Проблема возникает в том случае, если обостряются противоречия между потребностью ребенка в овладении окружающей средой, исследовании ее и экспериментировании с ней, достижении успеха и невозможностью ее удовлетворить.
Последствия необходимости разрешить противоречия:
- чувство вины — ребенок идет против воли родителей;
- исчезновение инициативы, пассивность, потеря желания и способности учиться как результат контроля и подавления;
- ослабление веры в свои силы (дошкольное детство — сензитивный период для формирования мотивации достижения и успеха);
- ориентация на внешний контроль;
- боязнь ответственности;
- зависимость;
- неуверенность в себе;
+ положительное мнение о себе, вера в себя;
+ переживание удовольствия от успеха, познания
+ чувство, что родители доверяют;
+ развитие внутреннего контроля;
+ принятие ответственности
+ самостоятельность
Наиболее часто переживаемыми видами страхов в этот период являются (Захаров А. И., 2005, с. 70-74):
• страх смерти;
• страх одиночества;
• страх темноты;
• страх замкнутого пространства;
• страх сказочных героев;
• страх наказания (жестокое обращение со стороны родителей).
Анализ случая д\шк
Проблемная ситуация:
Девочка (4,5-5 лет) нарисовала рисунок: море, кораблик, солнышко. Ребенок, вполне удовлетворенный результатом с воодушевлением пошел показывать свое произведение маме. Мама, увидев рисунок, достаточно жестко раскритиковала рисунок:
—Разве ты когда-нибудь видела настоящее море? — Нет, только на картинке, в мультике.
—Разве ты знаешь, как выглядят настоящие корабли? —Нет...
— Это не похоже на море, моря не бывают такого цвета и корабль не похож на настоящий. Никогдане рисуй того, чего не видела, и вообще, ты еще маленькая, рисовать не умеешь. Никогда не делай того, чего не умеешь, иначе все будут над тобою смеяться. Займись лучше чем-нибудь полезным.
Обиженная девочка молча пошла на кухню, скомкала и выбросила рисунок, после чего плакала в комнате. При этом чувствовала себя виноватой. Коробку с карандашами сложила в ящик уже навсегда.
2.Проблема:
непонимание взрослым; инициатива и чувство вины.
3.Противоречия, лежащие в основе данной проблемы:
• между потребностью ребенка в творчестве и неодобрением взрослым творческой активности;
• между желанием получить одобрение и полученным неодобрением;
• между восприятием ребенком собственной деятельности и восприятием ее взрослым;
• между желанием пофантазировать и выразить свои фантазии в деятельности и неодобрением взрослым проявлений детской фантазии.
4. Анализ противоречий:
У ребенка в этом возрасте происходит формирование само оценки, общих и специальных способностей: музыкальных художественных, танцевальных. Очень важна оценка деятельности ребенка взрослыми. Если деятельность оценивается негативно, ребенок больше не считает возможным проявлен себя в этой деятельности, если подкрепляется, у ребенка возрастает мотивация к деятельности.
В данной ситуации ребенку была важна поддержка взрослым, позитивная оценка рисунка, его обсуждение, проявление интереса. Ребенок был доволен своей деятельностью, но негативная оценка вызвала обиду, недоумение, с одной стороны, и чувство вины по поводу собственной несостоятельности, некомпетентности — с другой.
5. Поведенческие реакции:
• плач;
• выкидывание рисунка;
• отказ от дальнейших попыток рисования.
6. Поэтапный анализ:
• Стиль воспитания. Непонимание матерью особенностей развития ребенка. Завышенные требования к деятельности ребенка.
• Негативная оценка деятельности матерью. Критика в адрес ребенка. Рекомендации в дальнейшем не делать того, в чем еще нет умения, во избежание насмешек окружающих.
• Ощущение ребенком вины за свое неумение, обида, фрустрация. Отказ от подобной деятельности в будущем.
• В настоящее время девушке 22 года. Перед любой новой деятельностью возникает панический страх, неуверенность в своих силах. Считает, что у нее «как всегда» ничего не получится, боязнь выглядеть «как дура». Что касается творческих способностей, считает, что не обладает никакими талантами: «Я — абсолютная бездарность».
• Отношения с матерью натянутые, частые конфликты.
7. Стратегии разрешения проблемы:
Следовало провести беседу с ребенком. Найти положительные стороны продуктов творчества, что выступило бы в роли Подкрепления дальнейшей творческой деятельности. В дан- ной ситуации стоит принести извинения ребенку и предложить совместную творческую деятельность и ее дальнейшее обсуждение.
8. Позитивные последствия разрешения:
• желание освоения различных видов деятельности;
• уверенность в своих возможностях;
• отсутствие страха неудачи;
• адекватная оценка
• «+» и «-» собственной деятельности, желание совершенствоваться, развивать знания,
умения, навыки. »
9. Возможности предупреждения проблемы:
Снизить требования к деятельности ребенка. Подкрепление деятельности. Обсуждение деятельности. Формирование у родителей знаний об особенностях развития ребенка (школы для родителей). Внимательное отношение к ребенку