Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

г. Кемерово, ул. Ермака, 7.



 

Состав и структура эргономики.

Признаками эргономического качества СЧТС являются ее высокая эффективность, полная безопасность взаимодействия человека-оператора с техническими устройствами, удовлетворенность человека содержанием, характером, результатами своего труда.

Эргономическую оценку СЧТС можно осуществить дифференциальным методом, при котором используются отдельные эргономические показатели, или комплексным методом, при котором определяют один обобщенный эргономический показатель. Оценку составляет комплексный эргономический показатель 1 уровня, характеризующий определенную группу эргономических свойств оборудования, однородных по функциональному назначению:

· Обеспеченность эффективности приема и переработки информации;

· Обеспеченность эффективности действий при работе на оборудовании;

· Уровни факторов, генерируемых оборудованием в рабочую зону.

Его дополняет комплексный эргономический показатель II уровня, характеризующий группу эргономических свойств оборудования, однородных по соответствию тем или иным свойствам человека в процессе трудовой деятельности, и образованный следующими групповыми показателями: антропометрическим, гигиеническим, физиологическим, психофизиологическим и психофизическим.

Перечисленная группа показателей формирует состав эргономики.

Первый групповой показатель, антропометрический, регламентирует соответствие машины размерам и форме тела работающего человека, подвижности частей тела и другим параметрам. Его единичные показатели обеспечивают рациональную и удобную позу, правильную осанку, оптимальную хватку рукояток, максимальные и оптимальные рабочие зоны рук и ног и т.д. Как отмечалось в подразделе 1.2, сведения, приводимые в антропометрических справочниках, могут служить лишь для первых, грубых прикидок габаритов проектируемого оборудования. Во всех случаях конструирования СЧТС необходимо прибегать к помощи специалиста, который знаком с измерениями частей тела, соматическими типами тела и художественным проектированием. Для целей проектирования оборудования в СССР недопустимо применение антропометрических данных других стран. Например, длина руки, вытянутой вперед, у мужчин в СССР равна 688-800 мм; для США эти данные иные, 710-840 мм соответственно. Весьма существенны различия по показателю высоты глаз над полом: 1465-1655 мм по советским данным и 1550-1750 мм по данным США и т.д. Поэтому применение данных США может привести к размещению средств отображения информации и органов управления за пределами досягаемости для оператора и, следовательно, к провоцированию аварийной ситуации.

Второй эргономический групповой показатель характеризует гигиенические условия жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с СЧТС. Он предполагает создание на рабочем месте нормальных метеорологических условий микроклимата и ограничение воздействия вредных факторов внешней среды. Групповой показатель составляют единичные показатели освещенности, вентилируемости, температуры, влажности, давления, запыленности, радиации, шума, вибрации, гравитационной перегрузки и ускорений, силы электромагнитных излучений. Превышение допустимых пределов по этим показателям может угрожать жизни и здоровью человека-оператора, вызвать «трудные» психические состояния, снижающие его работоспособность. Известно, например, что оптимальная для работы человека температура окружающей среды равна 180 С; при повышении температуры до 250 С начинается физическое утомление, и появляются признаки ухудшения психического состояния (раздражительность, напряженность и т.д.); при 300 С ухудшается умственная деятельность, замедляются реакции, возникают ошибки; температуру около 500 С оператор может переносить в течение одного часа.

В эргономике упорядочены основные термины, характеризующие внешнюю среду рабочего места человека-оператора. Под факторами внешней среды на рабочем месте понимаются физические, химические, биологические, информационные, социально-психологические и эстетические свойства СЧТС, воздействующие на человека-оператора. Эргономисты выделяют комфортную, относительно дискомфортную, экстремальную и сверхэкстремальную внешние рабочие среды на рабочем месте оператора.

Комфортная среда обеспечивает оптимальную динамику работоспособности оператора, хорошее самочувствие и сохранение его здоровья.

Относительно дискомфортная среда, воздействуя в течение определенного интервала времени, обеспечивает заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывает у человека-оператора неприятные субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы.

Экстремальная рабочая среда обуславливает снижение работоспособности человека и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим нарушениям.

Сверхэкстремальная рабочая среда приводит к возникновению в организме человека патологических изменений и (или) к невозможности выполнения работы.

