Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.



Работу выполнил: Ф.И. О. студента,

№ группа______________________________________

Работу проверил:______________ доцент Л. П. Туровинина, Смышляева Р. К.

 

Занятие № 3

Тема занятия:

«Сравнительная эмбриология. Эмбриогенез рыб и птиц. Зародышевые оболочки».

Продолжительность изучения темы - 1,5 часа

Из них на занятии - 1,5 часа

Внеаудиторная самостоятельная работа -

Цель занятия:Сформировать представление о принципиально новых эмбриологических процессах: 2-х фазная гаструляция, формирование тела зародыша и зародышевых оболочек в ходе эмбрионального развития костистой рыбы, птиц.

Задачи:

Знать:

1. Особенности строения половых клеток рыб, птиц.

2. Особенности процессов 2-х фазной гаструляции рыб, птиц.

3. Сформировать представление о процессе формирования тела зародыша и зародышевых оболочек.

4. Изучить основные направления их дифференцировки, и знать строение и функцию зародышевых оболочек (внезародышевых провизорных органов) рыб, птиц.

Уметь:

1. Дифференцировать стадии развития рыб, птиц в гистопрепаратах.

Значение изучения темы:

Изучение основ эмбриологии позвоночных, закономерностей развития эмбриогенеза необходимо для понимания процессов гисто- и органогенеза у человека. Знание закономерностей сравнительной эмбриологии поможет понять общие биологические закономерности эволюции позвоночных (биогенетический закон, закон зародышевых листков и др.), филогенетическую обусловленность процессов становления организма человека.

Выявление закономерностей и особенностей эмбриогенеза рыб, птиц, необходимо для выяснения причин возникновения аномалий и протоколов развития человека, которые являются объектами практической деятельности врача.

Методические рекомендации по самоподготовке.

Теоретические вопросы для самоподготовки.

Необходимый исходный уровень знаний

Из других курсов:

1. Иметь представление об общей организации соматических клеток.

2. Знать особенности строения половых клеток, их классификацию, прогенез.

3. Понятие основных терминов раздела «Индивидуальное развитие организма».

Из предшествующих тем:

1.Основные стадии (закономерности развития) эмбриогенеза низших хордовых.

2.Частные (ценогенетические) признаки эмбриогенеза ланцетника и амфибий.

По теме занятия:

1.Сущность биологического закона и теории зародышевых листков.

I. Закономерности эмбрионального развития хордовых на примере развития костистых рыб.

1. Тип строение яйцеклетки.

2. Оплодотворение и его особенности. Тип развития зародыша.

3. Характеристика процесса дробления. Тип бластулы.

4. Гаструляция, ее особенности.

5. Формирование осевых органов.

6. Формирование тела зародыша и желточного мешка. Характеристика структуры и функций первого провизорного органа - желточного мешка.

7. Ценогенетические признаки эмбрионального развития рыб.

II. Закономерности эмбрионального развития хордовых на примере развития птиц.

1. Тип развития.

2. Особенности строения яйцеклетки.

3. Способ и тип оплодотворения.

4. Способ развития. Строение выводковой камеры, функции.

5. Тип дробления и строения бластулы.

6. Гаструляция и ее особенности: а) I фаза гаструляции, ее сущность;

б) II фаза гаструляции, образование зародышевого щитка, первичной полоски, гензеновского пузырька, выделение эмбриональных закладок.

7. Образование осевых органов.

8. Образование тела зародыша и зародышевых оболочек - провизорных органов.

9. Структура и функции зародышевых оболочек - провизорных органов:

амнион;

серозная оболочка;

аллантоис;

желточный мешок;

10. Ценогенетические признаки эмбрионального развития птиц.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение:

1. Ультраструктура половых клеток.

2. Видовые отличия половых клеток.

3. Развитие эмбриологии как науки. Выдающиеся эмбриологи, их научное направление.

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС).

Темы рефератов

1. Правила Гертвига и их применение к анализу развития амфибий рыб, птиц и насекомых.

2. Теория зародышевых пластов.

3. Проблемы и химические аспекты детерминации зачатков органов и дифференциации клеток и тканей. Электронно-микроскопические и цитохимические исследования дедиффернциации клеток.

4. Индукция. Организационные центры развивающихся зародышей.

5. Основы теории физиологических градиентов Чайлда и ее значение для зародыша.

6. Влияние гормональных факторов на развитие органов у куриных эмбрионов.

7. Внезародышевые органы у куриных эмбрионов, их развитие в нормальном эмбриогенезе и при действии некоторых неблагоприятных факторов.

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.

При характеристике эмбриогенеза рыб необходимо помнить, что хотя развитие рыб идет в водной среде, как и у предыдущих животных, тем не менее, у них они имеют ряд существенных отличий. Это определяется более высокой ступенью развития их в эволюционном плане в сравнении с ланцетником и амфибиями. В первую очередь это проявляется в строении яйцеклетки, содержащей большое количество желтка, на поверхности желтка расположена деятельная часть цитоплазмы с ядром. Именно в этой зоне яйцеклетки протекают процессы оплодотворения и дробления, приводящие к образованию дискобластулы. Организатором гаструляции у костистых рыб является краевая зарубка - место подворачивания заднего края бластодиска. Она определяет расположение зародышевых закладок в гаструле. Обратите внимание на особенности течения гаструляции. Качественно новым этапом в развитии рыб является формирование первого провизорного органа - желточного мешка. Уясните способ образования его, структуру стенки и функции.

Эмбриогенез птиц в отличие от представителей предыдущих видов происходит не в водной среде, а на суше. В связи с этим у птиц удлиняется продолжительность эмбриогенеза, увеличивается количество желтка в яйцеклетке, появляется новый способ оплодотворения - несвободный в организме матери. Яйцеклетка приобретает дополнительные яйцевые оболочки, создающие так называемую выводковую камеру, в которой идет развитие организма. Выводковая камера выполняет защитную функцию, позволяет избежать неблагоприятных воздействий среды, содержит питательные вещества (желток, белок), обеспечивающие нормальнее развитие зародыша. Необходимо помнить, что ранние этапы эмбриогенеза (дробление и начало гаструляции) осуществляются в зародыше, когда он находится в организме матери, проходя по яйцеводу, где и одевается дополнительными оболочками. Особенностью развития птиц является двух фазность гаструляции. 1-я фаза протекает в организме матери, 2-я фаза протекает в выводковой камере и необходимым условием для нее является инкубация при температуре 37 градусов.

Обратите внимание на возникновение новых способов гаструляции, двухфазность гаструляции, источников образования материала зародышевых закладок, значение первичной полоски и Гензеновского узелка в их образовании.

Главной отличительной особенностью в развитии птиц является, стадия формирования провизорных органов. В отличие от рыб у птиц, кроме желточного мешка формируются амнион, аллантоис, серозная оболочка. Уясните способ их образования, строение и функции, какова их судьба после завершения эмбриогенеза.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.