Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 5. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Количество часов: 2

Вопросы для обсуждения:

1. Концепция учебной деятельности.

2. Структура учебной деятельности.

3. Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности.

4. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.

Комментарии:

"Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике: как синоним научения, учения, обучения; как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте; как один из видов деятельности школьников.

Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. Она сложилась на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии - принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности (А.Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина).

В концепции УД (в отличие от дидактических концепций) заложены предпосылки для понимания ученика как субъекта познания. Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований.

Организация обучения, построенного по теоретическому типу, по мнению. В.В. Давыдова и его последователей, наиболее благоприятна для умственного развития ребенка, поэтому такое обучение авторы называют развивающим.

Согласно Д.Б. Эльконину, который одним из первых начал разработку теории УД, учебная деятельность является: общественной по своему содержанию; общественной по своему смыслу; общественной по форме своего осуществления.

Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, т. е. ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных элементов УД в педагогической психологии до сих пор нет единого мнения. По мнению В.В. Давыдова, в структуру УД входят: учебные ситуации (или задачи); учебные действия; действия контроля и оценки.

Становление УД - это:

-совершенствование каждого компонента УД, их взаимосвязи и взаимопереходов;

-совершенствование мотивационного и операционального аспектов учения;

- превращение ученика в субъекта осуществляемой им УД;

-необходимость наличия развивающего и воспитывающего эффектов УД.

Формирование УД есть управление взрослым (учителем, родителем, психологом) процессом становления УД школьника. Полноценное управление процессом учения всегда предполагает:

- отработку у школьника каждого компонента УД;

- взаимосвязь компонентов УД;

- постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя.

Структура УД формируется у детей младшего школьного возраста. В этом возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности (художественной, игровой, спортивной и др.).

Состояние видов деятельности школьника может быть выявлено критериально ориентированными тестами, деятельностными пробами, длительным наблюдением, а также в ходе психологически продуманного устного опроса и в письменных контрольных работах.

Словарь терминов: ведущая деятельность, действие контроля и оценки, деятельность, учебная деятельность, учебная задача, учебная операция, учебное действие, учебный мотив.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие существуют трактовки понятия "учебная деятельность"?

2. В чем сущность учебной деятельности?

3. Назовите авторов концепции учебной деятельности.

4. Назовите основные особенности учебной деятельности.

5. Назовите характерные особенности усвоения знаний и умений внутри УД.

6. Назовите закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности по В.В. Давыдову.

7. Что понимается под становлением УД?

8. Чем отличается становление УД от ее формирования?

9. Назовите основные возрастные особенности формирования УД.

10. Что характерно для формирования УД в младшем подростковом возрасте?

11. В каком возрасте учебная деятельность является ведущей деятельностью?

12. В чем проявляется ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте?

13. Назовите основные аспекты диагностики учебной деятельности.

14. По каким признакам можно изучать степень сформированности учебных действий?

Список литературы:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1996.

2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М., 1986.

3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1996.

4. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М., 2001.

5. Репкин, В.В., Репкина, Н.В. Развивающее обучение: теория и практика / В.В. Репкин, Н.В. Репкина. - Томск, 1997.

6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие / Г.К. Селевко. - М., 1998.

Темы курсовых работ и рефератов:

1. Учебная деятельность в концепции Эльконина - Давыдова.

2. Сущность учебной деятельности.

3. Основные особенности учебной деятельности.

4. Структура учебной деятельности.

5. Закономерности формирования и функционирования учебной деятельности.

6. Основные возрастные особенности формирования УД.

7. Ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

ТЕМА 6. МОТИВЫ УЧЕНИЯ

Количество часов: 2

Вопросы для обсуждения:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.