Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Возникновение и развитие науки



Основной и определяющей силой поступательного развития общества является труд, материальное производство. В процессе труда человек целенаправленно перерабатывает материалы, энергию и информацию, совершенствует свои навыки к труду, свой производственный опыт, свое умение овладевать силами природы, развивает свои природные способности, мозг и органы чувств.

Использование орудий труда (наряду с общением и речью) является важнейшим критерием развития человека. При создании орудий труда с давних пор учитывались те или иные свойства и возможности человека, использовался накопленный опыт. Поэтому эргономические вопросы решались эмпирическим путём. Только в условиях капиталистического производства (особенно в связи с внедрением машинного производства) эта эмпирическая система стала проявлять признаки несоответствия потребностям. Возникла объективная потребность применения научного подхода к процессу труда. Было отмечено следующее:

· учет психологических особенностей трудового процесса способствует повышению производительности промышленного труда;

· психологические тесты способностей являются хорошим средством профотбора людей, пригодных к работе с военной и промышленной техникой;

· в экспериментальной психологии все шире начали использовать точные и сложные техники эксперимента;

· переход от машин, выполняющих силовые и энергетические функции к машинам, способным замещать психические функции человек способствует воспроизводству и преобразованию информации и решению задач управления и контроля.

Научное изучение трудовой деятельности связывают с именем американского инженера Ф. Тейлора и его учеников. В результате их исследований была создана и внедрена в производство концепция инженерного проектирования методов работы и положено начало эргономике, хотя тейлоризм рассматривал человека как часть машины или как приложение к ней.

Дальнейшее развитие производства вызвало необходимость учета психологической стороны процесса труда. Поэтому были исследованы психологические свойства человека в процессе труда: восприятие, память, мышление, способность концентрировать внимание и др., а также разработаны некоторые психодиагностические методы отбора рабочей силы для реализации определенных трудовых процессов. Выполненные исследования составили следующий важный этап в становлении эргономики и способствовали все большему усовершенствованию машины для облегчения труда человека. Причиной низкой эффективности новой техники являлся не человек, который своими ошибками препятствовал её успешному применению, а сама техника, которая была создана без учета психофизиологических возможностей управляющего ею человека и во многом провоцировала его ошибки

В конце XIX и в начале XX веков в промышленно развитых странах мира (США, Англии, Германии, Японии и др.) организовывались специальные лаборатории, кафедры и институты, изучающие влияние трудовых процессов и производственной среды на организм человека. В это время бурно развивались психология, физиология и гигиена труда. Результаты исследований этих наук нашли свое применение в промышленном производстве – как, например, концепция методов работы инженерного проектирования Ф. Тейлора на заводах Форда при организации конвейерного производства.

Российские ученые сформулировали в 20–З0 - е годы принципиально другой подход к организации труда – проектирование и создание технических средств и технологических процессов, обеспечивающих человеку нормальные условия работы, охрану труда и здоровья работающих. Они предложили создать новую научную дисциплину – эргологию (учение о работе человека) или эргонологию (учение о законах работы). Однако эта идея не была осуществлена, и СССР в области этих разработок был “успешно” отодвинут на вторые позиции в мировой эргономической науке.

К 40 - м годам прошлого столетия во многих областях техники, физиологии, биологии, психологии и других наук были достигнуты успехи, использованные в годы второй мировой войны для создания оружия и сложной военной техники, в которой производительность системы “человек - машина” была ограничена возможностями человека, а не машины. Этот новый подход к решению проблем потребовал привлечения к совместной работе специалистов различного профиля: инженеров, анатомов, физиологов и психологов.

После второй мировой войны начались работы по обобщению достигнутого опыта и применению его к решению индустриальных проблем. Важным шагом в этом направлении было образование в 1949 г. в Англии Эргономического научно - исследовательского общества. Так возникло объединение ученых смежных научных дисциплин для совместной работы по решению общих проблем в проектировании эффективной трудовой деятельности человека, использующего в процессе работы технические средства и системы. Для обозначения новой научной области был использован термин “эргономика” впервые предложенный еще в 1857 г. польским естествоиспытателем Войтехом Ястшембовским, опубликовавшим работу “Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе”.

Название “эргономика” было выбрано в связи с тем, что новая область знаний не принадлежала полностью ни к одной из известных наук.

В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия: в США – "исследование человеческих факторов", в ФРГ – "антропотехника" и др.

Эргономика (от греческих слов “ergos” работа, действие; “nomos” закон) – новая научная дисциплина – возникла в результате слияния двух одновременно действующих процессов: дифференциации и интеграции научных знаний.

Дифференциация нашла отражение в выделении эргономики из науки о трудовой деятельности человека, а интеграция - в использовании областей знаний, смежных с трудовой деятельностью человека. Таким образом, эргономика развивается в тесном контакте с другими науками. Эти междисциплинарные связи носят двусторонний характер, обогащая взаимодействующие науки.

