Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы, системный подход в эргономике



Система- совокупность элементов, обладающих интерактивными свойствами.

Системный подход – это методологическое направление в науке. Применение системного подхода в эргономике и инженерной психологии обусловлено тем, что человек-оператор, будучи сам сложной специфической системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со сложными взаимосвязями между ними. В эргономике и инженерной психологии в качестве элементов системы рассматриваются: человек, техника и среда. Каждый из указанных элементов может изменяться во времени. В результате происходит изменение их взаимодействия. В эргономике чаще всего речь идет о системе “человек-машина-среда” (СЧМС). Иногда применяют и другие обозначения: система “оператор-машина-среда”, система “человек-машина”, система “человек-техника”, эргатические системы, эрготехнические, социотехнические и т. д. Несмотря на разнообразие названий, общим для этих систем является то, что они представляют собой физические, целенаправленные, замкнутые системы, включающие в себя человека как главное, решающее (управляющее) звено. В зависимости от количества операторов и машин выделяют два основных вида систем: “один человек-оператор – одна машина-среда” и “группа людей- операторов – группа машин - среда”. Первые СЧМ называют единичными, а вторые - массовыми.

Человека, работающего с помощью машины, называют оператором.

Оператор- любой человек, управляющий машиной, связанный с оперативным управлением процессами, причем, главным образом, в механизированных и автоматизированных системах управления.

Рабочие автоматизированных систем управления, или операторы, подразделяются на пять видов, в соответствии с которыми определяют, пять классов операторской деятельности.

Оператор - технолог. Он непосредственно включен в технологический процесс, работает в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь при этом инструкциями, содержащими, как правило, полный набор ситуаций и решений. Основными в его деятельности являются функции формального перекодирования и передачи информации.

Оператор - манипулятор. К числу функций такого оператора относится управление манипуляторами, роботами, машинами - усилителями мышечной энергии.

Оператор - наблюдатель, контролер. К ним относятся операторы слежения радиолокационных станций, диспетчеры энергетических, транспортных систем и т. п. Это классический тип оператора, наиболее исследованный и описанный в литературе. Для него характерен большой объем информационных потоков. Он может работать как в режиме немедленного, так и в режиме отсроченного обслуживания.

Оператор - исследователь. Для него характерно использование аппарата понятийного мышления и опыта, заложенных в образно - концептуальных моделях. К числу таких операторов относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики объектов или изображений и т. д.

Оператор - руководитель. Он управляет не техническими компонентами системы или машины, а другими людьми. Это управление может осуществляться как непосредственно, так и опосредствованно - с помощью технических средств и каналов связи. Большое значение в его деятельности имеет учет не только возможностей и ограничений машинных компонентов системы, но и особенностей подчиненных. Основной режим деятельности оператора - руководителя – оперативное мышление.

В случае выполнения ручного труда оператором становится человек, выполняющий трудовые действия на любом рабочем месте.

С этих позиций операторами являются дежурный по станции, поездной диспетчер, маневровый диспетчер, дежурный по отделению, машинист локомотива, начальник станции и другие оперативные работники железнодорожного транспорта.

Эффективность, надежность, точность, быстродействие – обобщенные показатели деятельности оператора в СЧМС.

Ошибка операторалюбое действие (или бездействие) человека, мешающее успешной работе СЧМС. Ошибки вызываются не только из-за безответственности, рассеянности или низкой квалификации работника, но и из-за того, что безошибочные действия в определенных ситуациях оказываются за пределами физических и психических возможностей человека. Все ошибки оператора разделяются на закономерные и случайные.

Случайные ошибки характеризуются тем, что при каждом опыте невозможно однозначно указать, будет ошибка или нет, можно только определить вероятность возникновения этих ошибок.

Все случайные ошибки делятся на прогнозируемые и непрогнозируемые. При изменении условий работы (информационная перегрузка, недостаток времени, повышенный уровень шумов) число ошибок возрастает. Хотя эти ошибки являются случайными, т. е. при каждом испытании заранее нельзя указать исход этого испытания, однако можно указать общее число ошибок, вызванных действием данного фактора. Поэтому такие ошибки относятся к числу прогнозируемых.

Ошибки по степени влияния на конечный результат могут быть: своевременно исправленными оператором, и никакого влияния на результат они не окажут, также ошибки бывают исправленные самим оператором, но несвоевременно и неустранимые или существенные ошибки.

Кроме рассмотренных ошибок, задача может быть не выполнена и при правильных действиях, на выполнение которых тратится время, превышающее некоторый лимит. Совместно с задержками ошибки подобного рода называются оперативными отказами.

Машина - любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии или информации. В эргономике в качестве машин рассматриваются:

1) производственная техника (машины, механизмы, инструменты, аппаратура управления машинами и технологическими процессами, средствами транспорта, коммуникации, связи и т. п.);

2) непроизводственная техника (средства коммунальной и бытовой техники, техника передвижения, техника образования и культуры и др.);

3) военная техника (танки, ракетные установки, летательные аппараты, надводные и подводные суда и т. п.).

В литературе по эргономике наряду с термином “машина” используются также термины: “техника” и “автомат”. На железнодорожном транспорте оператор имеет дело со следующими машинами: локомотивы, дрезины, краны, устройства горочной автоматики, радиостанции, пульты - табло дежурных по станции и поездных диспетчеров и т. д.

