Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Инициатива против чувства вины



Проблема возникает в том случае, если обостряются противоречия между потребностью ребенка в овладении окружающей средой, исследовании ее и экспериментировании с ней, достижении успеха и невозможностью ее удовлетворить.

Последствия необходимости разрешить противоречия:

- чувство вины — ребенок идет против воли родителей;

- исчезновение инициативы, пассивность, потеря желания и способности учиться как результат контроля и подавления;

- ослабление веры в свои силы (дошкольное детство — сензитивный период для формирования мотивации достижения и успеха);

- ориентация на внешний контроль;

- боязнь ответственности;

- зависимость;

- неуверенность в себе;

+ положительное мнение о себе, вера в себя;

+ переживание удовольствия от успеха, познания

+ чувство, что родители доверяют;

+ развитие внутреннего контроля;

+ принятие ответственности

+ самостоятельность

Наиболее часто переживаемыми видами страхов в этот пе­риод являются (Захаров А. И., 2005, с. 70-74):

• страх смерти;

• страх одиночества;

• страх темноты;

• страх замкнутого пространства;

• страх сказочных героев;

• страх наказания (жестокое обращение со стороны родителей).

 

Анализ случая д\шк

Проблемная ситуация:

Девочка (4,5-5 лет) нарисовала рисунок: море, кораблик, солнышко. Ребенок, вполне удовлетворенный результатом с воодушевлением пошел показывать свое произведение маме. Мама, увидев рисунок, достаточно жестко раскритиковала рисунок:

—Разве ты когда-нибудь видела настоящее море?
— Нет, только на картинке, в мультике.

—Разве ты знаешь, как выглядят настоящие корабли?
—Нет...

— Это не похоже на море, моря не бывают такого цвета и корабль не похож на настоящий. Никогдане рисуй того, чего не видела, и вообще, ты еще маленькая, рисовать не умеешь. Никогда не делай того, чего не умеешь, иначе все будут над тобою смеяться. Займись лучше чем-нибудь полезным.

Обиженная девочка молча пошла на кухню, скомкала и выбросила рисунок, после чего плакала в комнате. При этом чувствовала себя виноватой. Коробку с карандашами сложила в ящик уже навсегда.

2.Проблема:

непонимание взрослым; инициатива и чувство вины.

3.Противоречия, лежащие в основе данной проблемы:

• между потребностью ребенка в творчестве и неодобрением взрослым творческой активности;

• между желанием получить одобрение и полученным неодобрением;

• между восприятием ребенком собственной деятельности и восприятием ее взрослым;

• между желанием пофантазировать и выразить свои фантазии в деятельности и неодобрением взрослым проявлений детской фантазии.

4. Анализ противоречий:

У ребенка в этом возрасте происходит формирование само оценки, общих и специальных способностей: музыкальных художественных, танцевальных. Очень важна оценка деятельности ребенка взрослыми. Если деятельность оценивается негативно, ребенок больше не считает возможным проявлен себя в этой деятельности, если подкрепляется, у ребенка воз­растает мотивация к деятельности.

В данной ситуации ребенку была важна поддержка взрос­лым, позитивная оценка рисунка, его обсуждение, проявление интереса. Ребенок был доволен своей деятельностью, но негативная оценка вызвала обиду, недоумение, с одной сторо­ны, и чувство вины по поводу собственной несостоятельнос­ти, некомпетентности — с другой.

5. Поведенческие реакции:

• плач;

• выкидывание рисунка;

• отказ от дальнейших попыток рисования.

6. Поэтапный анализ:

• Стиль воспитания. Непонимание матерью особенностей развития ребенка. Завышенные требования к деятельности ребенка.

• Негативная оценка деятельности матерью. Критика в адрес ребенка. Рекомендации в дальнейшем не делать того, в чем еще нет умения, во избежание насмешек окружающих.

• Ощущение ребенком вины за свое неумение, обида, фрустрация. Отказ от подобной деятельности в будущем.

• В настоящее время девушке 22 года. Перед любой новой деятельностью возникает панический страх, неуверенность в своих силах. Считает, что у нее «как всегда» ничего не получится, боязнь выглядеть «как дура». Что касается творческих способностей, считает, что не обладает никакими талантами: «Я — абсолютная бездарность».

• Отношения с матерью натянутые, частые конфликты.

7. Стратегии разрешения проблемы:

Следовало провести беседу с ребенком. Найти положитель­ные стороны продуктов творчества, что выступило бы в роли Подкрепления дальнейшей творческой деятельности. В дан- ной ситуации стоит принести извинения ребенку и предложить совместную творческую деятельность и ее дальнейшее обсуж­дение.

8. Позитивные последствия разрешения:

• желание освоения различных видов деятельности;

• уверенность в своих возможностях;

• отсутствие страха неудачи;

• адекватная оценка

«+» и «-» собственной деятельности, желание совершенствоваться, развивать знания,

умения, навыки. »

9. Возможности предупреждения проблемы:

Снизить требования к деятельности ребенка. Подкрепление деятельности. Обсуждение деятельности. Формирование у родителей знаний об особенностях развития ребенка (школы для родителей). Внимательное отношение к ребенку

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.