Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ



ВВЕДЕНИЕ

Учебно – методическое пособие направлено на формирование у студентов представлений о механизмах усвоения социо - культурного опыта; знаний об общих закономерностях процесса обучения и воспитания; знаний об общих закономерностях формирования личности учащихся в учебном процессе; формирование способности проводить психолого-педагогический анализ, направленный на определение психологической структуры педагогической деятельности.

Дисциплина «Педагогическая психология» ориентируется на такие виды профессиональной деятельности, как учебно-воспитательная, научно-методическая, организационно - управленческая, социально-педагогическая, культурно – просветительская.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала обусловлены принципами развития высшего профессионального педагогического образования и связями данной дисциплины с другими педагогическими дисциплинами.

Дисциплина «Педагогическая психология» базируется на изучении курсов «Общая педагогика», «Общая психология». Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать:

- историю и современные тенденции развития педагогической психологии; общие закономерности усвоения социо - культурного опыта; основные методы исследования педагогической психологии.

уметь:

- переносить полученные в курсе знания на другие теоретические психологические дисциплины, в практику психолого- педагогической работы; использовать понятийный аппарат педагогической психологии;

владеть навыками:

- теоретического обоснования основных закономерностей процесса обучения и воспитания; проводить психолого-педагогический анализ, направленный на определение психологической структуры педагогической деятельности.

Учебно – методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология».

Структура пособия: введение, тематика семинарских (практических) занятий. Каждое занятие содержит вопросы для обсуждения, комментарии к их выполнению, словарь терминов, вопросы для самопроверки, литературу, темы курсовых работ и рефератов, интернет-ресурсы (ссылки).

Учебная дисциплина «Педагогическая психология» изучается студентами очной и заочной форм обучения в 6 семестре.

ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Количество часов: 2

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и структура педагогической психологии.

2. Проблемы и основные задачи педагогической психологии.

3. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.

4. Исторические аспекты педагогической психологии.

Комментарии:

Термин "педагогическая психология" применяется для обозначения двух наук. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под таким же названием "педагогическая психология" развивается и прикладная наука, цель которой - использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом прикладную часть психологии часто называют школьной психологией.

Педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений.

В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно выделить следующие: соотношение обучения и развития; соотношение обучения и воспитания; учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми; готовность детей к школьному обучению и др.

Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

Структуру педагогической психологии составляют три раздела: психология обучения; психология воспитания; психология учителя.

Выделяются три этапа становления и развития педагогической психологии (Зимняя И.А.):

Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим с явно ощущаемой необходимостью "психологизировать педагогику" (по И.Г. Песталоцци).

Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий.

Третий этап - с середины XX в. до настоящего времени. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии.

Словарь терминов: воспитание, дидактика, обучение, опыт, педагогика, педагогическая психология, педология, психика, психическое развитие, психология, развитие, сенситивные периоды развития, учение.

Вопросы для самопроверки:

1. Что является предметом педагогической психологии?

2. Укажите особенности исторического изменения предмета педагогической психологии.

3. В чем сущность биогенетического и социогенетического направлений в развитии педагогической психологии?

4. Назовите основные задачи педагогической психологии.

5. В чем проявляется единство возрастной психологии и педагогической психологии в системе психологических знаний о ребенке?

6. Каковы основные сферы действия педагогической психологии и педагогики?

7. Назовите основные ветви педагогической психологии.

8. Дайте характеристику основных проблем педагогической психологии.

9. В чем суть проблемы соотношения развития и обучения?

10. Раскройте прикладной аспект для педагогической практики решения проблемы выделения сенситивных периодов в развитии.

11. Какие подходы к решению проблемы готовности детей к обучению в школе существуют в отечественной науке и практике?

12. В чем особенности педологии как науки?

13. Какие основные исследования были развернуты с 30-х гг. XIX в. в области процессуальных аспектов обучения и воспитания?

14. Какое принципиально новое направление возникло в педагогической психологии в 60-70-е гг. XX в.?

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. - М., 1981.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1996.

3. Габай, Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Габай. - М., 1995.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. - Ростов на Дону, 1997.

5. Каптерев, П.Ф. Детская и педагогическая психология. / П.Ф. Каптерев. - М., 1999.

6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова. - М., 1996.

7. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995.

8. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М., 1998.

9. Якунин, В.Я. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.Я. Якунин. - М., 1998.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.