Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. Учебно-исследовательские задания



Практическое занятие 1

Методика воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

 

При изучении данной темы студенты должны усвоить понятие звуковой культуры речи, которое включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию; раскрыть задачи воспитания звуковой культуры.

Необходимо усвоить, что в звуковой культуре выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому работа с детьми должна проводиться в двух направлениях: в направлении развития речедвигательного аппарата и в направлении развития восприятия речи.

Студенты должны знать особенности овладения дошкольниками звуковым строением русского и белорусского языка, которые описаны достаточно полно в работах А.Н.Гвоздева, Н.Х.Швачкина, Д.Б.Эльконина, М.Е.Хватцева, Е.И.Радиной, Н.И.Жинкина, Н.С.Старжинской и др.

Изучив рекомендуемую литературу, студенты должны обратить внимание на такие особенности усвоения звуков в начальном периоде, как неустойчивость артикуляции, диффузность произношения звуков, постепенность появления новых фонетических элементов группами, наличие промежуточных переходных звуков, зависимость становления согласных от артикуляционных особенностей звуков; понять причины неправильного произношения звуков.

Особого внимания требует осознание того, что дошкольный возраст наиболее сензитивный для формирования звуковой стороны речи. В связи с этим следует рассмотреть анатомо-физиологические и психологические предпосылки становления звукопроизношения к 5 годам.

В методике работы следует рассмотреть этапы формирования звукопроизношению: подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация смешиваемых звуков. В обучении звукопроизношению наиболее важными являются вопросы структуры занятий в возрастных группах и приемов обучения

Изучая данную тему, студенты должны помнить, что важным качеством детской речи является выразительность. В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности. Целесообразно охарактеризовать особенности интонационно-звуковой выразительности речи детей, зависимость ее от общеречевых навыков.

В решении проблемы усвоения фонетической стороны речи существенное значение имеют ранняя диагностика, установление причин несовершенного произношения детей и факторов, влияющих на формирование правильной речи.

Студентам рекомендуется на основе анализа литературы изучить разные методики обследования звуковой стороны речи детей, дать их сравнительный анализ.

I. Вопросы для обсуждения

1.Занятие как форма работы по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста: структура и содержание занятий.

2.Методика проведения занятий в разных возрастных группах.

3.Обсуждение разработанных студентами конспектов занятий по обучению слово- и звукопроизношению на занятиях.

II. Учебно-исследовательские задания

1. Составить схему-памятку «Структура занятия по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в разных возрастных группах».

2. Разработать конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи (группа по выбору».

3. Составить диагностическую программу по выявлению особенностей звукопроизношения детей в разных возрастных группах.

4. Подготовиться к выполнению тестовых заданий по теме.

III. Рекомендуемая литература

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников./ М.М. Алексеева, В. И. Яшина . – М., 2000.

2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей.- М., 1981.

3. Любина, Г.А. Детская речь: Пособие для педагогов дошк. учреждений/ Г.А.Любина.- Минск: Науч.-метод. центр учеб. кн. и средств обучения, 2002.

4. Стародубова, Н.В. Методика развития речи детей дошкольного возраста./ Н.В. Стародубова.— М., 2007.

5. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. ─ Минск: НИО; Аверсэв, 2007.─ 320 с.

6. 24. Работаем по программе «Пралеска»:пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А.Панько [и др.]. ─ Минск: НИО; Аверсэв, 2007.─ 304 с.

7. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения./ М. Ф. Фомичева. — М., 1983.

8. Статьи в журналах «Пралеска», «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду» и др.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.