Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие № 4



Расчет подшипников скольжения

 

Пример расчета радиального подшипника жидкостного трения

 

Рассчитать половинный подшипник с двумя закрытыми канавками в плоскости разъема при следующих исходных данных:

Радиальная нагрузка на подшипник………………… Fr = 10 кН

Частота вращения вала…………….…………………..n = 1000 мин-1

Диаметр цапфы…………………………………………d = 50 мм

Длина цапфы…………………………………………….l = 50 мм

Сорт масла……………………………….индустриальное И-30А

Температура масла на входе……………………………. tвх = 40ºC

Температура окружающей среды………………………. t0 = 20ºC

Давление подачи масла ……………………………….. pсм = 0.4 МПа

Материал заливки вкладыша………………………….. баббит Б88

Параметры шероховатости цапфы и вкладыша… RZ1=2.5 мкм, RZ2 =4 мкм

Решение

1. Угловая скорость цапфы

ω = = =104.7 с-1.

2. Среднее давление на рабочей поверхности

p = = = 4 МПа.

3. Скорость скольжения в подшипнике

v = = = 2.618 м/с.

4. Произведение давления на скорость

pv = 4·2.618 = 10.47 МПа м/с.

5. Условный расчет подшипника

Согласно табл. 8.1 [1], для баббита Б88 имеем [p] = 20 МПа, [pv] = 15 МПа м/с. Следовательно, условия p [p] и pv [pv] выполняются.

6. Рекомендуемый относительный зазор в подшипнике

Предварительно определяем относительный зазор по формуле (8.3):

ψ = 0.8·10-3v0.25 = 0.8·10-3 2.6180.25 = 1.018·10-3.

7. Выбор посадки

Коэффициент посадки вычисляем по формуле (8.4):

mп = 103 ψ = 1.018 = 7.2.

Полученное значение округляем по ряду, представленному в разделе 8.2:

mп = 7.5. Этому значению числа mп соответствует посадка H7/f7.

Уточненный относительный зазор

ψ= 10-3 mп / = 10-3·7.5/ = 1.06·10-3.

Диаметральный зазор Δ = 103ψd = 1.06·50 = 53.03 мкм.

Радиальный зазор δ = 0.5Δ = 0.5·53.03 = 26.516 мкм.

8. Вязкость масла

Принимаем среднюю температуру масла в подшипнике tср=55ºС. Коэффициенты A и B для масла И-30А выберем по табл. 8.2: A = 1.048, B = 0.515.

Вычислим правую часть уравнения (8.1):

G = A – B lg tср = 1.048 - 0.515lg 55 = 0.152.

Тогда G1= lg (ν + 0.6) = 10G= 100.152 = 1.418.

Кинематическая вязкость масла на основании уравнения (8.1) равна

ν = 10G1- 0.6 = 101.418- 0.6 = 25.59 мм2/с.

Динамическая вязкость масла

μ = ρ ν 10-6 = 900·25.59·10-6= 0.023 Па·с,

где ρ 900 кг/м3 – плотность масла.

9. Коэффициент нагруженности подшипника

Вычислим CF по формуле (8.8):

CF = = = 1.866.

10. Минимальная толщина слоя смазки

Определим hmin по формуле (8.9)

hmin = = = 8.3 мкм,

где Cl = 0.85 при l/d = 50/50 =1 (см. пояснения к формуле 8.9).

11. Критическая толщина слоя смазки

hкр = RZ1 + RZ2 + y0 = 2.5 + 4 + 0 =6.5 мкм,

где y0 = 0 – прогиб цапфы во вкладыше.

Коэффициент запаса по толщине масляного слоя

kh = = = 1.28.

12. Режим трения, коэффициент трения

Поскольку hmin > hкр, то реализуется режим жидкостного трения. В этом случае коэффициент трения определим по формуле (8.10):

f = ψ [ + 0.5 (d/l)1.5] = 1.06·10-3[ ] = 2.315·10-3.

13. Момент трения в подшипнике

T = 0.5 f Fr d = 0.5·2.315·10-3·10·50 = 0.579 Н·м.

 

Тепловой расчет подшипника

14. Относительный эксцентриситет

ε= 1 – hmin /δ = 1 –8.3/26.516 = 0.687.

15. Размеры смазочной канавки

Расстояние от конца канавки до торца подшипника

a = 0.05d + 4 = 0.05·50 + 4 = 6.5 мм.

Ширина канавки b = 0.25 d = 0.25·50 = 12.5 мм.

16. Секундный объем масла, проходящего через подшипник,

Q = 0.5 ψ ω l d2 10-6 (q1 + q2 + q3),

где q1 – коэффициент торцового расхода в нагруженной зоне подшипника;

q1 = 0.3(0.2+ε) = 0.3(0.2 + 0.687) = 0.149;

q2 – коэффициент торцового расхода в ненагруженной зоне подшипника;

q2 = (1+ 4 ε2) CF (pсм /p)(d/l)2 = (1+ 4·0.6872)·1.866(0.4/4)·1 = 0.0705;

q3 – коэффициент расхода через торцы смазочной канавки,

q3 = ΘCF ( –2)(b/d)(pсм /p)(d/l)2 = 0.13·1.866( – 2)(12.5/50) (0.4/4)·1= 0.0345,

здесь Θ = 0.13 (табл. 8.7).

В результате расчета получили

Q = 0.5·1.06·10-3·104.7·50·502 10-6 (0.149 + 0.0705 + 0.0345) = 0.00176 л/с.

17. Температура масла на выходе

tвых = 2 tсрtвх = 2·55 – 40 =70 ºC.

18. Теплоотдача через смазочный материал, вытекающий из подшипника,

W1 = 10-3 c ρ Q ( tвыхtвх ) = 10-3·1.7·106 0.00176(70 – 40) = 89.76 вт.

Для индустриального масла принимаем c ρ = 1.7·106 Дж/(м3 ºС).

19. Теплоотдача через корпус и вал

W2 = Kt Aо(tсрt0) = 16·0.065(55 – 20) = 36.4 Вт,

где Kt =16 Вт/(м2 ·˚С) – коэффициент теплоотдачи;

Aо– суммарная наружная площадь поверхности корпуса и вала, охлаждаемая воздухом.

Площадь Aо приближенно равна

Aо=10-6 (20ld + 6d2) = 10-6 (20·50·50 + 6·502) = 0.065 м2.

20. Мощность теплоотдачи

WТ = W1 + W2= 89.76 + 36.4 = 126.16 Вт.

21. Мощность теплообразования

W0 = Tω = 0.579·104.7 = 60.62 Вт.

Поскольку мощности теплоотдачи и теплообразования не равны друг другу, то условие теплового баланса не выполняется. Для обеспечения теплового баланса следует изменить среднюю температуру масла и повторить расчет. В рассмотренном примере тепловой баланс достигается при tср = 48.267 ºC. В этом случае WТ = W0 = 72.6 Вт.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.