Третий и четвертый групповые показатели, физиологический и психофизиологический, характеризуют те эргономические требования, которые определяют соответствие СЧТС силовым, скоростным, энергетическим, зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным возможностям и особенностям человека. На основании многочисленных экспериментальных данных сформулированы, например, эргономические требования ГОСТа 21829-76 "Кодирование зрительной информации», по которым минимальная допустимая яркость цветных знаков должна быть 10 кд/м2 , рекомендуемая - 170 кд/м2 , оптимальная угловая величина цветового знака - 35-40 ' и т.д. Эргономические требования ГОСТа 21752-76 «Маховики управления и штурвалы» следуют из экспериментально установленных максимальных усилий руки при различных углах сгиба в локте. Например, вытянутой правой рукой оператор может тянуть на себя рукоять с силой до 22 кг, толкать от себя - до 20 кг, выжимать вверх - до 5,5 кг, тянуть вниз - до 7 кг и т.д. В процессе проектирования необходимо отчетливо представлять возрастные, половые, психологические и другие особенности операторов конкретной СЧТС. Так, с возрастом резко падает чувствительность к свету; потребность в освещении у человека 30-летнего возраста в два раза, у 40-летнего в три, а у 50-летнего в шесть раз больше, чем у 10-летнего. Отсюда следует, что если 30-летниму оператору достаточно освещенности в 1000 лк для максимально точного восприятия деталей, то для создания аналогичных условий 50-летниму необходимо около 2000 лк.

Пятый групповой показатель, психологический, отражает соответствие машины возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики, закрепленным и вновь формируемым навыкам работающего человека, степени и характеру группового взаимодействия, опосредования межличностных отношений содержанием совместной деятельности по управлению СЧТС. Эти особенности выступают в качестве единичных показателей. Психические процессы в зависимости от характера работы в СЧТС могут изменять свои параметры, присущие этим же людям в обычных условиях. Например, восприятие текста бортовой документации на борту пилотируемого космического аппарата, в которое включены процессы восприятия, мышления, представления, зависит не только от светотехнических условий рабочего места космонавта, но и от многих других специфических факторов, воздействующих на организм космонавта в полете. К таким факторам можно отнести строгий лимит времени, утомление, недостаточность афферентации, гиподинамию.

Существуют эргономические рекомендации по организации поведения персонала СЧТС, «команды». Например, при разработке СЧТС необходимо создавать иерархическую структуру с определенной степенью централизации. Надо развивать параллельные подсистемы, избегая последовательных структур. Насколько позволяет задание, при разработке СЧТС не следует создавать условий, допускающих возможность взаимодействия членов команды, в особенности таких, которые требуют вербальной коммуникации. В целях обеспечения коммуникаций нужно отдавать предпочтение визуальным средствам отображения информации перед вербальными каналами и т.д.

ЭРГОДИЗАЙН = ЭРГОНОМИКА + ДИЗАЙН ИЛИ НОВАЯ ДИСЦИПЛИНА ?

Обобщения требований к предметной среде и ее оптимизации со временем привели человечество к выработке неких обобщенных критериев и требований, ставших основой науки о труде - эргономики (“эргос” - труд, “номос” - закон), известной также в англо-язычных странах как “человеческий фактор” (human factors). За 50 лет существования эргономики как дисциплины менялись ее приоритеты, появлялись новые специфические направления, основные усилия специалистов всегда концентрировались на наиболее актуальных задачах развития науки и проблемах проектирования новых изделий и технологий.

Основной задачей эргономики являлось и является обеспечение эффективного и безопасного взаимодействия человека со средствами труда и производственной средой за счет учета специфических возможностей как человека, так и технических средств [1]. В реальной действительности эргономистам приходится решать, как правило, задачи профессионального отбора и/или адаптации человека к условиям функционирования технических средств. Однако оптимальным способом обеспечения взаимодействия “человек-техника-среда” (ЧТС) является полный учет человеческого фактора на всех этапах создания, эксплуатации и утилизации продукции.

Целью данной статьи является анализ тенденций в развитии эргономики и ее взаимодействии с дизайном.

