• близость против изоляции (одиночество как образ жизни);
• проблемы, связанные с развитием познавательной деятельности;
• проблемы, актуализирующиеся по мере развития семейной жизни (проблемы родителей-одиночек);
• проблемы, связанные с профессиональной деятельностью
Близость против изоляции
причиной проблем в этот период может явиться противоречие между:
• потребностью быть в близких отношениях и найти и сохранить свою эго-идентичность;
• потребностью быть в близких отношениях и иметь свою автономию, права, признаваемые другой стороной.
Проблемы в познавательной деятельности порождаются противоречиями между:
• необходимым и наличным уровнем знаний;
• потребностью в высокой оплате труда и отсутствием последней;
• необходимостью в непрерывном образовании и несформированностью установки на непрерывное образование;
• необходимостью обучаться и потерей обучаемости при низкой познавательной активности.
Э. Э. Сыманюк выделяет следующие кризисы профессионального развития:
• Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет) —профессиональная адаптация, несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности.
• Кризис профессионального роста (23-25 лет) — неудовлетворенность процессом и результатом профессиональной деятельности.
• Кризис профессиональной карьеры (30-35 лет) — стабилизация профессиональной ситуации, неудовлетворенность собой, своим профессиональным статусом.
• Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40-42 года) — осознание застойности, остановки в развитии, неудовлетворенность возможностями самореализации, профессиональные деформации.
• Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет) — уход на пенсию, новая социальная роль, новый способ жизнедеятельности и т. п.
В основе кризисов профессионального развития лежат противоречия между:
• сложившимися представлениями о профессии и себе в ней и реальностью (профессиональные функции, рабочее место и т. п.);
• требованиями профессии к знаниям, навыкам, способностям человека и наличием таковых;
• полезными профессионально значимыми приобретениями и слишком высокой платой за них;
• планами профессионального роста и профессиональной карьеры и возможностями человека;
• между профессиональной пригодностью и профессиональными намерениями;
• собственной оценкой эффективности своей профессиональной деятельности и оценкой окружающих;
• профессиональным опытом и требованиями рынка и др.;
• уровнем притязаний в профессиональной деятельности и достижением ожидаемого уровня.
Причины непринятия профессиональной деятельности:
• нехватка профессиональных знаний, умений, навыков, остро обнаружившая себя в момент начала профессиональной деятельности;
• личностная неготовность к выполнению работы практического характера;
• рассогласованность между образами профессиональной деятельности, которые сложились в процессе обучения в вузе, и реальной действительностью;
• расхождение между содержанием профессиональной деятельности и мотивами ее осуществления.
Проблемы личностного развитияна этом этапе возникают в связи с необходимостью определения своего места, решения ряда жизненных задач:
• генеративность — своя точка зрения на мир, его будущее и свое участие в нем (Э. Эриксон);
• стремление влиять на новое поколение;
• независимость от родителей и ее следствия (свобода и ответственность) ;
• создание семьи, собственное жилье;
• жизненные планы и их связь с социальным статусом;
• система ценностей.
появление трудностей в большинстве случаев определяется наличием противоречий между:
• потребностью лучше и глубже разобраться в себе и несформированностью рефлексивного контроля;
• потребностью в признании и его отсутствием (в профессии, в семье);
• возникновением экзистенциальных вопросов («как жить? », «для чего жить? ») и неспособностью дать на них ответ;
• осознанием меры совпадения жизненных планов, мечты и результатов их достижения
Проблемы в семье
противоречия между:
• существующими социальными эталонами относительно социального статуса— «замужняя», «женатый», «незамужняя», «холостой» — и потребностью человека соответствовать социально принятым нормам; желанием отделиться от родительской семьи и финансовой (жилищной) зависимостью от родителей;
• боязнью, неготовностью принять на себя ответственность за другого человека и переживанием отношения к себе как самостоятельному, самодостаточному;
• желанием иметь собственную семью и зависимостью от родительской семьи.