Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 4. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ



Количество часов: 2

Вопросы для обсуждения:

1. Суть проблемы соотношения обучения и развития.

2. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.

3. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский).

4. Обучаемость как способность к обучению.

Комментарии:

Проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых в педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии

В истории психолого-педагогический мысли можно выделить три точки зрения на вопрос о соотношении влияния генотипических и средовых факторов на развитие человека: биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую (Асмолов А.Г.).

К началу 30-х гг. XX в. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь; обучение и развитие - тождественные процессы; между обучением и развитием существует тесная связь (Л.С. Выготский).

Эти теории о соотношении обучения и развития, описанные Л.С. Выготским более семидесяти лет назад, в некоторой модификации существуют и в современной психологии, имея под собой соответствующее фактическое обоснование как экспериментального, так и практического характера.

Интенсивные исследования отечественных психологов в 40-60-е гг. XX в. способствовали дальнейшей разработке проблемы соотношения обучения и развития. В ряде исследований было установлено: как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); какое воздействие на интеллектуальное развитие оказывают разные методы обучения (Б.Г.Ананьев, А.А. Люблинская и др.); какую роль в этом развитии играет проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин).

Решение проблемы соотношения обучения и развития теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Основными "пластами" уровня актуального развития являются обученность, развитость и воспитанность, а зоны ближайшего развития - обучаемость, развиваемость, воспитуемость.

Обучаемость в широком смысле слова - способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности.

Признаками обучаемости считаются: активность ориентировки в новых условиях; перенос известных способов решения задач в новые условия; быстрота образования новых понятий и способов деятельности; темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость; и, главное, - восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.

Словарь терминов: воспитанность, воспитуемость, задатки, зона ближайшего развития (ЗБР), интеллект, мышление, научение, обучаемость, обучение, обученность, память, развитие, созревание, способности, становление, уровень актуального развития (УАР), психическое развитие, развивающее обучение, учение, формирование.

Вопросы для самопроверки:

1. Почему проблема соотношения обучения и развития считается центральной проблемой педагогической психологии?

2. Назовите основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.

3. В чем особенности точки зрения Э. Торндайка, У. Джемса в трактовке проблемы соотношения обучения и развития?

4. Назовите основные направления разработки проблемы обучения и развития.

5. Кто изучал влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуальное развитие?

6. Какое положение легло в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития учащегося?

7. Что такое зона ближайшего развития?

8. Чем отличается уровень актуального развития от зоны ближайшего развития?

9. Назовите основные показатели, "пласты" актуального развития учащегося.

10. Что понимается под обученностью?

11. Назовите основные показатели развитости (интеллектуальной).

12. Чем отличается воспитанность от воспитуемости?

13. Что понимается под обучаемостью?

14. Чем отличается общая обучаемость от специальной?

Список литературы:

1. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. - М., 1996.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1996.

3. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М., 1985.

4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М., 1986.

5. Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд / Р.С. Немов. - М., 1995.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. / С.Л. Рубинштейн. - М., 1996.

7. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М., 1998.

8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. Пособие / В.Д. Шадриков - М., 1996.

Темы курсовых работ и рефератов:

1. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии.

2. Особенности решения проблемы соотношения обучения и развития в настоящее время.

3. Основные ориентации человекознания (по А.Г. Асмолову).

4. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.

5. Основные направления разработки проблемы обучения и развития.

6. Концепция зоны ближайшего развития.

7. Концепция зоны ближайшего развития как основа развивающего обучения.

8. Виды, уровни и свойства обучаемости.

9. Проблема обучаемости в педагогический психологии.

Интернет-ресурсы (ссылки):

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.