Выручка – это средства, получаемые организацией или частным предпринимателем в уплату за товар или услугу.
Выручка может быть валовой и чистой.
Валовая выручка – это вся сумма денег, поступившая за товар или услугу. Чистая выручка - характеризует деятельность предприятия вне зависимости от состава и размера налогов и акцизов, входящих в цену реализации.
Доход – это величина, на которую вырастает капитал предприятия. Доход от основной деятельности – это чистая выручка от реализации.
Под общей выручкой (или валовым доходом TR)* фирмы понимается полученная сумма средств от реализации всех произведенных единиц товара по рыночной цене:
TR = P · Q ,
где Q - количество произведенной и реализованной продукции, P - цена проданных единиц продукции.
О́бщие затра́ты (англ. total cost, часто обозначается как TC) или валовые издержки — экономическая категория, являющая собой необходимые издержки для производства продукции, оказания услуг, выполнения работ, состоящая из суммы переменных затрат (англ. variable costs, часто обозначается как VC или TVC (total variable costs)) и постоянных затрат (англ. fixed costs, часто обозначается как FC или TFC (total fixed costs)), необходимых для определенного объёма выпуска продукции.
Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю. Безубыточный объём продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объёмом продаж продукции - зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объём продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании правленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Анализируя деятельность фирмы, экономисты используют понятие совокупного, среднего и предельного дохода.
Размер совокупного дохода R(Q) зависит от объема выпуска продукции. Средний доход представляет собой лену единицы продукции AR, а предельный MR отражает приращение дохода, получаемого от продажи дополнительной единицы выпускаемой продукции.
Так как доход фирмы есть реализованная продукция, то на его величину влияют как факторы, максимизирующие производственную функцию, так и рыночные: цена, спрос и тип конкуренции, влияющий на характер спроса
Целью фирмы на рынке монополистической конкуренции является максимизация прибыли или минимизация убытков в краткосрочном периоде и исключительно максимизация прибыли в долгосрочном периоде
рис 69 График выбора оптимального объема в краткосрочном периоде при максимизации прибыли. В первую очередь обращает на себя внимание кривая спроса (D) Она удовлетворяет условию несовершенной конкуренции - спрос имеет отрицательный наклон Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, благодаря дифференциации продукта на своем сегменте рынка имеет монопольную власть, поэтому и кривая спроса приобретает характерный отрицательный наклон: рост объема реализации достигается за счет снижения цены. Во-вторых, механизм определения фирмой оптимального размера производства в условиях монополистической конкуренции состоит в том, что фирма максимизирует прибыль выбирая объем, при котором MC = MR. Иными словами фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные расходы, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, не начинают превышать дополнительный доход от реализации Условия максимизации прибыли для фирмы на рынке монополистической конкуренции следующие: MC = MR