Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Расчет зубчатой передачи. 2.1. Выбор материалов зубчатых колес



 

2.1. Выбор материалов зубчатых колес

 

Определяем размеры характерных сечений заготовок по формулам (1.8), принимая, что при передаточном числе зубчатой передачи u > 2.5 шестерня изготавливается в виде вал-шестерни. Тогда:

Dm = 20 = 20 = 70.1 мм;

Sm = 1.2 = 1.2 = 21.02 мм.

Диаметр заготовки для колеса равен dк = uDm = 4•70.1 = 286.4 мм.

Выбираем для шестерни сталь 40ХН (табл. 1.4), термообработку – улучшение с последующей закалкой ТВЧ, твердость поверхности зуба шестерни 48…53 НRCэ1, Dm1 = 200 мм > Dm. Выбираем для колеса сталь 45, термообработку – улучшение, твердость поверхности зуба колеса 235…262 НВ,

Sm1 = 80 мм > Sm.

Средние значения твердости поверхности зуба шестерни и колеса:

НRC1 = 0.5(НRCэ1min+НRCэ1max) = 0.5(48+53) = 50.5;

НВ2 = 0.5(НВ2min+НВ2max) = 0.5(235+262) = 248.5.

 

2.2. Определение допускаемых напряжений

 

Допускаемые контактные напряжения

HPj = .

Пределы контактной выносливости (см. табл. 1.5):

sHlim1 = 17HRC1+200 = 17•50.5+200 = 1058.5 МПа;

sHlim2 = 2НВ2+70 = 2•248.5+70 = 567 МПа.

Коэффициенты безопасности: SH1 = 1.2; SH2 = 1.1 (см. табл. 1.5).

Коэффициенты долговечности

KHLj = 1.

Базовые числа циклов при действии контактных напряжений (см. табл. 1.4):

NH01 = 86.9•106; NH02 = 16.8•106.

Эквивалентные числа циклов напряжений

NHEj = hNΣj,

где h = 0.125 – коэффициент эквивалентности для легкого режима работы (см. табл. 1.6).

Суммарное число циклов нагружения

NSj = 60 n jc th,

где с = 1; th – суммарное время работы передачи, th = 365L24KгKсПВ;

ПВ=0.01ПВ%.

После подстановки значений получим:

ПВ = 0.01•25 = 0.25, th = 5•365•24•0.9•0.6•0.25 = 5913 ч;

NS1 = 60•973•5913 = 3.45•108, NS2 = 60•243.25•5913 = 0.863•108;

NHE1 = 0.125•3.45•108 = 43.1•106, NHE2 = 0.125•0.863•108 = 10.8•106.

Коэффициенты долговечности:

KHL1 = =1.124; KHL2 = = 1.076.

Допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса:

HP1 = = 991.46 МПа; HP2 = = 554.8 МПа.

Допускаемые контактные напряжения для передачи:

sHP = 0.45(sHP1+ sHP2) 1.15sHP2;

sHP = 0.45(991.46 + 554.8) = 695.81 МПа;

s =1.15sHP2=1.15•554.8 = 638.02 МПа.

Учитывая, что sНР > s , окончательно принимаем sHP = s = 638.02 МПа.

 

Допускаемые напряжения изгиба

Вычисляются по формуле = .

Для определения величин, входящих в эту формулу, используем данные табл. 1.7. Пределы изгибной выносливости зубьев:

sFlim1 = 600 МПа; sFlim2 = 1.75НВ2 = 1.75•248.5 = 434.88 МПа.

Коэффициенты безопасности при изгибе: SF1 = 1.7; SF2 = 1.7.

Коэффициенты, учитывающие влияние двухстороннего приложения нагрузки для нереверсивного привода: KFС1 = 1; KFС2 = 1.

Коэффициенты долговечности

KFLj = 1,

где qj – показатель степени кривой усталости, q1 = 9, q2 = 6 (см. табл. 1.6);

NF0 = 4•106 – базовое число циклов при изгибе.

Эквивалентное число циклов напряжений при изгибе NFE j = FjNΣj, коэффициенты эквивалентности для легкого режима работы F1 = 0.016, F2 = 0.038 (см. табл. 1.6):

NFE1 = 0.016•3.45•108=5.52•106;

NFE2 = 0.038•0.863•108 = 3.278•106.

Поскольку NFE1 > NF0, примем KFL1 = 1. Вычислим KFL2 = = 1.034.

Определим допускаемые напряжения изгиба для шестерни и колеса:

= = 352.9 МПа; = = 264.51 МПа.

 

2.3. Проектный расчет передачи

 

Внешний делительный диаметр колеса

de2 = 1650 = 1650 = 280.6 мм,

где T1 = 172.05 Н•м – крутящий момент на шестерне; KН – коэффициент контактной нагрузки, принимаем на этом этапе расчета KН = 1.2;

– коэффициент, учитывающий снижение несущей способности зуба конической передачи по сравнению с зубом цилиндрической передачи.

