Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование и изучение учебной мотивации.



Комментарии:

На сегодняшний день в психологии нет единого мнения по поводу сути мотива. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены, такие как: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).

Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - учебную деятельность.

Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.

Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное. Принято выделять три вида источников активности: внутренние; внешние; личные.

На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов: социальные, познавательные, личностные.

Можно выделить следующие функции учебных мотивов: побуждающую, направляющую и регулирующую функцию.

Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов.

Большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения, определяющая стремление человека выполнить дело на высоком уровне.

В традиционном обучении часто наблюдается феномен, который видный американский ученый, профессор психологии Пенсильванского университета М. Селигман назвал комплексом "обученной беспомощности".

Можно выделить два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации: "снизу вверх" и "сверху вниз" (Л.М. Фридман).

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Поэтому большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемных ситуаций.

Мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем становлении следующие этапы: актуализация привычных мотивов; постановка на основе этих мотивов новых целей; положительное подкрепление мотива при реализации этих целей; появление на этой основе новых мотивов; соподчинение разных мотивов и построение их иерархии; появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.).

Словарь терминов: интерес, мотив, мотив учебный, мотивационная сфера личности, мотивы познавательные, мотивы социальные, мотивы учебные, потребности познавательные, установка, цель.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте характеристику мотивации как психологической категории.

2. В чем суть проблемы определения мотивов?

3. Назовите основные трактовки мотива.

4. Кто из отечественных ученых рассматривает мотив как потребность?

5. Как соотносятся следующие понятия: "мотив", "мотивация" и "мотивационная сфера личности"?

6. Охарактеризуйте сущность учебных мотивов.

7. В чем особенности проявления интереса в мотивационной сфере учащихся?

8. Сравните содержательные и динамические качества мотивов.

9. Какими факторами определяется учебная мотивация?

10. Назовите основные уровни познавательных и социальных мотивов учебной деятельности.

11. Назовите основные формы проявления учебных мотивов в учебном процессе.

12. Дайте характеристику силы и устойчивости учебных мотивов.

13. В чем суть проблемы мотивации достижения успеха?

14. Что характерно для изучения мотивации достижения успеха в отечественной психологии?

15. Дайте характеристику соотношения мотивов достижения успеха и избегания неудачи.

16. Назовите особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе.

17. Рассмотрите особенности развития внутренней мотивации учения.

18. В чем трудности изучения учебной мотивации?

Литература:

1. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М., 1990.

2. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М., 1991.

3. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. - М., 1984.

4. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К. Марковой. – М., 1986.

5. Фридман, Л.М. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей / Л.М. Фридман. - М., 1997.

Темы курсовых работ и рефератов:

1. Мотивация как психологическая категория.

2. Проблемы определения мотивов.

3. Основные трактовки мотива.

4. Характеристики и функции учебной мотивации.

5. Особенности проявления интереса в мотивационной сфере учащихся.

6. Типы отношения к учению в мотивационной сфере учащихся.

7. Основные формы проявления учебных мотивов в учебном процессе.

8. Проблемы мотивации достижения успеха.

9. Особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе.

10. Изучение учебной мотивации.

Интернет-ресурсы (ссылки):

1. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/991/991013.htm. - Статья А.Н. Поддъякова "Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема".

2. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/963/963116.htm. - Статья В.И. Чиркова "Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.