Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 13. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ



Количество часов: 2

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика общения.

2. Специфика педагогического общения.

3. Социально-психологические аспекты педагогического общения

4. Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения.

Комментарии:

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение является предметом изучения многих наук. Н.П. Ерастов выделяет в качестве самостоятельных логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательные и общепсихологический подходы к общению.

Общение - это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную; личностно-ориентированную.

В социальной психологии принято выделять три основные стороны общения (Андреева Г.М.): взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный компонент общения); обмен информацией (коммуникативный компонент); осуществление совместной деятельности (интерактивный компонент).

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Основные функции педагогического общения: информационная; контактная; побудительная.

Механизмами межличностного восприятия являются: проецирование; децентрация; идентификация; эмпатия; стереотипизация.

А.А. Реан выделяет шесть групп социально-перцептивных стереотипов: антропологические; этнонациональные; социально-статусные; социально-ролевые; экспрессивно-эстетические; вербально-поведенческие.

Существует ряд факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать учащихся. Основные из них таковы: эффект "ореола", безотчетное структурирование личности учащегося, эффект "проецирования", эффект "первичности"; эффект "последней информации" и др.

Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения: личностные; социально-психологические; физические.

Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить четыре группы: показатели коммуникативного плана; показатели индивидуально-личностного плана; показатели общего социально-психологического плана; показатели морально-этического плана.

Коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.

Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога: умения межличностной коммуникации; умения восприятия и понимания друг друга; умения межличностного взаимодействия.

Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера). Выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т.п.

Словарь терминов:коммуникативные способности, коммуникативный барьер, общение, педагогическое общение.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятия общения.

2. Как трактуется общение в разных науках?

3. В чем проявляются отличия изучения общения в педагогике и психологии?

4. Что такое "педагогическое общение"?

5. Назовите и дайте характеристику основных функций педагогического общения.

6. В чем проявляется направленность педагогического процесса?

7. Назовите основные модели педагогического общения.

8. Чем отличается учебно-дисциплинарная модель общения от личностно-ориентированной?

9. Что характерно для авторитарного типа коммуникации?

10. Какие стороны общения обычно выделяются в социальной психологии?

11. В чем особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе?

12. Чем отличается децентрация от идентификации?

13. Как проявляются антропологические стереотипы?

14. Чем отличаются социально-статусные стереотипы от социально-ролевых?

15. Назовите основные факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе.

16. Чем отличается эффект "проецирования" от эффекта "первичности"?

17. Что такое коммуникативный барьер?

18. Назовите основные группы барьеров педагогического общения.

19. К какой группе барьеров относятся барьеры неправильной установки сознания?

20. Какие группы личностных качеств учителя определяют эффективность педагогического общения?

21. Назовите основные показатели личностного плана.

22. Что такое коммуникативные способности?

23. Какие группы умения можно выделить на основе трехстороннего анализа общения?

24. Охарактеризуйте разные стили педагогического общения.

25. Как влияет характер педагогического общения на психическое развитие учащихся?

Литература:

1. Психология: Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского. - М., 1996.

2. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб., 1999.

3. Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций / М.И. Станкин. - М., 2000.

4. Шелихова, Н.И. Техника педагогического общения / Н.И. Шелихова. - М., 1998.

Темы курсовых работ и рефератов:

1. Проблема общения в психологии.

2. Междисциплинарный подход к общению.

3. Педагогическое общение глазами психологов.

4. Основные функции педагогического общения.

5. Основные модели педагогического общения.

6. Особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе.

7. Основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе, их характеристика.

8. Социально-перцептивные стереотипы и особенности их проявления в учебном процессе.

9. Основные факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе.

10. Барьеры педагогического общения.

11. Личностные качества учителя, определяющие эффективность педагогического общения.

12. Коммуникативные способности.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..……....3

Тематика и содержание семинарских (практических) занятий……………..5

Тема 1. Предмет и задачи педагогической психологии…………………………..5

Тема 2. Методы педагогической психологии……………………………………..8

Тема 3. Научение и учение………………………………………………………..13

Тема 4. Обучении и развитие……………………………………………………..17

Тема 5. Учебная деятельность ……………………………………………………21

Тема 6. Мотивы учения……………………………………………………………25

Тема 7. Усвоение знаний, умений и навыков…………………………………….29

Тема 8. Психологические основы типов обучения……………………………....34

Тема 9. Психологические основы развивающего обучения…………………….38

Тема 10. Ученик как субъект воспитания………………………………………..42

Тема 11. Психологические основы методов воспитания……………………….47

Тема 12. Общая характеристика педагогической деятельности………………..53

Тема 13. Психология педагогического общения…………………………………58

Содержание…………………………………………………………………….......63

Библиографический список……………………………………………………..64

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.