Формулу для расчета выбираем из табл. 2.4 [1] при HB1 > 350 и HB2 < 350:

= 1.13 + 0.13u = 1.13 + 0.13•4 = 1.65.

Полученную величину de2 округлим до ближайшего стандартного значения de2=280 мм (см. табл. 2.1).

 

Модуль, числа зубьев колес и фактическое передаточное число

Расчетное значение модуля

mte = = = 4.47 мм,

где определим по формуле из табл.14.1 [1] при HB1 > 350 и HB2 < 350:

= 0.85 + 0.04u = 0.85 + 0.04•4 = 1.01.

Округлим модуль до ближайшего стандартного значения из первого ряда табл. 1.1: mte = 4.0 мм.

Число зубьев колеса Z2 = = = 70.

Число зубьев шестерни Z1 = = = 17.5, округлим до ближайшего целого числа Z1 = 18.

Фактическое передаточное число uф = = = 3.889.

Отличие фактического передаточного числа от номинального

u = 100 = 100 = 2.78% < 3%.

 

Геометрические параметры передачи

Внешние делительные диаметры колеса и шестерни:

de2 = mte Z2 = 4•70 = 280 мм; de1 = mteZ1 = 4•18 = 72 мм.

Углы делительных конусов:

= arctg uф = arctg 3.889 = 34’45”;

= 90 - = 90 - 34’45” = 25’15”.

Внешнее конусное расстояние

Re = = = 144.554 мм.

Ширина зубчатого венца

b = 0.285Re = 0.285•144.554 = 41.2 мм.

Округляем b до ближайшего числа из ряда нормальных линейных размеров; b = 42 мм.

 

Коэффициенты смещения

x1 = 2 = 2 = 0.328,

x2 = - x1 = - 0.328,

где = – угол наклона средней линии зуба.

 

Средняя окружная скорость в зацеплении

V = ,

где dm1 = de1(1- 0.5 ) – средний делительный диаметр шестерни, = . Тогда: = = 0.29; dm1 = 72(1- 0.5•0.29) = 61.54 мм;

V = = 3.135 м/с.

Назначаем степень точности nст = 8, учитывая, что V < 5 м/с.

 

2.4. Проверочный расчет передачи

 

Проверка контактной прочности зубьев

Для проверочного расчета зубьев на контактную прочность используем формулу

= 67000 ,

где = 1.13 + 0.13uф = 1.13 + 0.13•3.889 = 1.636;

KН – коэффициент контактной нагрузки, KН = KHβ KНV.

Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса KHβ = 1 при НВ2 < 350. Динамический коэффициент KНV = 1.063 определим по табл. 2.3. Тогда:

KН = 1•1.063 = 1.063; = 67000 = 588.0 МПа < .

Поскольку < HP, выполним расчет недогрузки по контактным напряжениям

= 100 = 100 = 7.84% < 15%.

 

Проверка изгибной прочности зубьев

Напряжения изгиба в зубьях колес определим по формулам:

; ,

где = 0.85 + 0.04 uф = 0.85 + 0.04•3.889 = 1.006;

YF2 - коэффициент формы зуба колеса;

KF – коэффициент нагрузки при изгибе,

KF = KFβ KFV.

Здесь KFβ – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса; KFV – динамический коэффициент.

Для определения этих коэффициентов используем следующие выражения:

KFβ = 0.18 + 0.82KHβ = 0.18 + 0.82•1 = 1;

KFV = 1+ 1.5(KHV - 1) = 1 + 1.5(1.063 - 1) = 1.094.

В результате получим KF = 1•1.094 = 1.094.

Эквивалентные числа зубьев:

ZV1= = = 33.81;

ZV2 = = = 511.37.

Коэффициенты формы зуба:

YF1 = 3.47+ + 0.092 =3.47+ + 0.092•0.3282 = 3.6;

YF2=3.47+ + 0.092 =3.47+ + 0.092•0.3282 = 3.52.

Напряжения изгиба:

= 148.26 МПа < ;

= 151.5 МПа < .

 

2.5. Силы в зубчатой передаче

 

Окружные силы Ft1 = Ft2 = = = 5591.5 Н.

Принимая, что направление вращения шестерни совпадает с направлением винтовой линии ее зубьев, определим радиальную и осевую силы на шестерне:

Fr1 = Ft1(0.444 cos - 0.7 sin ) =

= 5591.5(0.444 cos 25’15” - 0.7 sin 25’15”) = 1429.6 Н;

Fa1 = Ft1(0.444 sin + 0.7 cos ) =

= 5591.5(0.444 sin 25’15”+ 0.7 cos 25’15”) = 4409.0 Н.

Радиальная и осевая силы на колесе

Fr2 = Fa1 = 4409.0 Н; Fa2 = Fr1 = 1429.6 Н.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.