Среда - внешние факторы, оказывающие влияние на работу оператора и машины. Под ними понимают не только температуру, влажность, газовый состав воздуха, шум, вибрацию, но и социально - психологические факторы, команды и пояснения руководителей работ, различные правила, инструкции и т. д.

Эргономисты выделяют комфортную, относительно дискомфортную, экстремальную и сверхэкстремальную внешние рабочие среды на рабочем месте оператора.

Комфортная среда обеспечивает оптимальную динамику работоспособности оператора, хорошее самочувствие и сохранение его здоровья.

Относительно дискомфортная среда, воздействуя в течение определенного интервала времени, обеспечивает заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывает у человека-оператора неприятные субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы.

Экстремальная рабочая среда обуславливает снижение работоспособности человека и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим нарушениям.

Сверхэкстремальная рабочая среда приводит к возникновению в организме человека патологических изменений и (или) к невозможности выполнения работы.

Основными методологическими принципамиэргономики являются следующие:

Принцип единства сознания и деятельности. Он означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу. Именно в сознании образуются динамические модели и образы действительности, позволяющие ориентироваться человеку в окружающей среде и обеспечивать успешность достижения целей деятельности.

Принцип гуманизации труда означает, что ведущая, творческая роль в процессе труда принадлежит человеку. При решении таких важнейших практических вопросов, как повышение производительности, эффективности и качества труда эргономика исходит, прежде всего, из требований, предъявляемых человеком к технике, из его возможностей и особенностей деятельности. Противоположным ему является принцип симпфликации (упрощения), при реализации которого стремятся к максимальному упрощению деятельности человека, выхолащиванию из нее всех творческих элементов, а сам человек низводится до придатка машины, оставаясь исполнителем лишь механических действий и движений.

Принцип активного оператора. Согласно этому принципу при определении роли человека в СЧМС очень важно, чтобы оператор осуществлял активные действия, имел свое личное отношение к выполняемым действиям, активно стремился к цели. Это связано с тем, что при пассивной позиции оператора его переход к активным действиям требует значительной затраты сил, однако эффективность его деятельности при этом может оказаться невысокой, что наблюдается, например, в работе машиниста. При активной же позиции оператора эффективность его деятельности достигает более высокого значения, а его психофизиологические затраты оказываются меньшими. Поэтому необходимо уже на стадии проектирования СЧМС определить характер будущей деятельности и уровень активности оператора.

Принцип проектирования деятельности. Проект деятельности должен выступать как основа решения всех остальных задач построения СЧМС. При разработке СЧМС наряду с техническими устройствами должна проектироваться деятельность оператора, который будет пользоваться этими устройствами. В свою очередь, эти устройства должны разрабатываться на основе и с учетом проекта будущей деятельности оператора. Таким образом, к техническим устройствам нужно подходить как к средствам сознательной деятельности человека - оператора.

Принцип последовательности и непрерывности учета требований эргономики. Учет эргономических требований должен пронизывать все этапы существования СЧМС: проектирования, производства и эксплуатации. Реализация данного принципа на практике означает внедрение системы эргономического обеспечения СЧМС на всех этапах ее существования.

Принцип комплексности. Уже в самом определении эргономики как научной дисциплины предусматривается реализация данного принципа. Он обеспечивает комплексное изучение поведения человека (группы людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использованием машин. Это достигается развитием междисциплинарных связей эргономики, взаимодействием её с другими науками о человеке и технике.

Методологической основой инженерной психологииявляются детерминизм, связь психики и деятельности, развитие, личностный подход.

Принцип детерминизмазаключается в материальной причинной обусловленности психических явлений. Этот принцип имеет большое значение в период накопления и обобщения экспериментальных данных. Только описание различных явлений, характеризующих деятельность оператора, без объяснения причин их возникновения может привести к ошибкам. Это особенно необходимо помнить при проведении и обработке результатов инженерно-психологи-ческого эксперимента.

Принцип связи психики и деятельностичеловека подчеркивает ведущую, определяющую роль деятельности в развитии психики. Те или иные психические явления не существуют сами по себе, а проявляются в связи с конкретной деятельностью человека. Поэтому и инженерная психология изучает не просто психические процессы человека-оператора, определяет различные характеристики психических процессов не вообще, а применительно к конкретному виду операторской деятельности. Несоблюдение этого принципа проявляется часто в том, что характеристики психических процессов, полученные для одних условий деятельности, некритически, без всякого анализа переносятся на другую деятельность. Кроме того, иногда ведут речь о некоторых абсолютных характеристиках психических процессов человека-оператора без всякой связи с конкретной деятельностью.

Принцип развития психикиучит, что психическая деятельность человека не может быть понятой до конца, если ее рассматривать статично, вне движения и развития. Инженерная психология рассматривает развитие не только в количественном, но и в качественном отношении.

Личностный подходкак методологический принцип психологии заключается в понимании личности как совокупности внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. В соответствии с личностным подходом ни одно психическое явление, проявляющееся в деятельности человека-оператора, а, следовательно, и сама деятельность не могут быть правильно поняты без учета их личностной обусловленности. Несоблюдение этого принципа проявляется в том. Что иногда результаты, полученные для одного оператора, распространяются без всякого анализа и на других операторов. При этом игнорируется то, что одни и те же условия могут вызывать различные реакции у разных людей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.