Эволюция приоритетов

В последние годы в Украине принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на создание национальной системы дизайн-эргономического обеспечения промышленного производства [2-4]. Их существенным недостатком является базирование на парадигме 50-х годов, когда эргономика была директивно подчинена дизайну и должна была развиваться как его вспомогательная часть, образуя вместе с технической эстетикой научный фундамент художественного проектирования (дизайна). На определенном историческом этапе развития эргономической дисциплины это было необходимо и оправдано. Юридически оформившись в 1949 г., эргономика претерпела существенные изменения за эти десятилетия. Так, если 20 лет назад основные работы велись в областях (в порядке убывания приоритетности) антропометрии, физиологии труда, проектирования труда, биомеханики, психологии, то в последнее десятилетие приоритеты эргономики существенно сместились в область безопасности, проектирования труда, биомеханики, напряженности труда, интерфейса "человек-компьютер". Биомеханика и физиология труда не доминируют, как в прошлом, но возник их новый аспект, связанный с расстройствами опорно-двигательного аппарата, обусловленный ростом части людей, работающих на компьютеризированных местах.

Brian Shakel характеризует развитие эргономики по десятилетиям как [5]:

1950-е - военная эргономика,

1960-е - промышленная эргономика,

1970-е - эргономика товаров широкого потребления,

1980-е - интерфейс "человек-компьютер" и эргономика программного обеспечения,

1990-е - когнитивная и организационная эргономика.

Хотя эргономистам часто приходится работать в специфических экономических секторах или прикладных областях, как например транспорт или управление конкретными технологическими процессами, эти прикладные области не являются строго ограниченными и постоянными. Существуют общие межотраслевые подобласти специализации внутри эргономической дисциплины, связанные с наиболее общими свойствами человека. Эти подобласти специализации относятся в большей степени к особенностям человеческого звена, чем к свойствам социо-технической системы в целом.

Эргодизайн как особая подобласть эргономики

Традиционно дизайн опирается на субъективное, иррациональное, а эргономика - на измеримое, рациональное. В то же время, эффективное проектирование изделий и процессов возможно в том лишь случае, если в максимальной мере учитывает возможности человека по их эксплуатации, то есть если создаваемый объект имеет внешний вид, основанный на эксплуатационных характеристиках, а те, в свою очередь, отвечают эргономическим требованиям.

Впервые термин “эргодизайн” (ergonomic design) появился в процессе революционного изменения организации проектирования в конце 70-х гг. в компании “Ксерокс”, когда только создание единой “команды” из 25 дизайнеров и 25 эргономистов позволило создать действительно конкурентоспособное изделие и вновь вернуться компании на вершину экономического успеха после нескольких лет катастрофических неудач на рынке. В тот же исторический период (1979 г.) произошла серьезная авария на атомной электростанции в США (Three Mile Island), анализ причин которой впервые высветил проблему учета требований эргономики при проектировании сложных технологических объектов.

С начала 80-х гг. количество научных публикаций по проблеме эргономического дизайна постоянно росло и достигло максимума в 1993 г., когда состоялась международная эргономическая конференция “Design for Everyone”. С тех пор количество публикаций на эту тему снизившись, остается примерно постоянным. Но с середины 90-х гг. в развивающихся странах наблюдается рост числа научных и проектных учреждений (институтов) дизайна, в которых эргономические подразделения играют ведущую роль.

В этом отношении опыт стран бывшего СССР имеет большое значение. Вся эргономика с 50-х гг. была подчинена дизайну, то есть была изначально ориентирована на использование теоретических и практических разработок в дизайнерской деятельности. К сожалению, этот правильный симбиоз научных возможностей эргономики и практического опыта дизайна не получил дальнейшего развития и, более того, после распада Советского Союза привел к застою в эргономике, поскольку наука не может не развиваться, а в рамках дизайна 70-80-х ее развитие исчерпало себя. Новое десятилетие изменило характер и рынок продукции, где главным товаром стали информационные технологии, к проектированию которых дизайн подошел лишь в конце 90-х годов.

Особенно необходимо это учитывать в связи с тенденцией к дальнейшему сокращению доли населения, занятого в сфере нематериального производства, что характерно для всех промышленно развитых стран (уже сегодня в странах ЕЭС, США и Японии эта доля не превышает 25-30%). Учитывая исторически сложившуюся ориентацию производительных сил Украины на обслуживание военно-промышленного комплекса и сельскохозяйственного производства в интересах всего бывшего СССР, эти задачи могут быть решены лишь на основе всестороннего учета проблем жизнеобеспечения человека с привлечением специалистов-эргономистов.

