Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Из комментариев Сергея Паутова к Екклесиасту, вывешенных им на своём сайте



 

«1:2 Суета сует, сказал Екклесиаст, сует сует – всё суета!»

Зачем же пишешь ты тогда это, если всё – суета? Ведь и писание тогда твоё тоже – лишь суета. Однако пишешь ведь. Зачем?

 

«1:4-10 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполняется ухо слушанием. Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот, это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас».

«Род проходит, и род приходит», но это уже другой род.

«Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» – но это уже другое солнце.

«Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги своя» – но это уже другой ветер.

«Все реки текут и возвращаются, чтобы опять течь» – но это уже другие реки.

Мир меняется каждое мгновенье, и ничто не останется неизменным. Разве были раньше автомобили и самолеты? Умел человек делать операции на сердце или расщеплять атомное ядро?

Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот, это старое», но нет, не было этого ещё в веках, бывших прежде нас. Тогда было – своё, сейчас – своё. И, присмотревшись, - найдешь отличия. И не можешь не найти, ибо мир – другой. И сам человек – другой.

Богу хочется, чтобы люди не менялись! Но они – меняются. Ежесекундно. Становясь, как боги. Ибо вкусили от древа познания. И обратно дороги нет. Остановить их уже нельзя. Можно только уничтожить. Пока ещё – можно…

 

«1:11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после».

Да ну! Вздор. И о прежнем память есть (помним же мы о тебе, о, почтенный Екклесиаст, – и не для этого ли ты и затеял писать эту книгу?), и о тех «которые будут после нас» – останется. Непременно останется! Обязательно. Не может не остаться.

 

«1:14 Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа!»

Если всё – «суета и томление духа» – то откуда же берутся результаты? И как род человеческий не изгиб и не зачах до сих пор?

 

«1:17-18 И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».

Но и радости много! «Во многой мудрости». И не только скорбь умножает тот, кто «умножает познания». Но и – веселье. Духа!

 

 

«2:1-12 Сказал я в сердце моём: “дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром”; но и это – суета!.. Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил, себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева… собрал себе серебра и золота и драгоценностей… И сделался я великим и богатым… Сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем».

Цели не было у тебя, дорогой Екклесиаст, смысла во всех этих твоих «больших делах». Ты просто боролся со скукой, пытался хоть чем-то занять себя. А потому, пока шел процесс, «радовалось сердце твоё». Но как только закончился он – стало тебе опять скучно. Не жил ты, а словно в игру играл. Закончилась она – и оглянулся ты назад, на все «дела» твои: «и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем».

Цель! Всегда должна быть цель. Реальная, волнующая тебя, а не искусственная, надуманная. Чтобы что-то там «проверить». Именно она-то, эта цель, и придает жизни смысл. Делает человека счастливым. Пусть на секунду одну, на миг! но – делает. И понимает человек в этот миг, что не всё – суета! Но нельзя это объяснить, это надо испытать.

Мне жаль тебя, Екклесиаст. Бесплодно прожил ты свою жизнь. Среди своих виноградников, садов и рощ с плодовитыми деревами, золота и драгоценностей. И со всей своей мёртвой мудростью.

 

«2:13-15 И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его – в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех. И сказал я в сердце моем: "и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?"»

Начало одно у всех, и конец – один. Но пути – разные!

«К чему же я сделался очень мудрым?» Если ты задаёшь этот вопрос, значит – ни к чему.

 

 

«3:1-8 Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру».

Да, но кто назначает это «время»? Бог? Сам человек! Вот что главное!

 

«3:14 Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавить и от того нечего убавить, – и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицом Его».

Не делает Бог так, чтобы «благоговели пред лицом Его»! Человек сам выбирает себе эту участь. Добровольно! Участь раба божьего. Ему необходимо всегда перед кем-то «благоговеть».

Если бы Бог делал это, то и вопросов бы никаких не было. Нечего было бы от того убавить и нечего к тому прибавить. И выбора бы – не было.

 

«3:16-17 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. И сказал я в сердце своем: “праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там”».

Нет правды на земле, так было и так будет? Лишь на небесах обитает справедливость, и там-то всем и воздастся?

Нет! И правда есть на земле, и справедливость. Они живут в душах людских. И тлеют всегда под слоем пепла дней сгоревших и разочарований и суеты. Но сами они – не суета!

 

«3:18-22 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё – суета. Всё идет в одно место: всё произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? Итак, увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?»

Животные не знают добра и зла. Этим они и отличаются от людей. И никому, даже Богу, этого теперь не изменить.

И бессильны все эти жалкие заключения: «всё суета!.. всё произошло из праха и всё возвратится в прах!.. нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими!..»

Человечество всё равно будет продолжать идти своим путем. Вперед!!

И не всё суета. Честь не суета. И достоинство не суета. И свобода! Всё то, что делает человека человеком. А иначе это не человек, а раб.

 

 

«4:1-3 И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет: и в руке угнетающих их – сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем».

Не только злые дела «делаются под солнцем». Делаются и добрые. И они – сильнее злых! Иначе мир бы давно погиб.

 

«4:4-6 Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа! Глупый сидит, сложив руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа».

Невозможно получить ее, эту «горсть с покоем»!

Да, успех порождает зависть, но неуспех – презрение. И не «с покоем» ты получишь свою горсть, а – с презрением.

 

«4:7-12 И обратился я и увидел еще суету под солнцем: человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него, а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. “Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?” И это – суета и недоброе дело!

Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Тоже, если лежат двое, то теплее им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, не скоро порвется».

Всё это так. Но! Сильный всегда уйдет дальше. Чем двое: сильный и слабый. А кто-то из двоих ведь всегда слабее.

 

 

…………………………………………………………………….

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.