Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это - научение, учение, обучение.
Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли).
Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения.
Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося.
Итак, научение/обучение/учение - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является "научение". Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.
Существует множество теорий научения. В каждой из них можно выделить какой-то отдельный аспект изучаемого явления. Согласно одним теориям, в процессах учения и научения существует единый механизм обучения (как у человека, так и у животных); другие теории рассматривают учение и научение как различные механизмы.
Существует ряд актуальных проблем, требующих дальнейшего изучения: проблема соотношения и разграничения понятий "научение"/"учение"/"обучение"; проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания/развития; проблема выявления общих законов и закономерностей научения; проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения.
Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное. Каждый вид научения можно разделить на два подвида: рефлекторный; когнитивный.
Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам - игра, учение, труд. Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности, совершающейся в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры.
Проблема учения является междисциплинарной; соответственно оно может рассматриваться с разных позиций.
2. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М., 1985.
3. Ильясов, И.И. Структура процесса учения / И.И. Ильясов. - М., 1986.
4. Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / Л.Б. Ительсон. - М., 2000.
5. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб., 2001.
6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 1999.
7. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М., 1998.
Темы курсовых работ и рефератов:
1. Основные теории научения.
2. Проблемы теории научения.
3. Виды научения у человека.
4. Бихевиористская концепция научения.
5. Ассоциативно-рефлекторная теория научения.
6. Учение как разновидность человеческой деятельности.
7. Основные теории учения в отечественной психологии.
8. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
9. Основные положения теории планомерного формирования умственных действий.
Интернет-ресурсы (ссылки):
1. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/965/965030.htm.- статья Обуховой Л.Ф. "Две парадигмы в исследовании детского развития".
2. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/996/996048.htm. - статья Фридмана Л.М. "Еще один взгляд на феномен Пиаже.
3. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/951/951053.htm.- статья Павленко В.Н. "Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных действий".