С другой стороны, эргономика накопила достаточно знаний и методов, чтобы выделить данную проблему в особую подобласть - эргодизайн. Сегодня эргодизайн понимается как “комплексная научно-практическая деятельность по формированию среды жизнедеятельности человека и ее элементов, реализующая требования и рекомендации эргономики и дизайна” [1]. По-видимому, его можно рассматривать не только и не столько как оптимизирующую проектную деятельность (дизайн с учетом эргономики), сколько как научную.

Эргодизайн как легализация человеческого опыта

Основанием для гипотезы о самостоятельном научном содержании эргодизайна могут служить, с одной стороны, базирование на достижениях психофизиологии, например, цвета (эргономика цветового восприятия и достижения технической эстетики в области проектирования цветовой среды) и запаха (ароматоэргономика и фитодизайн). С другой стороны, современные (пока еще не признанные массово) достижения физики вакуума и, в частности, разработки вопросов торсионных полей, связанных с формой объектов. Пока такая связь выглядит гипотетически, но, в то же время, имеется тысячелетний опыт китайской науки-искусства фэн-шуй, построенной на учете формообразования среды жизнедеятельности человека и феноменологически описывающей влияние предметной среды на безопасность и эффективность труда человека, что является предметом эргономики.

Накопленные наукой и практикой факты позволяют предположить, что предметом эргодизайна как научного направления может стать динамическая топология и геометрия предметной среды жизнедеятельности человека. Практическим результатом, в таком случае, будет не просто объединение дизайна и эргономики, а разработка новых принципов и методов проектирования с учетом реального внутреннего и внешнего мира человека. Первые шаги в этом направлении сделаны и специалистами Всеукраинской эргономической ассоциации [1,6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ДСТУ 3899-99. Дизайн та ергономіка. Терміни та визначення. - Київ: Держстандарт України. - 1999. - 33 с.

2. Постанова КМУ від 30 липня 1996 р. № 876 “Про Раду з дизайну”.

3. Постанова КМУ від 2 листопада 1996 р. № 1345 “Про Національну програму поліпшення стану безпеки, гігієни праці та виробничого середовища на 1996-2000 роки”.

4. Постанова КМУ від 20 січня 1997 р. № 37 “Про першочергові заходи щодо розвитку національної системи дизайну та ергономіки і впровадження їх досягнень у промисловому комплексі, об’єктах житлової, виробничоъ і соціально-культурної сфер”.

5. Hendrick, H. The IEA and International Ergonomics: Past, Present and Future. In: Proceedings of the IEA/Russian Conference--Ergonomics in Russia, the Other Independent States and Around the World--Past, Present and Future. St. Petersburg, Russia: Russian Ergonomics Society, 1993, 5-11.

6. Эргономика в Украине (человек-техника-среда) // Киевский военный институт управления и связи, Всеукраинская эргономическая ассоциация. Киев, 2000. 92 c.

Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства.

Возникновение эргономики обусловлено бурными темпами научно - технического прогресса и возрастанием роли человеческого фактора в общественном производстве.

Внедрение мощных современных машин, автоматизация и механизация труда, роботизация и компьютеризация остро ставят вопросы о взаимоотношениях человека и техники. Это тем более важно, что в последнее время “цена” человеческих ошибок неизмеримо возросла. Об этом свидетельствуют постоянно происходящие техногенные аварии на атомных электростанциях, крупнейших заводах химических концернов, крушения поездов и падения самолетов. К сожалению, этот печальный перечень продолжается.

Анализ перечисленных событий показывает, что во многих случаях имелись явные ошибки людей. Недисциплинированность приводит к катастрофам, а катастрофы происходят из-за отсутствия дисциплины. Остается только найти виновных, хорошенько их наказать, преподать тем самым наглядный урок остальным. Но события продолжаются. Это связано с тем, что остаются плохо исследованными системы, в которых эти нарушения возможны, и причины, приводящие к возникновению ошибок при взаимодействии человека и техники.

Данное учебно-методическое пособие призвано оказать помощь студентам в изучении дисциплины, ознакомить с основной терминологией и понятиями эргономики, показать социальную и экономическую значимость эргономических разработок в различных сферах производства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.