восприятие берет на себя отдельную функцию временного контроля в синхронизации движений человека с технологическим процессом. Технологический процесс, осуществляемый с помощью технических средств, приборов, инструментов, зависит не только от умений и способностей человека, но и от технических средств, от особенностей их воздействия на материал, зависит от методик, приемов исполнения, а не только от качеств человека-исполнителя.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.