Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы получения исходной информации



Существует два подхода к изучению психологических и физиологических характеристик трудовой деятельности: "косвенный", основанный на регистрации изменений в организме человека, возникающих вследствие выполнения им работы, и "прямой", основанный на выявлении психических и физиологических процессов, составляющих содержание деятельности. Полная картина структуры деятельности может быть получена только путем сочетания "прямого" и "косвенного" способов получения информации о трудовом процессе. К ним относятся:

  • извлечение информации из документов (инструкции по эксплуатации техники, нормативов оценки уровня квалификации специалистов и т. п.;
  • инженерно - психологическое обследование (оборудования, устройства рабочего места, кода информации, взаимосвязей между специалистами и т. п.);
  • наблюдение за ходом трудового процесса и поведением специалиста;
  • беседа со специалистами;
  • самоотчет в процессе деятельности;
  • анкетирование и экспертная оценка;
  • объективная регистрация и измерение составляющих трудового процесса (киносъемка направления взора и показаний приборов, запись движений органами управления и измерением силы воздействия, магнитофонная регистрация команд и т. п.);
  • анализ ошибок, допускаемых в работе;
  • объективная регистрация и измерение показателей факторов среды;
  • эксперимент.

С точки зрения психофизиологического анализа деятельности извлечение информации из документов можно разделить на три группы:

· характеризующие содержание и организацию трудовой деятельности, устройство системы управления, особенности среды;

· отражающие итоги деятельности;

· характеризующие личностные особенности специалистов.

Группа 1 включает описания объектов техники, содержащиеся в эскизных, технических проектах и других подобных документах, наставления, руководство и инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию и т. п.

Изучение этих документов дает возможность, прежде всего, ознакомиться со структурой и техническими особенностями ЭС, с существом профессиональной деятельности, устройством рабочего места, организацией взаимодействия между специалистами и специалистом и техническим устройством.

Затем выделяются наиболее важные и сложные операции (связанные с дефицитом времени, аварийными ситуациями и т. п.) разных подуровней и ориентировочно оценивается психофизиологическая сущность выполнения их специалистами. Уже на основании инструкций можно составить отдельные операционные схемы деятельности.

Из этих документов можно также получать информацию о режимах труда и отдыха и динамике показателей факторов среды. Нормативные документы дают возможность приблизительно оценить степень специфической напряженности при выполнении определенных работ (по требуемой скорости работы, точности выполнения операций и т. п.).

Группа 2 включает журналы и ведомости учета выпущенной продукции, отработки технологических задач, производственно - экономические отчетные документы, медицинские книжки и т. п.

Этот материал является одним из источников получения данных для анализа производительности труда, брака и ошибок в работе специалистов, заболеваемости и травматизма. Кроме того, он может дать информацию для оценки личностных качеств и уровня профессионального мастерства конкретных лиц.

Группа 3 включает служебные и медицинские характеристики представления для назначения на должность, летные, водолазные книжки и т. п.

Инженерно - психологическое обследование ЭС. Непосредственное ознакомление с техникой и рабочим местом является дальнейшим шагом в изучении сущности трудовой деятельности и необходимой предпосылкой перехода к приемам наблюдения за протеканием рабочего процесса.

Оборудование изучается выяснением назначения различных технических устройств, с которыми взаимодействует человек - оператор, составлением схем потоков информации, последовательностью обращения специалиста к приборам и органам управления при решении типовых и наиболее сложных производственных задач. При этом необходимо постоянно сопоставлять получаемые результаты с инженерно - психологическими требованиями (в частности, с принципами построения информационных моделей).

В результате наблюдения за ходом трудового процесса проанализируем ответы на следующие вопросы, касающиеся производственных задач.

I. Характеристика каналов движения информации:

  • число информационных каналов;
  • динамика движения информации во времени (однонаправленная, с переключением, совмещенная).

II. Характеристика сигналов (сообщений), поступающих к специалисту:

  • общие данные о сообщениях: содержание основных сообщений, поступающих к специалисту при выполнении различных задач; путь и характер поступающих сообщений (от кого поступают и каким образом: непосредственно голосом, через переговорную трубку, по трансляции, посредством световой сигнализации, нужно ли их запоминать, передавать дальше и т. п.);
  • характеристика информации по видам анализаторов человека (слуховое восприятие, зрительное и т. д.): краткое описание каналов поступления информации (откуда подается, есть ли передаточные звенья); характеристика информации (физическая сила, частота поступления по данному каналу, длительность отдельных информаций, длительность пауз между ними, наличие интерференции информации (одновременного поступления); характеристика различных каналов поступления информации: относительная "загрузка" каналов, возможность "и частота" одновременного поступление информации по двум и более каналам; помехи передачи информации по данному каналу (шумы - их интенсивность и характер, ошибки в передаточном звене);
  • характеристика взаимодействия комплекса анализаторов (частота переключения с одного анализа на другой; одновременная, однонаправленная и разнонаправленная работы анализаторов).

III. Данные о функции опорно - двигательного аппарата:

  • поза при работе и во время "активного покоя";
  • характер и частота изменения позы при различных манипуляциях, наиболее типичная поза при определенном виде деятельности;
  • характер рабочих движений рук (направление движения, амплитуда, темп, прилагаемые усилия);
  • положение головы, характер ее движения;
  • данные о скорости и степени мышечного утомления и нарушениях координации движений;
  • энергетическая загрузка в период рабочей деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.