Научно - техническая революция способствовала развитию эргономики в США, Японии, ФРГ, Англии и других промышленно - развитых странах. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации, создание специальных ежемесячных журналов, подготовка кадров в области эргономики.

Современные исследования оценки социально - экономической эффективности внедрения эргономики подтверждают, что “эргономические мероприятия дают от 2 до 5 % повышения производительности труда”. Во всем мире дизайн и эргономика считаются выгодной, прибыльной сферой приложения средств. Крупнейшая авиастроительная компания “Боинг” в США тратит на эргономические исследования и профилактику заболеваний у своих рабочих в три раза больше средств, чем на закупку “летающего” металла алюминия, привлекая к решению возникающих проблем лучших специалистов по физиологии труда и эргономике. На настоящем этапе практически все средние и крупные промышленные предприятия экономически развитых стран имеют в своем штате специалистов по эргономике.

В психологической литературе развитие эргономики характеризуется по десятилетиям как:

1950-е – военная эргономика,

1960-е – промышленная эргономика,

1970-е – эргономика товаров широкого потребления,

1980-е – интерфейс "человек-компьютер" и эргономика программного обеспечения,

1990-е – когнитивная и организационная эргономика.

В России эргономика как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться в 50 - е годы ХХ века. В 1972 году в Москве была проведена Международная конференция ученых и специалистов стран – членов СЭВ по вопросам эргономики, способствовавшая дальнейшему развитию и координации научных исследований и практическому внедрению их результатов в сферу производства. В 1992 году Россия была принята в Международную эргономическую ассоциацию. В настоящее время координацией работ в области эргономики занимается Всероссийский научно - исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), созданный в 1962 г. Институт базирует свои исследования и разработки на использовании компьютерных технологий и программ, рассматривая их как современную техническую основу создания высококачественной продукции.

Основные направления деятельности ВНИИТЭ:

  • фундаментальные и прикладные исследования в области теории и методики дизайна;
  • освоение и внедрение современных технологий и достижений науки и техники для создания промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами;
  • формирование государственной системы цвета;
  • подготовка и повышение квалификации кадров в области дизайна;
  • рекламно - выставочная пропаганда в области науки и новых технологий;
  • обеспечение профессиональной информацией специалистов в области науки, промышленности и управления;
  • редакционно - издательская и полиграфическая деятельности.

ВНИИТЭ располагает квалифицированными кадрами специалистов, обеспечивающими профессиональный уровень исследований и разработок. Институт подготавливает кадры высшей квалификации по специальностям: “Техническая эстетика” и “Эргономика”.

Кроме ВНИИТЭ ведущей научно - исследовательской организацией в России в области эргономики является Государственное унитарное предприятие “Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок” (Эргоцентр). Эргоцентр имеет статус головной организации Министерства экономики РФ по эргономике и базовой организации Министерства обороны РФ по военной эргономике. Организация существует с 1978 года, в свою нынешнюю форму преобразована в 1991 году.

Основными направлениями работ являются:

  • организация эргономических исследований и разработок, научно – методическое руководство внедрением их результатов в практику;
  • проведение независимой эргономической экспертизы важнейших образцов специальной техники и техники народнохозяйственного назначения;
  • разработка нормативно - технических документов по эргономике.

К концу ХХ века выделились 3 направления внутри эргономики:

Эргономика физической среды, рассматривает вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющего отношение к физическому труду. Идет поиск разрешения наиболее актуальных проблем, в них включаются: рабочая поза, обработка материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновка рабочего места, надежность и здоровье.

Когнитивная эргономика пытается выявить связь психических процессов (восприятие, память, принятие решений и др.) с вопросами взаимодействия человека с другими элементами системы. Рассматриваются такие проблемы, как умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера; акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социо-технической системы.

Организационная эргономика решает вопросы, связанные с оптимизацией социо-технических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Рассматриваются: системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработка проектов, кооперация, групповая работа и управление.

По инженерной психологии работы появились в середине 40-х годов прошлого столетия. Авторами их были известные психологи А. Чапанис, К. Морган, Р. Слейт, впоследствии широкую известность приобрели работы П. Фитса, Дж. Миллера, Е. Мак-Кормика и др. В развитие отечественной инженерной психологии внесли свой вклад Н. А. Бернштейн (изучал рабочее место вагоновожатого) и Н. А. Эппле (изучал авиационные индикаторы на приборной доске летчик). Одним из основателей первой лаборатории в России, начавшей изучение проблем современной инженерной психологии был Б. Ф. Ломов.

Таким образом, становление и развитие эргономики отражает объективные потребности общественного производства в синтезе достижений социально - экономических, естественных и технических наук применительно к задачам исследования и проектирования организации труда, повышения его эффективности и качества.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.