Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация парламентов.



В настоящее время существует свыше 200 зарубежных парламентов, каждый из которых обладает своими особенностями. Однако это не исключает возможности их классификации, в основу которой в данном случае будут положены такие признаки, как структура парламента и объем компетенции[8].

Классификация парламентов по структуре. Традиционной системой построения зарубежных парламентов была двухпалатность. Вторая, или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, и во-вторых, для сдерживания радикализма нижней палаты. Весьма убедительную аргументацию бессмысленности и даже реакционности бикамерализма дал в свое время видный идеолог лейборизма С. Криппс: "Если мы хотим достигнуть эффективной демократии, то абсолютно невозможно иметь две палаты, делящие суверенитет государства. Вторая палата является либо представительной - в этом случае она не что иное, как дубликат первой палаты, либо она не представляет народ в целом - в этом случае она не должна иметь места в подлинно демократическом парламенте"[9]. Бикамерализм в унитарных государствах ведет к ущемлению прав нижней палаты, к затягиванию и усложнению законодательной процедуры.

Многие верхние палаты не имеют установленного срока полномочий и обновляются по частям (Сенат США, Совет штатов Индии и др.). Благодаря свойству непрерывности они становятся постоянным элементом в системе высших органов власти. В этом случае верхние палаты превращаются в символ стабильности власти.

Классификация парламентов по объему компетенции. Компетенция - важнейший фактор, который определяет правовое положение парламента, его роль в политической жизни страны и его взаимоотношения с другими органами государственной власти. Зарубежный конституционализм знает различные способы определения компетенции парламента, в зависимости от которых эти учреждения можно подразделить на три группы.

К первой группе относятся парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, т.к. в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты. Например, в разделе 8 ст. 1 американской Конституции содержит перечень из 18 пунктов, уполномочивающих Конгресс на совершение определенных действий. Раздел девятый той же статьи дает перечень того, чего Конгресс не может делать[10]. Таким образом, деятельность Конгресса строго определена.

Ко второй группе относятся парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те парламенты, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу. Примером может послужить парламент Новой Зеландии, конституция которой не ставит жёстких рамок в отношении полномочий парламента.

Третью группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои функции. К примеру, Конституция Индии устанавливает три сферы полномочий: в первую группу входят вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Союза, по которым может законодательствовать только федеральный Парламент; вторую группу составляют вопросы, входящие в компетенцию штатов; третья группа вопросов относится к совместной компетенции Союза и штатов.

Классификация парламентов по социальному составу. Парламенты неоднородны по своему социальному составу. Степень представительства классов и социальных групп в парламентах зависит не столько от их численности, сколько от политической зрелости и сплоченности этих классов и групп.

Социальный состав парламента определяется, прежде всего, партийной принадлежностью депутатов. В зависимости от социального состава современные парламенты можно разделить на две большие группы.

В первую группу входят социально однородные парламенты, не имеющие социал-демократического или коммунистического представительства. Наиболее типичным примером подобного парламента является Конгресс США. В условиях демократии такая социальная однородность парламента возможна только при высоком уровне благосостояния населения и при стабильном политическом развитии страны. С другой стороны социально однородными оказываются парламенты в тех странах, где установлены авторитарные политические режимы и запрещены оппозиционные политические партии (Чили при А. Пиночете, Ирак в период правления С. Хусейна).

Вторую группу составляют парламенты с представительством социал-демократических и коммунистических партий (Швеция, Финляндия, Индия и др.). Чем выше их представительство, тем чаще парламент выступает в поддержку госрегулирования экономики и ограничения крупной собственности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.