На сегодняшний день в психологии нет единого мнения по поводу сути мотива. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены, такие как: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).
Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - учебную деятельность.
Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.
Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное. Принято выделять три вида источников активности: внутренние; внешние; личные.
На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов: социальные, познавательные, личностные.
Можно выделить следующие функции учебных мотивов: побуждающую, направляющую и регулирующую функцию.
Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов.
Большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения, определяющая стремление человека выполнить дело на высоком уровне.
В традиционном обучении часто наблюдается феномен, который видный американский ученый, профессор психологии Пенсильванского университета М. Селигман назвал комплексом "обученной беспомощности".
Можно выделить два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации: "снизу вверх" и "сверху вниз" (Л.М. Фридман).
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Поэтому большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемных ситуаций.
Мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем становлении следующие этапы: актуализация привычных мотивов; постановка на основе этих мотивов новых целей; положительное подкрепление мотива при реализации этих целей; появление на этой основе новых мотивов; соподчинение разных мотивов и построение их иерархии; появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.).
4. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К. Марковой. – М., 1986.
5. Фридман, Л.М. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей / Л.М. Фридман. - М., 1997.
Темы курсовых работ и рефератов:
1. Мотивация как психологическая категория.
2. Проблемы определения мотивов.
3. Основные трактовки мотива.
4. Характеристики и функции учебной мотивации.
5. Особенности проявления интереса в мотивационной сфере учащихся.
6. Типы отношения к учению в мотивационной сфере учащихся.
7. Основные формы проявления учебных мотивов в учебном процессе.
8. Проблемы мотивации достижения успеха.
9. Особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе.
10. Изучение учебной мотивации.
Интернет-ресурсы (ссылки):
1. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/991/991013.htm. - Статья А.Н. Поддъякова "Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема".
2. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/963/963116.htm. - Статья В.И. Чиркова "Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека".